Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Харт Г. Понятие права. Полный текст..doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
1.87 Mб
Скачать

Глава IX

93. Естественное право. Существование обширной литературы о классических, схоластических и современных доктринах естественного права, а неясности, связанные с выражением «позитивизм» (см. ниже) нередко не дают возможности понять, что именно обсуждается при про­ тивопоставлении естественного права и юридического позитивизма. В тексте была предпринята попытка выявить один из таких вопросов. Од­ нако чтение только вторичных источников может мало что дать для рас­ смотрения этой проблемы. Некоторое знание терминологии и философ­ ских предпосылок первоисточников совершенно необходимо. Элемен­ тарный минимум можно извлечь из следующего набора текстов: Аристо­ тель, Физика II 8; Фома Аквинский, Сумма теологии, вопросы 90-7 (см., например, в переводе D'Entreves, Aquinas: Selected Political Writings, Oxford, 1948); Гроций, О праве войны и мира: Пролегомены (The Classics of International Law, vol. 3, Oxford, 1925); Blackstone, Commentaries, Introduction, s. 2.

94. Юридический позитивизм. Термин «позитивизм» в современной англо-американской литературе используется для обозначения одного или нескольких из следующих утверждений: (1) что законы— это ко­ манды, отданные людьми; (2) что нет необходимой связи между правом и моралью, или правом каким оно должно быть и правом как оно есть на самом деле; (3) что анализ смысла правовых понятий важен сам по себе и может быть отделен (но вовсе не обязательно противопоставлен) исто­ рическим и социологическим исследованиям правовых институтов, рав­ но как и критической оценке права с точки зрения морали, социальных целей, функций и др.; (4) что правовая система — это «закрытая логиче­ ская система», в которой правильные решения могут быть выведены на основании предустановленных правил средствами одной логики; (5) что моральные суждения не могут, в отличие от высказываний о фактах, быть установлены на основе рациональных рассуждений, свидетельств и доказательств (нон-когнитивизм в этике).

Бентам и Остин придерживались воззрений, выраженных в положе­ниях (1), (2) и (3), однако не принимали (4) и (5); Кельзен признавал по­ложения (2), (3) и (5), однако отрицал (1) и (4). Положение (4) часто при­писывается «аналитическим юристам», однако, по всей видимости, без достаточных оснований.

В континентальной традиции выражение «позитивизм» часто ис­пользуется для общего опровержения утверждения о том, что некоторые принципы или правила человеческого поведения могут быть открыты средствами одного разума. Ценное обсуждение проблемы неопределен-

266

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВАМ

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВАМ

267

ности термина «позитивизм» см. в Ago, op. cit. // 57 American Journal of International Law (1957).

  1. Милль о естественном праве. См. его эссе о природе в Nature, the Utility of Religion and Theism.

  2. Блэкстоун и Бентам о естественном праве. Blackstone, loc. cit., и Bentham, Comment on the Commentaries, ss. 1-6.

  3. Минимальное содержание естественного права. Эта эмпирическая версия естественного права основывается Hobbes, Leviathan, chaps. 14 -15, и Hume, Treatise of Human Nature, Book III, part 2; esp. ss. 2 and 4-7.

  4. Гекльберри Финн. Роман Марка Твена является глубоким иссле­ дованием моральной дилеммы, порожденной наличием общественной морали, которая противоречит личным симпатиям индивида и гуманно­ сти. Это является ценной поправкой к идентификации всей морали с последним.

  5. Рабство. Высказывание Аристотеля о рабе как «говорящем ору­ дии» см. Политика 1,2-4.

  1. Влияние морали на право. Ценные исследования того, как разви­ тие права испытало влияние морали, см. в Ames, «Law and Morals» // 22 HLR (1908); Pound, Law and Morals (1926); Goodhart, English Law and the Moral Law (1953). Остин полностью осознавал эту фактическую или кау­ зальную связь. См. The Province, Lecture V, p. 162.

  2. Интерпретация. О месте моральных соображений в интерпре­ тации права см. Lamont, The Value Judgment, pp. 296-31; Wechsler, «Towards Neutral Principles of Constitutional Law» // 73 HLR i, p. 960; Hart, op. cit. // 77 HLR, pp. 606-15, и критика Фуллера, ib. 661 ad fin. О призна­ нии Остином существования сферы, открытой для выбора судей между «конкурирующими аналогиями», и его критике неспособности судей сде­ лать их решения соответствующими стандарту полезности, см. The Lectures, Lectures 37-38.

  3. Критика законодательства и право всех людей на равное внима­ ние. См. Benn and Peters, Social Principles and the Democratic State, chaps. 2-5, и Baier, The Moral Point of View, chap. 8, о том, что признание этого права является не просто одной из возможных моралей, но определяющей ха­ рактеристикой истинной морали.

  4. Принципы легальности и справедливости. См. Hall, Principles of Criminal Law, chap. 1; о «внутренней морали права» см. Fuller, op. cit. // 77 HLR (1958), pp. 644-8.

  5. Возрождение естественноправовых доктрин в послевоенной Гер­ мании. См. обсуждение поздних воззрений Радбруха (Radbruch) и ответ Фуллера см.: Hart, op. cit. // 77 HLR (1958). Обсуждение решения Oberlandsgericht Bamberg (июль 1949), в котором жена, сдавшая своего мужа нацистам за нарушение действующего тогда статута 1934 г., была

признана незаконно лишившей его свободы, исходило из предположе­ния, что описание этого казуса в 64 HLR (1951), р. 1005, было корректно и что германский суд признал статут 1934 г. недействующим. Точность это­го описания была недавно подвергнута сомнению Паппе: Рарре, «On the Validity of Judicial Decisions in the Nazi Era», 23 MLR (1960). Критика доктора Паппе вполне обоснованна, поэтому наше обсуждение этого ка­зуса следует рассматривать как гипотетическое. Как показал доктор Пап­пе (op. cit., p. 263), в данном конкретном деле суд (Апелляционный суд провинции), после признания теоретической возможности того, что ста­тут может быть признан незаконным, если он нарушает естественное право, пришел к выводу, что данный нацистский статут не нарушает его; обвиняемая был признана виновной за незаконное лишение своего мужа свободы потому, что она не обязана была информировать власти, но сде­лала это по личным соображениям и должна была понимать, что подоб­ный поступок в данных обстоятельствах «противоречил здравой совести и чувству справедливости, общим для всех честных людей». Следует рас­смотреть в этой связи тщательный анализ д-ром Паппе решения Верхов­ного Суда Германии по поводу другого сходного случая: ib., p. 268 ad fin.