Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шемякин А.Н. - Морское право.docx
Скачиваний:
771
Добавлен:
10.02.2016
Размер:
2.25 Mб
Скачать

2.1.3. Национальная принадлежность судна

и юрисдикция государства флага

Каждое судно имеет свою национальность, которая опре- дел яется государственным флагом, поднятым на этом суд- иг і )то правило закреплено в п. 1 ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в соответствии с которым-^суда имеют национальность того государства, под флагом кото­рого они имеют право плавать».

Каждое государство независимо от того, является ли оно і 11 ill брежным или не имеющим выхода к морю, в соответствии го ст. 90 Конвенции 1982 г., имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

М еждународное морское право содержит также достаточ-

нормы, предусматривающие обязательную нацио-

ИІІ н ьную принадлежность любого судна и осуществление со і троны государства, предоставившего судну свой флаг, і пптроля за ним. Поэтому, в соответствии с п. 1 ст. 92Кон- непции 1982 г., «судно должно плавать под флагом только одного государства».

Утверждая принцип принадлежности судна только одно- му государству, п. 1 ст. 91 Конвенции ограничивает условия 111 ^доставления судну национальности наличием так назы- ипемой «реальной связи» судна с государством флага этого і удпа. Эта «реальная связь» имеет существенное значение для пі • у і ці 'ствления государством юрисдикции в отношении судов, и in мающих под его флагом 1. Поэтому, в ст. 94 Конвенции и і в ч і ітельно детализированы обязанности государства, пре- доставившего судам право плавания под его флагом. В част­ности такое государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над каждым судном, плаваю­щим под его флагом.

Однако, в понятие «юрисдикция» в зависимости от при­менения этого термина часто вкладывается разное значение. Иногда, этот термин употребляют в узком смысле, понимая под ним судебную или административную компетенцию. В широком смысле этого слова, термин «юрисдикция », поми­мо административной и судебной компетенции охватывает осуществление власти также и в законодательной области.

Юрисдикция государства может осуществляться как тер­риториально, так и экстерриториально, т.е. не только на территории государства, но и за его пределами. Так, в преде­лах своей территории как сухопутной, так и морской (внут­ренние воды и территориальное море), каждое государство в силу своего суверенитета осуществляет, как правило, полную юрисдикцию над лицами (своими гражданами, иностранца­ми и лицами без гражданства), и над имуществом. В ограни­ченном объеме территориальная или, как ее в таких случаях называют, «зональная юрисдикция» может осуществляться и за пределами государственной территории (в прилежащей зоне, исключительной экономической зоне, на континен­тальном шельфе), т.е. на тех категориях водного простран­ства, на которых в соответствии с нормами международного права прибрежному государству предоставлено право на та­кую юрисдикцию.

В то же время законодательная юрисдикция государства в отношении его граждан и судов, плавающих под его фла­гом, является экстерриториальной, т.к. в принципе не ог­раничена какими-либо пространственными пределами. Бо­лее того, в какой-то мере такая юрисдикция может распро­страняться и на иностранцев, совершивших за границей действия, причинившие ущерб данному государству или его гражданам. Однако наказать за такие действия своего граж­данина или иностранца государство может только в том слу­чае, когда это лицо окажется в пределах его территориаль­ной юрисдикции, т.к. ни одно государство не имеет права на принудительное осуществление своих законов на территории другого государства без его согласия.

В то же время в открытом море, на которое ни одно из государств, в соответствии со ст. 89 Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 г., не может распространять свой сувере­нитет, каждое государство в отношении судов, плавающих иод ого флагом, фактически обладает столь же широкой за- | оподательной, исполнительной и судебной юрисдикцией, і м кой оно пользуется на своей территории.

I! течение длительного периода времени в международно- правовой доктрине предпринимались попытки объяснить 11 рано вую природу юрисдикции государства флага над свои- м и судами с точки зрения признания судна в качестве «пла- н v'li мі» территории государства флага. Этаконцепция полу- чина название «территориальностисудна». Еепридержива- I неї. такие известные специалисты в области международ­но! рава,какЭ. Ваттель, JI. Оппенгейм и многие другие.

Причем большинство сторонников этой теории обязательно полили оговорку, что они приравнивают судно к государ- | тонной территории лишь в том случае, когда судно нахо- I п і гя в открытом море, и рассматривают его не в качестве подлинной территории, а лишь как условную территорию і ооударства. Таким образом, теория «территориальности і удпа» как бы является юридической фикцией.

Отвергая концепцию «территориальности судна», и в и I и тти вовес ей зародилась и получила свое развитие так на- П.І ні іемая теория «функциональной юрисдикции». Одним из • і ■ ні ■ 11 овоположников принято считать известного юриста- м о жду народника, специализирующегося в области морско- | о права, Д. Коломбоса. Он отстаивал точку зрения, соглас­но і, оторой юрисдикция, которую осуществляет государство i|i нпга над своим судном в открытом море, это лишь «юрис- |п и ния над лицами и имуществом его граждан, а не терри- I о| шальная юрисдикция». Однако эта теория еще в меньшей і ні юни, чем теория «территориальности судна» всостоянии ти. испить ряд вопросов. Например, почему на судне, нахо- /Iищемся в открытом море, законодательство государства ф ни га распространяется не только на его граждан и их иму­ще, т і ю, но также и на иностранцев, находящихся на судне.

Ти ким образом, можно сказать, что обе существующие н и ее ччідняшний день теории не лишены своих преимуществ и и од< ютатков, однако ни одна из них полностью не раскры- IIи от сущности юрисдикции государства флага судна. В то і о время представляется, что концепция «территориаль­ности судна» в ее ограничительной интерпретации, т.е. о риме ните льно к открытому морю, более полно отражает ||||| ктическое положение дел в отношении юрисдикции го­сударства флага.

На практике в отношении морских судов наиболее часто возникают случаи совпадения юрисдикции нескольких го­сударств. Например, иностранное судно, которое находит ся во внутренних водах или территориальном море прибреж­ного государства, одновременно может подпадать под юрис­дикцию прибрежного государства и юрисдикцию государства флага, а если на этом судне имеются иностранцы (по отно­шению к прибрежному государству и государству флага суд­на), то на них распространяется также персональная (или личная) юрисдикция государства национальности. Таким образом, может возникать коллизия юрисдикций различных государств 1.

Коллизия юрисдикций различных государств в междуна­родном морском праве не имеет универсального решения, она подлежит решению применительно к каждому конкретному случаю. В то же время в общих чертах можно сказать, что территориальная юрисдикция (юрисдикция государства, на территории которого находится судно) в основе которой ле­жит суверенитет государства, как правило, имеет приоритет над территориальной юрисдикцией государства флага судна и персональной юрисдикцией лиц, находящихся на этом суд­не. В свою очередь, территориальная юрисдикция судна, как правило, имеет приоритет над персональной юрисдикцией лиц, находящихся на этом судне. Однако такая иерархичес­кая структура юрисдикций, безусловно, не означает, что об­ладающая приоритетом юрисдикция исключает осуществле­ние любой другой юрисдикции. Так, например, на судне, на­ходящемся во внутренних или территориальных водах иностранного государства, вопросы так называемого «внут­реннего распорядка» преимущественно подчиняются юрис­дикции государства флага, а не прибрежного государства.