Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мировая политика.doc
Скачиваний:
629
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
1.3 Mб
Скачать

1.2. Заключение вестфальского мира и формирование государственно-центристской политической системы мира.

В раздробленной Европе к середине XVII в. усилили свой конт­роль над отдельными территориями князья, которые добились неза­висимости от Папы Римского и власти императора. В Европе велись междоусобные войны. Наиболее масштабной оказалась Тридцатилет­няя воина, в которой участвовала по разным причинам, в том числе религиозным, династическим, территориальным, значительная часть европейских государств. Подписание после ее окончания Вестфаль­ского мира в 1648 г. стало важнейшей в историческом развитии вехой, которая ознаменовала собой формирование новой политической сис­темы. В основу была положена идея национального государства (госу­дарства Вестфальской системы). Эта возникшая в Европе модель политического устройства распространилась потом на другие конти­ненты, став действительно мировой. За более чем 350-летнюю исто­рию (что по сравнению с возрастом человечества является небольшим периодом) она получила дальнейшее развитие и сохранилась до на­ших дней.

Правда, в иных частях земного шара государства оказывались порой «не совсем такими», как в Европе. Они представляли собой за­частую не результат исторического развития, а лишь итог колониаль­ных завоеваний, с произвольно установленными границами, сложным переплетением местных традиций и социальной организации жизни с привносимым извне. Все это дало о себе знать в XX в.

Вестфальский мир включил в себя два мирных договора, о кото­рых в течение нескольких лет велись переговоры в двух городах — Мюнстере и Оснабрюке (Вестфалия). Они были подписаны в 1648 г. соответственно между Священной Римской империей германской на­ции и Францией в Мюнстере, а также между Священной Римской империей германской нации, с одной стороны, и Швецией, протестан­тскими германскими княжествами — с другой, в Оснабрюке. Вестфаль­ский мир закрепил за Францией, Швецией с их союзниками немалые территориальные приобретения и право вмешательства в дела импе­рии. Голландия и Швейцарская конфедерация получили признание в качестве суверенных государств, а за германскими князьями были признаны права суверенных государей. Таким образом, Священная Римская империя германской нации превратилась в конгломерат по­чти 300 независимых государств. Вестфальский мир признавал также религиозные права и свободы за лютеранами и кальвинистами. Иног­да к нему относят и мирный договор от 30 января 1648 г. между Голлан­дией и Испанией, который завершил их Восьмидесятилетнюю войну (боевые действия между ними с 1625 г. принято рассматривать одно­временно как части Тридцатилетней и Восьмидесятилетней войн).

Новая политическая система возникла не на пустом месте. Ее подготовило историческое развитие Европы XV—XVI вв. Поэтому «корнями» она уходит к отношениям между территориями еще со вре­мен Древней Греции, Римской империи, а также к политическим тра­дициям итальянских городов позднего Средневековья. Признав в ка­честве ключевого принцип национального (государственного) сувере­нитета, Вестфальский мир положил начало новой системе отношений, которая впоследствии получила название Вестфальской, или государственно-центристской, модели (системы) мира.

Принцип национального суверенитета предполагал, что каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории, оп­ределяет внутреннюю и внешнюю политику. Однако не только поли­тикой ограничивалась его власть. Фактически, как заметил П. Тейлор, государство получило также власть в определении экономической, социальной и культурной стратегии. Данное право власти уважалось другими государствами, которые не вмешивались во внутренние дела соседей. В целом в основе идеи национального государства, обладаю­щего суверенитетом, были четыре главные характеристики:

  1. наличие территории;

  2. наличие населения, проживающего на данной территории;

  3. легитимное управление населением;

  4. признание другими национальными государствами.

При отсутствии хотя бы одной из названных характеристик госу­дарство перестает существовать или становится резко ограниченным в своих возможностях (например, если оно не признается другими го­сударствами). Признание государств стало особенно актуальным в пос­леднее время. В случае если большинство стран мира отказывается признать то или иное государство, оно в современных условиях неиз­бежно сталкивается с экономическими и политическими трудностями.

Создатели Вестфальского мира, как отмечает Жан-Мари Гуэнно, хорошо понимали, что формируемый ими миропорядок не может строиться на ценностных ориентирах, в частности на религии. Ценности не подлежат обсуждению, и по ним не делают уступок. Именно поэтому, и это было действительно прогрессивным решением, основой государ­ственно-центристской модели мира стали национальные интересы, по которым возможен поиск компромиссных решений. Суверенные на­циональные государства взаимодействовали между собой, образуя систему международных отношений, которая охватывала различные сферы: политическую, военную, экономическую, правовую, соци­альную, культурную и т.п.

Впоследствии стала выстраиваться система внутри- и межгосу­дарственных отношений с присущими ей механизмами и аппаратом управления, политическими и правовыми нормами, а национальное государство превратилось в единицу построения политической систе­мы мира, с четким разделением на внутреннюю и внешнюю политику.

Соответственно, стали складываться и социальные науки. Поли­тология, социология, уголовное право, административное право зани­мались анализом функционирования государства, в то время как меж­дународные отношения, международное право, международные экономические отношения — изучением взаимодействия государств на мировой арене.

Взаимодействие государств на международной арене отчасти упо­рядочивалось через их союзы, которые по ряду параметров согласовы­вали свои внешнеполитические действия. При заключении Утрехт­ского мира (1713), который положил конец борьбе за испанское наследство, между Францией и Испанией, с одной стороны, и коали­цией государств во главе с Великобританией — с другой, впервые по­является термин «баланс сил», получивший широкое распростране­ние в политической лексике второй половины XX в.

Роль Великобритании, которая в свое время первой включилась в промышленную революцию, возросла в конце XVIII — начале XIX в. Соперником Великобритании выступила Франция. Одновременно Испания, Швеция, Нидерланды стали терять былую мощь. Зато уси­лились Пруссия и Россия, которые стали важнейшими участниками международных отношений.

Последовавшие за французской революцией наполеоновские вой­ны закончились поражением Франции. Венский конгресс в 1815 г. под­вел им итог и восстановил нарушенный принцип национального суве­ренитета. В рамках Вестфальской модели мира сложилась система международных отношений, получившая название «Европейский кон­церт», или Венская система международных отношений.

Венская система международных отношений основывалась на общем согласии наиболее могущественных европейских монархий (ве­ликих держав, включая Россию) относительно территориального и по­литического статус-кво в Европе; возможности коллективного вмеша­тельства в дела тех государств, которым угрожают революции; требовании дипломатических консультаций по территориальным и прочим проблемам.

Интенсивным захватом колоний великими державами характе­ризовался конец XIX в. Мир фактически оказался поделенным между ведущими европейскими странами.

На мировую арену в начале XX столетия вышли новые государ­ства. Это прежде всего США (они стали мировым экономическим ли­дером), а также Япония, Германия, Италия. С этого момента Европа перестала быть единственным континентом, где формировались но­вые мировые государства-лидеры.

Двумя мировыми войнами ознаменовалось XX столетие. Первая (1914—1918) закончилась поражением Германии и ее союзников. В Версале в июне 1919 г. был подписан мирный договор, зафиксиро­вавший новые территориальные границы Германии. Составной частью Версальского мирного договора был Устав Лиги Наций — межправи­тельственной организации, который определил в качестве основных целей развитие сотрудничества между народами, гарантии их мира и безопасности. Первоначально его подписали 44 государства. США не ратифицировали этот договор и не вошли в число членов Лиги На­ций. Изначально не вошли в нее СССР, Германия.

Одной из ключевых в создании Лиги Наций была идея коллектив­ной безопасности. Предполагалось, что государства имеют законное пра­во противостоять агрессору. На практике, как известно, это не удалось сделать, и мир был ввергнут в новую мировую войну. Лига Наций фак­тически прекратила существование в 1939 г. (с началом Второй миро­вой войны), хотя формально была распущена в 1946 г. Однако многие элементы структуры и процедуры, а также основные цели Лиги Наций унаследованы Организацией Объединенных Наций (далее — ООН).

Завершение формирования системы международных отношений после окончания Первой мировой войны произошло на Вашингтон­ской конференции 1921—1922 гг., созванной по инициативе США. Она зафиксировала новую расстановку сил в Тихоокеанском регионе. Сама же система международных отношений, образованная между двумя мировыми войнами, получила название Версалъско-Вашингтонской, или межвоенной. Как и «Европейский концерт», она находилась в рам­ках Вестфальской модели (политической системы) мира и стала пер­вой системой международных отношений, вышедшей за пределы од­ного континента и охватившей мир в целом.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений, сформированная в значительной степени под влиянием политических и военно-стратегических идей стран-победительниц, игнорировала интересы побежденных, а также вновь образованных стран (в Европе возникло девять новых государств). В результате она оказалась про­тиворечивой и нестабильной. Как следствие, не удалось избежать раз­вязывания Второй мировой войны.

Окончание Второй мировой войны дало начало новой системе международных отношений — Ялтинско-Потсдамской {послевоенной), которая, как и предыдущие, явилась частью Вестфальской системы мира. Ее основу заложили договоренности стран — победительниц во Второй мировой войне, оформленные на Ялтинской и Потсдамской конференциях.

Международные отношения после Второй мировой войны раз­вивались сложно и противоречиво. Положительным моментом было создание ООН, цели которой были направлены прежде всего на под­держание мира и развитие сотрудничества между странами.

Важнейшей вехой послевоенного периода явилось подписание в 1975 г. Хельсинкского заключительного акта Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (далее — СБСЕ, впоследствии ОБСЕ). Заговорили о разрядке международной напряженности.

Однако наряду с сотрудничеством послевоенный период ознаме­новался новым типом конфронтации. Мир оказался фактически рас­колотым на два блока, образованных на основе военно-политического превосходства двух сверхдержав — СССР и США над остальными стра­нами, что определялось прежде всего наличием ядерного оружия, га­рантировавшего многократное взаимное уничтожение.

Система международных отношений, связанная с противостоя­нием двух блоков, получила название биполярной. Гонка вооружений, ее ограничение, проблемы военной безопасности были центральными вопросами международных отношений. В целом же жесткое соперни­чество двух блоков, которое не раз грозило вылиться в новую миро­вую войну, получило название холодной войны. Опаснейшим момен­том в истории послевоенного периода был Карибский (Кубинский) кризис 1962 г., когда США и СССР всерьез обсуждали возможность нанесения ядерного удара.

Оба противостоящих блока имели военные союзы — Организа­цию Североатлантического договора (НАТО), образованную в 1949 г., и Организацию Варшавского договора (ОВД) — в 1955 г. Понятие «ба­ланс сил» стало одним из ключевых элементов Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Мир оказался «поделенным» на зоны влияния между двумя блоками. За них и велась ожесточенная борьба.

Важнейшим моментом в развитии политической системы мира стало крушение колониализма. Почти весь Африканский континент освободился от колониальной зависимости в 1960-е гг. Вестфальская модель организации внутри- и внешнеполитической жизни достигла своего расцвета: на основе ее принципов и норм (по крайней мере, с формальной точки зрения) строились вновь образованные государ­ства.

Развивающиеся страны впервые начали оказывать влияние на мировые политические процессы. Они вступали в ООН, а в 1955 г. образовали Движение неприсоединения, которое по замыслу создате­лей должно было противостоять двум противоборствующим блокам.

Одновременно эти страны пытались привлечь внимание к свое­му бедственному экономическому положению, выступая в ООН и свя­занных с ней организациях с общих позиций. Например, на 1-й сессии Конференции ООН по торговле и развитию в 1964 г. 77 стран, или так называемая «Группа 77», заявили о том, что они совместно, с помо­щью многосторонней дипломатии, будут добиваться решения наибо­лее важных международных экономических проблем. В эту группу к 1990-м гг. входило уже 130 государств.

Распадом СССР и военно-стратегического блока ОВД, а также кардинальными переменами в странах Восточной Европы и государ­ствах бывшего СССР ознаменовались конец 1980-х — начало 1990-х гг. На этих территориях образовался ряд независимых государств. Рос­сия стала правопреемницей СССР в Совете Безопасности ООН. Вмес­те с этими изменениями мир вступил в новую стадию развития, свя­занную с окончанием холодной войны.

Как отмечает М.М. Наринский, следует иметь в виду, что бипо- лярность Ялтинско-Потсдамской системы не была абсолютной, так как СССР и США не могли контролировать всех участников и все проис­ходящее на международной арене.

Сначала события, связанные с распадом СССР, окончанием хо­лодной войны, во многих странах, прежде всего западных, были вос­приняты с воодушевлением и даже романтизмом. В США появилась статья Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории?» (1989). В ней автор пред­рекал торжество демократии, отсутствие силовых методов разрешения споров в мире, а также вооруженных конфликтов, и в этом смысле — конец истории. Работа Ф. Фукуямы вызвала большой резонанс в мире.

Затем в начале 1990-х гг. последовал всплеск конфликтов, причем в спокойной, казалось бы, Европе (что вызвало особую озабоченность и европейцев, и американцев). Это породило прямо противоположные настроения. Сэмюэл Хантингтон в 1993 г. в статье «Столкновение ци­вилизаций» выступил с противоположных Ф. Фукуяме позиций, пред­сказывая конфликты на цивилизационной основе. Эта статья также получила широкое обсуждение в различных странах. В дальнейшем, когда число вооруженных конфликтов пошло на спад, наметилось пре­кращение огня и в Европе, идея С. Хантингтона о цивилизационных войнах стала забываться. Однако всплеск жестоких и демонстративных террористических актов в различных частях земного шара, за которыми стояла крайне радикальная исламистская организация «Аль-Каида», за­ставил многих, особенно журналистов, вновь заговорить о ней.

Вообще мир после окончания холодной войны оказался сложным и малопонятным, а система международных отношений, сформирован­ная после окончания холодной войны, не получила общепринятого названия, хотя было предпринято немало попыток выделить ее осно­ву. Например, указывалось на односторонность в действиях США, что особенно проявилось при вторжении в Ирак в 2003 г. Появился даже термин, характеризующий внешнюю политику Соединенных Шта­тов, — унилатерализм. Однако ни само явление, ни термин не охваты­вали всей сложности и основных сущностных параметров происходя­щих политических процессов.

И все же при всей неопределенности современного политического мира можно сказать, что четко прослеживаются взаимообусловлен­ность и взаимовлияние одних территориальных образований (госу­дарств, регионов, мегаполисов и т.п.) на другие, одних проблем (эко­номических, политических, экологических, военно-политических, культурных и т.д.) на другие, поэтому политическая практика все жес­тче требует целостного, комплексного подхода. Политические послед­ствия действий на международной арене часто оказываются намного более широкими и глубокими, чем первоначально ожидалось. Следо­вательно и анализ мировой политики должен исходить из этой реаль­ности. Именно поэтому так важно определить основные сущностные характеристики современной политической системы мира и ответить на следующие вопросы.

  1. Претерпевает ли Вестфальская модель принципиальные изме­нения? Если да, то в чем?

  2. Как должны действовать государства, международные органи­зации?

  3. Какова роль неправительственных организаций, транснацио­нальных корпораций (далее — ТНК) в современных политических процессах?

  4. Что стоит за процессами глобализации и регионализации мира, его демократизации и распространением терроризма?

Эти и многие другие вопросы составляют суть мировой полити­ки как науки, одна из специфических черт которой определяется ее направленностью в будущее, поиском ответов на те вопросы, которые человечеству еще предстоит решить.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. В чем проявлялись основные этапы и черты политического раз­вития мира до формирования системы национальных госу­дарств?

    2. Как можно охарактеризовать важнейшие параметры Вестфаль­ской модели мира?

    3. Каковы главные параметры системы международных отноше­ний в Европе, получившей название «Европейский концерт»?

    4. Что представляют собой основные черты и этапы развития Вер- сальско-Вашингтонской системы международных отношений?

    5. Какими особенностями характеризуется Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (как она изменялась)?

    6. В чем состоит суть дискуссий по основным проблемам полити­ческого развития мира после окончания холодной войны?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

      1. Мировая политика: повестка дня на завтра (виртуальный круг­лый стол) / Полис. 2005. № 4.

      2. Наринский М.М. История международных отношений 1945- 1975. М.: РОССПЭН, 2004.

      3. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис 1994 № 1.