Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MORusILit_RojdestvenskiyTeoriyaRitoriky.pdf
Скачиваний:
59
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
4.09 Mб
Скачать

формулах всегда может быть истолковано с точки зрения предметного содержания. Это служило материалом для обвинения в неискренности и давало повод следователю имитировать гнев.

3. Медицинский диалог с точки зрения этоса подобен следственному, так как их роднит общая цель - установление объективного положения дел. Например, при опросе больного с целью составления анамнеза. Отход от строгой последовательности в этом случае ведет к ятрогении - внушении больному ощущения болезни. Есть и другие диалоги, требующие установления действительного положения дел.

В криминальных романах нередко преувеличивается интуиция следователя, врача или разведчика. Это приводит к ложному представлению о сущности диалектическо го диалога, который единственно может объективировать данные.

4. Диалог сторон на суде в принципе имеет эристический характер. Судебные риторики требуют, чтобы каждая из сторон не упоминала факты, которые не выгодны для данной стороны, и, наоборот, подчеркивала выгодные для себ факты. Кроме того, в суде можно применять приемы эристики, например, смену общих мест или смену тем. Известен выигрыш адвокатом Плевако дела о священнике, укравшем белье: "Он столько раз отпускал Вам Ваши куда более тяжелые грехи, неужели вы, господа присяжные заседатели, не отпустите ему этот маленький грех!" Оратор произвольно из юридических общих мест перевел речь в план моральных, а не юридических категорий.

М.Ю. Барщевский, известный адвокат, приводит следующий пример. Особа женского пола призывает мужчину к суду, обвинив его в изнасиловании. Адвокат ответчика спрашивает истицу, как произошло дело. Истица говорит, что насильник - врач и применил к ней научные методы. Адвокат: "Какие именно?" Истица: "Он изнасиловал меня под наркозом". Адвокат уточняет: "Под общим или под местным?" В зале хохот. Дело истицей проиграно. Адвокат произвел эристическую смену темы в диалоге, перенеся вопросом факт из юридического контекста в медицинский.

е) Пороховщиков в своей книге "Искусство речи на суде" приводит многие рекомендации о применении софизмов и эристических уловок.

Приемами софистики и уловками эристики изобилуют деловые диалоги, устные, эпистолярные и документные, часть которых является нечестными по результатам, но выигранными ловкими дельцами.

Подобных приемов эристики и софистики много в деловых отношениях. Они нередко приводят в условиях неупорядоченности дел к разрыву отношений.

6. Особенно часто эристические уловки и софизмы применяются в деловой практике. Н.С. Лесков приводит анекдот, видимо, имевший место в действительности. При определении детей в учебное заведение супруги столкнулись с неожиданным препятствием. Дьячок, сделавший запись в метрической книге, неправильно выписал имя супруга. По документам получалось, что дети рождены от другого лица крепостного состояния и не имеют дворянских прав на образование. Создалось безвыходное положение, которое исправил ловкий подьячий. Подьячий счистил неправильную запись и вписал то же, что и было, а пострадавшим посоветовал обратиться в суд и истребовать документы. Суд установил подчистку, и после этого по устным свидетельским показаниям восстановил супругов и их детей в их правах

3.2.7. Канцелярия

В письменной риторике, в документах применяются как правила диалектики, софистики и эристики, так и правила времени, очередности и персональности. Эти правила в их комбинации составляют канцелярские правила, или канцелярию.

Канцелярия бывает удачной или неудачной. Вот пример неудачной канцелярии: Министерская Канцелярия Сперанского-Кочубея XIX в. строилась на идеях согласи с законами, для чего был создан большими усилиями М.М. Сперанского "Свод Законов Российской империи" и на основе отнесенности к законам, почти как к церковной догме, дела стали вершиться по принципу представления письменных

докладов и установления консенсуса между ведомствами. Этот тип управлени отличен отсутствием энергии управления при стремлении к созданию гибрида монархии и республики. Производство дел замедлилось, развился бюрократизм, можно сказать, до крайней степени. Это привело к стагнации решений. Например, об отмене крепостного права. Наиболее радикальный проект отмены крепостного права был выработан Аракчеевым в начале царствования Александра I, но он не был реализован, так как власть искала не реального интереса, а консенсуса, и отмена крепостного права затянулась до 1862 г. Потребова лась смена царствования.

3.2.8. Диалог сочинений

Развитие письменной речи в сочинениях породило новые правила речевого этоса, организующие диалог сочинений. Правила, организующие диалог сочинений, относятся не к сочинениям как виду словесности в целом, а только к связи сочинений между собой.

Связь сочинений между собой в диалоге может быть внешней и внутренней. Внешняя связь относится к знанию смыслового поля, в котором пишутся сочинени определен ного рода, а внутренняя связь к отношению одного сочинения к другому, данному внутри сочинения. Связи внешних и внутренних отношений между сочинениями касались их воспроизведения, т. е. работы переписчиков.

Так, складываются троякие отношения: автор-автор, автор-библиограф, автор-переписчик . Таблица 3.14 показывает, как эти отношения организуют литературный процесс.

Таблица 3.14

В таблице 3.15 проиллюстрировано, как эти отношения влияют на содержание и настроение диалоговсо чинений.

Таблица 3.15

Матрица показывает, что диалог между сочинениями строится как определенна структура: сочинение - деление на фрагменты - новое сочинение - библиогра фия - воспроизведение.

Диалог автор-автор организуется, с одной стороны, библиографией, а с другой - цитированием. Становление библиографии является непременным условием диалога сочинений, вне библиографии такой диалог невозможен. Цитирование дополняет библиографию, так как проводится не всегда, а связь сочинений существует всегда. Поэтому библиографически описания есть руководства и к цитированию, и к переписке книг и их частей путем составления сборников. Переписка книг обычно ведется при

библиотеках или с помощью библиотек ради формирования новых библиотек: частных, церковномонастырских, государственных. Создание библиотек, в свою очередь, делает необходимым библиографию.

3.2.9. Этос гомилетики

Связь сочинений между собой не может существовать без гомилетики. Дл того чтобы человек включился в литературный процесс, ему необходимо пройти школу и приобщиться к сочинениям через устную речь. Гомилетика, таким образом, вводит человека в мир содержания сочинений.

Диалог в гомилетике имеет следующие особенности:

Вучебной речи учитель приглашается к учебной аудитории, следовательно, состав аудитории учитель не избирает, порядок речеведения организуетс учителем на основе принципов педагогики, дидактики и методики, диалог между учителем и учениками открытый, например экзамены часто проводятся публично.

Впроповеди аудитория составляется сама и потому носит название "приход", порядок ведения речи определяет ся общими для данной религии правилами литургики, диалог между проповедником и членами аудитории (исповедь) составляет тайну.

Впропаганде аудитория организуется самим пропагандистом, порядок ведени речи избирается самим пропагандистом, диалог между пропагандистом и членами аудитории возникает по инициативе членов аудитории, путем вопросов и выступлений самих пропагандируемых.

Как видно, эти особенности существенны и различны относительно всех принципов организации диалога: аудитория, организация речи, характер диалога. Таблица 3.16 показывает, что три вида гомилетики тесно связаны между собой.

Таблица 3.16

3.2.10. Ошибки гомилетики

Гомилетика - самый мощный по влиятельност и вид речи, и поэтому ошибки в смешении видов речи дорого стоят.

Проповедь и пропаганда сходны друг с другом тем, что аудитория составляетс добровольно. Поэтому существует возможность обратить пропаганду в проповедь тем, что задать ей общую программу. Эта ошибка была совершена многими коммунистическими партиями. Поскольку пропаганда всегда ситуативна в том смысле, что она представляет собой комментарий к событиям, то в том случае, когда комментарий к событиям приобретает общий и ритуализированный характер, т. е. строитс по одной программе (что и было сделано), то пропаганда обращается в проповедь. Но проповедовать события и комментарии к ним нельзя, так как в этом нет изменения внутреннего состояния человека. Поэтому такая "пропаганда" становитс скучной и возбуждает в аудитории реакцию отторжения и сопротивления и превращаетс в контрпропаганду.

Не менее губительно для пропаганды смешение ее с учебной речью. Это происходит тогда, когда аудитория пропаганды перестает быть сошедшейс добровольно и обращается в учебную аудиторию, при которой инициатива публичного диалога оратора и членов аудитории переходит от членов аудитории к оратору (по принципу учебной речи). В этом случае члены аудитории и оратор начинают тяготиться обязанностью отвечать, так как предметом пропаганды являютс текущие события и ориентация в них. Это смешение также проваливает саму идею пропаганды.

Правильно организованная пропаганда является сильнейшим видом речи. Опыт подготовки революции в России и в Китае показывает, что именно пропаганда могла перевернуть огромные народные массы и повести их на смену государственного и общественного устройства, отрицающего частную собственность. Но впоследствии смешение пропаганды с проповедью и учебной речью скомпрометировало полностью состав пропагандируе мых идей, что привело к контрреволюции 80-х г., называемых "перестройкой".

Население России и СНГ в принципе не имеет ничего против благ социализма ("реального социализма"), благ материальных и духовных, но оно с содроганием вспоминает политсеминары и политучебу как массовый вид речи и потому отвергает и сейчас коммунистическую идеологию.

Еще более опасно смешение учебной речи с проповедью. Оно может происходить потому, что религии надо обучиться. Однако это предполагает разделение уроков Закона Божьего и самой церковной проповеди. Если ослабить церковную проповедь и ограничиться преподаванием Закона Божьего и связанных с ним предметов, то, по законам построения учебного предмета, из религии уйдет ее мистический смысл и религия превратится в сумму логически развернутых знаний, во-первых, и в индивидуализацию точек зрения, во-вторых. Таков закон распространения научного текста через систему образования. Отход русских людей от религии, их антирелигиозные настроения вызваны прежде всего модой на сциентизм в обществе, но особенно созданием атмосферы сциентизма на уроках Закона Божьего (впрочем, это касается не одной России). Ослабление проповеди при переносе уроков Закона Божьего в светское образование губительно для религии.

Смешение учебной речи с проповеднической может касаться, как видим, и нарушения тайны исповеди. Это возможно потому, что в обоих случаях необходим диалог между членами аудитории и гомилетическим оратором. В учебной речи этот экзаменующий диалог может быть публичным потому, что он идет по предмету науки, равно отстраненного и от экзаменатора, и от ученика. Такой диалог не затрагивает их жизненных интересов. Во время исповеди, когда проповедник вникает в немощную совесть кающегося грешника, речь идет о морали и нравственности - такой диалог своим содержанием касается самых глубоких жизненных интересов человека, которые всегда индивидуальны и потому затрагивают жизненные интересы других людей.

Нарушение тайны исповеди было осуждено папским престолом после тяжкого опыта деятельности испанской инквизиции. Торквемада энергичной проповедью между иудеями и мусульманами многих привел к христианству. Однако население Испании в массе своей было либо неграмотным, либо малограмотным. Поэтому Торквемада из лучших побуждений решил научить их правильно похристиански молиться, т. е. преподать правила литургики для паствы. Перед инквизицией была поставлена задача научить правильно молиться. Для этого был введен суд инквизиции, который по содержанию не был собственно судом, но представлял собой экзамен на литургику. По принципам учебной речи аудитория такого экзамена составлялась из неуспешных учеников, т. е. из тех людей, которые либо сами находили в своих действиях приметы следования своим прежним обрядам, либо на них доносили их соседи, если замечали, что люди неправильно молятся.

Неуспешные ученики вызывались в суд, который, строго говоря, учил их литургике, используя, правда, в воспитательных целях судебную процедуру того времени, в частности, применение пыток как Божьего суда (считаясь с состоянием здоровья, под наблюдением врача, не более двух часов, этот суд применялся как к подозреваемым, так и к свидетелям, обычно к неграмотным людям). В результате прелаты заканчивали дело наставлениями грешнику

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]