Неоконченная война
.pdf342
11 декабря истек срок ультиматума, который командо вание ФС предъявило всем, кто остался в Грозном. Воен ные подтвердили информацию о том, что боевики препят ствуют выходу мирных жителей из чеченской столицы. В частности, их запугивали угрозами насильственного поме щения в фильтрационные лагеря.
По словам руководителя Федеральной миграционной службы России В. Каламанова, на 10 декабря количество беженцев из Чечни, зарегистрированных ФСН, состави ло 256 тыс. человек.
Руководитель ФСН заявил, что для 100 тыс. человек предоставлено жилье в центральных регионах России, но желающих туда выехать нет.
Когда российские войска подошли к Грозному, вопрос о дальнейшей судьбе города еще не был решен. 14 декабря 1999 г. ИТАР-ТАСС сообщил, что «российские военные не планируют штурма Грозного». Об этом же заявил журна листам министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев. По его словам, «никаких штурмов Грозного, которые были бы похожи на действия в прошлой чеченской кампании, не будет». Командование Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе «рассматривает различные ва рианты» проведения операции по освобождению города от боевиков.
По словам В. Журавеля и А. Лебедева (80), мнение, ко торое отстаивали Генштаб и его начальник генерал армии Анатолий Квашнин, командующий ОГВ(с) генерал Виктор Казанцев, было вполне определенным: Грозный надо брать.
Очистив равнинную часть Чечни, подойдя к горам, вой ска оставили у себя за спиной своего рода укрепрайон, до отказа набитый самыми подготовленными, прекрасно во оруженными и оснащенными НВФ во главе с наиболее одиозными главарями. Уничтожить их в городе — задача, конечно, весьма сложная, но сделать это абсолютно необ ходимо для дальнейшего успеха всей контртеррористичес кой операции.
Вдобавок не следовало сбрасывать со счетов такой ас пект, как использование боевиками в своих пропагандист ских целях утверждения о том, что Грозный — столица «не-
343
зависимой Ичкерии» — «никогда не будет взят русскими». Оставлять в их руках подобный «козырь» — означало су щественно подорвать общий дух наступающих федераль ных войск, негативно повлиять на российское обществен ное мнение.
Однако генерал-полковник Вячеслав Овчинников (в то время главнокомандующий внутренними войсками МВД РФ) считал, что штурм в настоящий момент невоз можен, поскольку части ВВ, участвующие в контртерро ристической операции, измотаны практически непре кращающимися боями, «жесткими» и «мягкими» зачист ками, в подразделениях большой некомплект личного состава после Дагестана и похода по равнинной Чечне — погибшие, раненые, больные. У значительного числа солдат подходят к концу установленные сроки службы, их необходимо увольнять в запас, а молодое пополнение пока не имеет того опыта, каким обладали «старики». Техника находилась на грани «жизнеспособности». На ее ремонт требовалось время.
Генерал Овчинников потом вспоминал:
« Генералы армейские считали, что я им палки в колеса вставляю. В таком же виде преподносили это все и прези денту. Мол, Овчинников медлит, он вообще нам мешает, не понимает ситуации. Как я мог не понимать ситуации, когда сам участвовал в новогоднем штурме Грозного еще в ту кампанию. Я прекрасно знаю, что такое брать этот го род. И я знаю, как его можно брать. К слову я тогда коман довал группировкой «Восток» внутренних войск. У меня за весь штурм погибло всего 15 человек...»
Среди оппонентов Генштаба был и Николай Кошман, полномочный представитель правительства России в Чеч не в ранге вице-премьера. Вот что он впоследствии рас сказывал:
«Сначала планировалось, как — встать по хребту Сунжен скому и левому берегу Терека, здесь остановиться, разде лить республику на «белую Чечню» и «черную Чечню». Но потом, когда операция в начальной стадии стала довольно
344
неплохо развиваться, как говорится, пришел аппетит во время еды. Что касается Грозного, то мое мнение было та ким: входить в него не следует. Потому что город укреп лен, мы не готовы вести в нем бои. Я предлагал его блоки ровать, обойти и все нормально — через два-три месяца вся эта публика, которая была там, сама повыползала бы из города...»
Однако бои на подступах к чеченской столице уже на чались. Они, правда, первоначально не были частью како го-то определенного плана или общего стратегического замысла командования, а шли в силу инерции того наступ ления, которое так успешно развивалось до этого. (Уже 15 декабря российские передовые подразделения вступили в бой с блокированными в чеченской столице бандформи рованиями.)
В середине декабря российские войска заняли Ханка лу — восточный пригород Грозного, широко известный еще по прошлой кампании как центр всей федеральной группировки. Здесь тогда располагались вертолетная пло щадка и командные пункты Российской армии, внутрен них войск, иных силовых органов.
Из Ханкалы открывалась и прямая дорога по улицам Октябрьского района к площади Минутка, да и первые жилые кварталы Грозного, по сути, непосредственно при мыкали к здешним дачным участкам. Затем практически весь декабрь происходил захват стратегически важных пунктов и высот вокруг Грозного. В основном используя разведку боем, войска выявляли узлы обороны и огневые точки противника в самом городе.
16 декабря 1999 г. российская армия в Чечне уничтожи ла около 30 бандитов, 6 автомашин, одну базу, два объекта связи и один склад боевиков, потеряв при этом 2 погиб ших и 5 раненых военнослужащих.
На южном направлении федеральные войска продол жали теснить боевиков в горы. 17 декабря была проведе на крупномасштабная десантная операция по перекры тию дороги со стороны Чечни на Шатали (территория Грузии). В ходе боя захвачены три зенитные установки бандитов.
Операция «Аргун»
••
Сцелью устранения прозрачности границы на участке Чечня—Грузия федеральными силами в кратчайшие сро ки была проведена операция «Аргун»по высадке воздуш но-десантных подразделений и перекрытию основной бре ши — трассы Итум-Кале—Шатили. Она началась 20 декаб ря 1999 года.
Необходимость проведения операции по перекрытию чеченского участка российско-грузинской границы логи чески вытекала из всего комплексного плана контртерро ристических операций в Северо-Кавказском регионе. Ар гунское ущелье — естественные и единственные «ворота», обеспечивающие связь бандитов с так называемым ближ ним зарубежьем.
Согласно данным, обнародованным в начале 2000 г. гру зинским экс-министром обороны Китовани, к тому време ни уже до 1,5 тыс. вооруженных бандитов переселились из Чечни на территорию Грузии. А власти Грузии ответи ли категорическим отказом на предложение Москвы ох ранять совместными силами погранслужб чеченский уча сток границы.
Впериод между первой и второй чеченскими кампани ями НВФ сумели превратить более чем тридцатикиломет ровую тропу в ущелье реки Аргун в дорогу, проходимую для любого, в том числе и легкового, автотранспорта. Имен но на строительстве этой дороги использовались десятки захваченных бандитами рабов «свободной Ичкерии».
Замыслом операции предусматривалось, что российс кие пограничники во взаимодействии с оперативной груп пой «Юг» овладеют населенными пунктами в Итум-Калин-
346 :
ском и Шаройском районах Чечни для установления кон троля над южным регионом республики и, обеспечивая охрану чеченского участка российско-грузинской границы, не допустят ухода НВФ на территорию Грузии в направле нии Итум-Кале — Шатили.
Внезапность в проведении операции достигалась за счет того, что в это время активизировались боевые дей ствия федеральных сил на грозненском направлении, что обеспечило отвлечение основных сил незаконных воору женных формирований от южных районов Чечни.
В качестве района высадки были определены развали ны Джари и Корстах. Высадкой десантно-штурмового ба тальона парашютно-десантного полка ВДВ и десантноштурмовых маневренных групп Западного и Дальневосточ ного региональных управлений ФПС РФ было обеспече но десантирование основных сил.
Появление российских солдат здесь было настолько неожиданным, что участники операции не раз находили потом брошенные бандитами оружие, боеприпасы, про дукты питания...
Перекрытие дороги было не единственной целью опе рации. Буквально сразу после высадки пограничники про вели серию рейдов, взяв под свой контроль населенные пункты Верхний и Нижний Аргун, Бастехи... А через не сколько дней начался второй этап операции «Аргун» — овладение райцентрами Итум-Кале и Шатой. Одновремен но основные силы оперативной группы «Юг» начали дей ствия по освобождению от бандформирований юго-восточ ной части Чечни — Шаройского и Веденского районов.
Наращивание усилий было осуществлено за счет пе реброски резервов из Северо-Кавказского, Северо-Запад ного, Забайкальского и Дальневосточного региональных управлений ФПС. Совместно с войсками ОГ «Юг» были проведены разведывательно-боевые и рейдовые дей ствия в восточном направлении Аргунского ущелья до Итум-Кале.
По словам Г. Трошева:
«В результате проведенной операции по блокированию горной дороги Итум-Кале—Шатили боевики лишились ос-
347
новного маршрута доставки вооружения, боеприпасов и материально-технических средств через Грузию. По имев шимся данным, на территории закавказской республики как раз была подготовлена к отправке большая партия гру за для баз бандформирований в районе Шатоя.
Высадка нашего воздушного десанта в верховья Аргунс кого ущелья стала полной неожиданностью для боевиков. Сначала, из-за противоречивости информации, сведения о десанте боевики восприняли с недоверием, как несоот ветствующие действительности. В данном случае прекрас но сработали наша агентурная разведка и специалисты по радиоэлектронной борьбе.
Когда же полевые командиры окончательно уяснили ситуацию, было уже поздно. Руководивший десантирован ной группировкой генерал М. Ашуров отбил все атаки бан дитов» (14).
Цель операции «Аргун» была достигнута. В Аргунском ущелье было уничтожено более 50 боевиков, 4 захватили в плен. ФС потеряли при этом 9 человек погибшими. Было уничтожено два опорных пункта, 38 мест пребывания бое виков, оборудованных для проживания и ведения органи зованной обороны, а также 11 схронов с оружием, боеп рипасами, снаряжением и продовольствием, в которых изъяты десятки единиц огнестрельного оружия и более 11 тысяч боеприпасов. Среди них 17 ракет к реактивным си стемам залпового огня «Град», 334 неуправляемых реактив ных снаряда, около 100 кг взрывчатых веществ...
Кроме того, захвачено или уничтожено более семиде сяти единиц автомобильной и другой техники боевиков, освобождены из рабства 7 россиян.
Второй штурм Грозного
К этому времени продолжалось блокирование Грозно го и уничтожение бандитов на восточных окраинах го рода. Однако вновь, как и в первую войну, в районе че ченской столицы продолжали действовать «коридоры» Для выхода «мирных граждан и боевиков, решивших сло
ить оружие». Решив «сложить оружие», боевики, выб-
348
равшись из Грозного, вновь его поднимали, вливаясь в другие отряды.
Активное проникновение выбитых из других населен ных пунктов бандитов шло через южный открытый учас ток. Немалую часть из них составляли иностранные наем ники. Это объяснялось тем, что тщательные специальные мероприятия по выявлению членов незаконных вооружен ных формирований (НВФ) на уже освобожденных терри ториях, как правило, не проводились.
А в самой чеченской столице НВФ готовились к реши тельной схватке с российской армией. Грозный был раз делен на 4 сектора, оборону которых Масхадов поручил своим самым надежным «полководцам» — Басаеву, голову которого федералы оценили в миллион долларов, Русла ну Гелаеву, Магомеду Хатбиеву и Мауди Бакуеву.
В городе спешно стали формироваться диверсионные отряды и группы смертников, в том числе из подростков, задачей которых стало — любыми способами прорваться в тылы федеральных войск и организовать теракты в со предельных районах. Тут как нельзя лучше им в этом спо собствовали оставленные по приказу сверху так называе мые «коридоры». Был утвержден план обороны Грозного, налажены связь, обеспечение боеприпасами и продоволь ствием.
По сообщению штаба российской группировки, отря ды боевиков в городе насчитывали до 6 тыс. человек. По данным Минобороны России, в составе бандформирова ний воевали террористы, подготовленные, профинанси рованные и нелегально переправленные в Россию экстре мистскими организациями, действующими на территории Афганистана, Алжира, Бангладеш, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Египта, Индонезии, Ирака, Ирана, Йе мена, Кении, Кувейта, Ливана, Марокко, ОАЭ, Омана, Пакистана, Палестины, Саудовской Аравии, Сирии, Суда на, Туниса и Эфиопии.
26 декабря 1999 г. началась намеченная спецоперация «по поиску и ликвидации» бандформирований в Грозном силами подразделений внутренних войск и милиции. К сожалению, первые же дни показали полную ошибочность расчетов российского командования. Город, как и пять лет
349
Боевики в зимних маскхалатах — как и положено на войне зимой
назад, надо было штурмовать по классической схеме - брать дом за домом, квартал за кварталом, улицу за улицей...
Срочно была создана еще одна, помимо уже имеющих ся, группировка войск. Район ее действий включал соб ственно чеченскую столицу, а таюке ее ближайшие приго роды и получил в штабных документах название «Особый район г. Грозный».
28 декабря министр обороны РФ И. Сергеев отметил, что после трехдневных ожесточенных боев передовым подразделениям ФС удалось продвинуться к центру чечен ской столицы. Сергеев признал, что чеченские боевики оказывают ожесточенное сопротивление. По словам пред седателя Госсовета Чечни М. Сайдуллаева, боевики покля лись на Коране, что, пока живы, из Грозного не уйдут.
29 декабря НВФ взорвали емкость с хлором и аммиа ком и подожгли залитую в траншеи нефть в Старопромысловском районе.
В конце декабря командующий Объединенной группи ровкой войск в Северо-Кавказском регионе генерал-пол ковник Виктор Казанцев бодро объявил:
350
«...это уже агония. Бандиты прекрасно понимают, что остановить Российскую армию им не удастся. Через какието две — максимум три недели мы планируем взять под кон троль весь горный район Чечни... В настоящее время мы уже постепенно передаем освобожденные районы предста вителям МВД, ФСБ, органам прокуратуры, судам».
По официальным данным на 30 декабря, потери феде ральных сил за время боевых действий на территории Чеченской республики (с 1 октября 1999 года) составили 397 человек и около 1 000 раненых.
Только за первых 3 месяца на ведение боевых дей ствий в Чечне было израсходовано почти 50 млрд руб лей. Каждый день войны на Северном Кавказе обходил ся России в 40—50 млн долларов. Нищий российский бюджет нашел средства для того, чтобы в новогодние дни 2000 года в Чечню поступило 100 тысяч новогодних по дарков для детей. К началу нового года в 122 освобож денных населенных пунктах было восстановлено и дей ствовало 57 школ.
Однако подавляющее большинство населения Чечни, уставшего от войны, не верило, что российские войска пришли надолго, и предпочитало подчиняться приказам бандитских главарей, всегда готовых подтвердить свой «авторитет» массовыми убийствами и казнями соплемен ников или «подставкой» недостаточно покорных насе ленных пунктов под удары сил федеральной артиллерии.
Учитывая складывавшуюся в Грозном обстановку, по словам В. Журавеля и А. Лебедева, в течение почти двух недель командование провело большую аналитическую работу.
Выводы, сделанные по ходу боевых действий, а также после анализа первых неудачных попыток вклиниться в оборону противника, послужили основой для разработ ки иных тактических приемов при продвижении по го роду, уничтожения боевиков, захвата и удержания осво божденных кварталов. Были определены подразделения по блокированию очищенных от экстремистов террито рий путем выставления ротных и взводных опорных пун ктов, блокпостов.
351
Большое внимание уделялось созданию мобильных, боеготовых подразделений, способных прорвать или, точнее, продавить оборону бандформирований.
В кратчайшие сроки были сформированы штурмовые отряды, состав которых более всего отвечал задачам боя в городских условиях. Они включали штурмовые группы, тактика действий которых предусматривала продвиже ние не только прямо по улицам, а по дворам, садам, зда ниям.
В связи с этим важное значение приобретало устрой ство проломов в оградах, заборах, стенах и межэтажных перекрытиях.
Группы разведки, разминирования и подрывных ра бот, входившие в штурмовые группы, готовились к под рыву обороняемых противником объектов, а также к их разминированию после захвата, производству разру шений в городских коммуникациях, устройству заграж дений. Для этого имелись кумулятивные, удлиненные и сосредоточенные стандартные заряды. Все военнослу жащие штурмовых отрядов получили отличительные повязки.
Действия атакующих на всех этапах выполнения зада чи должна была прикрывать артиллерия (огневое окай мление). Техника выдвигалась так называемыми «скачка ми» — от укрытия к укрытию. По верхним этажам велся огонь из танков, БМП, а по нижним — из оружия штур мовых подразделений, включая гранатометы и огнеме ты. Каждому командиру взвода вручили закодированную схему города. Связь обеспечивалась до командира отде ления включительно (80).
** *
Снаступлением Нового 2000 года федеральные силы
продолжали вести активные боевые действия в Грозном и на юге Чечни.
В Грозном продолжались тяжелые бои. Федеральные силы сужали кольцо вокруг чеченской столицы, продвига ясь вглубь (дугой) к центру города. Командование рассчи тывало вытеснить боевиков на юг и там устроить им «ог ненный мешок». В боях за Грозный боевики в очередной
