Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Криминология_Иншаков С.М_Учебник_2000 -432с.doc
Скачиваний:
306
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
4.51 Mб
Скачать

Особенности процессов нравственной деградации женщин

Общепризнанно, что женщина реже, чем мужчина падает нравственно. Но если это происходит, то она падает быстрее и ниже.

Причин этого несколько. К ним относятся особая криминогенность ситу­аций, формирующих женскую криминальную мотивацию, специфика соци­альной роли женщины в обществе, особенности женской психики.

Женщина практически не совершает преступлений в нормальных услови­ях и в условиях, которые можно определить как незначительное отклонение от нормы. Женщина часто удерживается от скатывания на преступный путь в ситуациях средней степени сложности. Лишь драматическое стечение обстоя­тельств в большинстве случаев толкает женщину на преступление - при таком стечении жизненных трудностей мужчина падает еще быстрее и еще ниже.

То, что в отношении женщин считается поведением, отклоняющимся от нормы, в отношении мужчин нередко уже приобрело статус нормы (курение, употребление спиртного, супружеская неверность, пренебрежение родительскими обязанностями, карьеризм, жесткость и бессердечие;). Аборт, совершение которого нередко оказывается на совести мужчин, тем не менее черным пятном ложится на совесть женщины. Очень часто «слабый пол» оказывает­ся жертвой этого культурного противоречия.

Современный стиль жизни, вынуждающий женщин брать на себя мужские дела и выполнять не свойственные им функции, приводит их к мужским стимуляторам и вообще к восприятию многих элементов мужской культуры. Это позволяет им успешно самоутверждаться и обеспечивает материальный достаток, но при этом их, как правило, не покидает внутреннее чувство вины и глубокой неудовлетворенности. Одно из типичных качеств женщины-пре­ступницы - ощущение, что окружающие относятся к ней с неприязнью.* Это, в свою очередь (в качестве механизмов психологической самозащиты), формирует безразличие к общественному мнению, ожесточение и иницииру­ет процессы социальной дезадаптации (женщина перестает воспринимать со­циальные нормы, традиции, стандарты поведения как что-то значимое для нее). Дезадаптация может протекать как по корыстному, так и по насильст­венному типу - и нередко приводит к тому или иному виду преступного по­ведения.

* См.: Габиани А., Меликашвили Л. Социальное лицо женщин-преступниц и проституток Тбилиси, 1993. С.168.

Особенности психики женщин обусловливают совершение ими таких преступлений, которые кажутся поистине кощунственными, - убийство ре­бенка. Этих преступлений совершается немного. Подчас субъектами этих преступных деяний оказываются лица, утратившие не только облик женщи­ны, но и право называться человеком.

В отдельных случаях характер мотивации этих преступлений совершенно иной. Особенности психического состояния женщины в момент родов и сра­зу же после них, когда она может оказаться в состоянии уменьшенной вме­няемости, учтены в ст. 106 У К РФ.

Детоубийство подчас оказывается реакцией на изнасилование. Это под­метил еще Ч. Ломброзо: «Детоубийство очень распространено в Швеции по­тому, что здесь извозчиками являются почти исключительно женщины. По­следним, по роду их занятий, приходится часто бывать в отдаленных от городов местах среди грубых, полудиких мужчин; они подвергаются очень часто изнасилованиям и беременеют. Детоубийство должно в таких случаях восстанавливать невольно потерянную честь женщины».* Этот отрывок ил­люстрирует два достаточно специфических фактора женской преступности: исполнение несвойственных женщине социальных ролей и криминальный самодетерминизм.

* Ломброзо Ч., Ферреро Г. Женщина преступница и проститутка. С. 192-193.

В отдельных случаях убийство грудного ребенка оказывается одной из форм самоубийства: «Чтобы понять это, необходимо учесть, что она убивает ребенка, которому только 10 месяцев. Он в возрасте, когда мать находится с ним в симбиотических отношениях и ребенок для нее является частью ее самой. В рассматриваемом случае она не относилась к своему ребенку как к ка­кому-то отдельно существующему от нее и имеющему право на «автоном­ную» жизнь. У нее к ребенку в принципе нет никакого отношения, т.е., по су­ществу, это отношение к себе. Убийство ребенка также представляет собой символичное самоубийство, аутоагрессию. Последняя возникает в виде ре­зультата блокирования возможности к агрессии, которая должна была прояв­ляться вовне, т.е. к гетероагрессии. Невозможность гетероагрессивного пове­дения компенсируется аутоагрессией».*

* Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г.Неблагоприятные условия формирования личности в дет­стве. М., 1983. С. 46.

Совершение преступления лицом женского пола очень часто символизи­рует самоубийство - по крайней мере, оно убивает в преступнице женщину, она утрачивает абсолютное большинство социальных ориентиров и провали­вается в губительную бездну.

Соседние файлы в предмете Международное сотрудничество органов