Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ekonom_teor_uch_posobie_ispr_2.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
1.95 Mб
Скачать

3. Модели макроэкономического равновесия

В мировой экономической литературе можно выделить два основных направле­ния механизма регулирования национального производства в условиях рынка:

1. Классическое направление автоматического саморегулирования ры­ночной системы (Д. Рикардо, Д. Ст. Милль, Ф. Эджуорт, А. Маршалл, А. Пигу).

2. Кейнсианское, исходящее из необходимости обязательного вмешательства государства в рыночную систему, особенно в усло­виях депрессии.

В основе классической теории общего экономического равновесия находится «Закон рынков», предложенный французским экономистом начала ХIХ в. Ж.‑Б. Сэем. Ж.‑Б. Сэй утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос». Процесс производства товаров сам создает различные виды доходов различных групп населения, суммарная величина которых соответствует стоимости произведенных товаров и услуг.

Отсюда следует, что целью владельца дохода является не получение денег как таковых, а приобретение различных материальных благ, т. е. получаемый доход расходуется целиком. Расходуются только собственные денежные средства. Деньги при таком подходе играют чисто техническую функцию, упрощающую процесс обмена товарами.

Представители классической и неоклассической школы А. Маршалл (1842–1924), А. Пигу (1877–1959) на основе закона Ж.‑Б. Сэя раз­работали стройную теорию общеэкономического равновесия, автоматичес­ки обеспечивающего равенство доходов и расходов при полной занятости.

Классическая школа представляет экономику совокупностью двух независимых секторов: реального и денежного, что в макроэкономике получило название принципа «классической дихотомии». Денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, а лишь фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных, что получило название принципа «нейтральности денег».

Поскольку на всех рынках действует совершенная конкуренция, то все цены, т. е. номинальные показатели – заработная плата, ставка процента, цена товаров – гибкие. Они меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры, и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков, причем на уровне полной занятости ресурсов. Денежный рынок всегда гарантирует равенство инвестиций и сбережений. Основным фактором, определяющим динамику инвестиций и сбережений, является ставка процента.

Таким образом, за счет гибкости цен равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически, т. е. действует выведенный A. Смитом принцип «невидимой руки», принцип самоуравновешивания и саморегулирования рынков.

Взаимосвязь хозяйственных подразделений, секторов и субъектов на уровне всего народного хозяйства была показана К. Марксом на схемах простого и расширенного воспроизводства. Общественное производство он разделил по натурально‑веществен­ной форме на два подразделения: производство средств про­изводства и производство предметов потребления. Продукцию каждо­го подразделения он разложил по стоимости на три составляющие: сто­имость израсходованных средств производства, стоимость рабочей силы и прибавочную стоимость. Подчёркивая неразрывную связь межу первым и вторым подразделениями, К. Маркс показал, как будет про­исходить реализация продукции обоих подразделений по стоимости и по натуральной форме. Схемы К. Маркса отражают идеальное равновесие. Они предполагают целый ряд условий, которые в реальной жизни не всегда соблюдаются (все средства производства потребляются за один год, весь продукт прошлого года реализуется, отсутствуют побочные эффекты, действуют только зако­ны совершенной конкуренции и т. д.).

В конце 1929 г. в США разразился кризис, охвативший ведущие страны мира. Кризис показал несостоятельность положений и выводов классической макроэкономической модели и идеи о саморегулирующейся экономической системе.

Причины Великого краха, возможные пути выхода из него и рекомендации по недопущению в будущем подобных экономических катастроф были проанализированы и обоснованы в книге английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Появление кейнсианской макроэкономической модели «Национальный доход – совокупные расходы» получило название «кейнсианской революции». Кейнс доказал, что полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Равновесие спроса и предложения, как правило, не совпадает с полной занятостью ресурсов. Характеризуя соотношение между объемом национального дохода и расхода­ми на потребление, ученый отмечал, что уровень потребления зависит от уровня дохода. «Психология общества такова, – писал Кейнс, – что с ростом совокуп­ного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растет доход». Сбережение (S) представ­ляет собой превышение дохода над потребительскими расходами, поэтому при анализе факторов, определяющих потребление, одновременно рас­сматриваются и факторы, от которых зависит сбережение. Также на потребление влияет предельная склонность к потреблению (МРС), а на сбережения – предельная склонность к сбережению. Предельная склонность к потреблению выражает отношение любого измене­ния в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Математи­чески это выглядит так:

;

Предельная склонность к сбережению (MPS) представляет собой отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

На потребление и сбережения также могут влиять уровень налогообложения; богатство, накопленное в домашнем хозяйстве; уровень цен; экономические ожидания; величина потребительской задолженности и др.

Вместе с тем расходы общества могут быть представлены, с одной стороны, как спрос на потребительские нужды (С), а с другой – на инвестиционные (I). Инвестиции, в отличие от потребительских расходов, изменчивы. Это связано с нерегулярностью инноваций, изменчивостью экономических ожиданий, продолжительными сроками службы оборудования, циклическими колебаниями ВВП. Решая вопрос об инвестировании, каждый предприниматель будет сравнивать различные инвестиционные проекты по прибыльности. Однако, прежде всего, инвестиции – это функция реальной ставки процента. Но динамику инвестиций определяют и такие факторы, как ожидаемая норма чистой прибыли; уровень налогообложения; изменения в технологии производства; наличный основной капитал; экономические ожидания; динамика совокупного дохода.

Макроэкономическое равновесие устанавливается при равенстве планируемых и фактических инвестиций и сбережений. Фактические инвестиции включают запланированные и незапланированные (непредусмотренные изменения в товарно‑материальные запасы) инвестиции. Незапланированные инвестиции – это выравнивающий механизм, приводящий в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций.

Несовпадение планов инвестиций и сбережений обусловливает колебания фактического объема производства вокруг потенциального уровня, а также несоответствие фактического уровня безработицы величине естественного. Этим колебаниям способствует низкая эластичность заработной платы и цен в сторону понижения.

Если фактический объем производства превышает равновесный, то это означает, что покупатели приобретают товаров меньше, чем фирмы производят (АD < АS). В экономике возникает рецессионный разрыв. Нереализованная продукция принимает форму товарно‑материальных запасов, которые возрастают. Фирмы вынуждены в данных условиях снижать производство и занятость.

Если фактический выпуск меньше равновесного, т. е. АD > АS, то повышенный спрос удовлетворяется за счет незапланированного сокращения запасов фирм, что создает стимулы к увеличению занятости и выпуска. В экономике возникает дефляционный разрыв.

Чтобы избежать значительных потерь от спада производства, нужна активная государственная политика по регулированию совокупного спроса. Поэтому кейнсианскую экономическую теорию называют теорией эффективного спроса.

Если к расходам на личное потребление добавить инвестиции, то совокупные расходы увеличатся и экономика приблизится к состоянию полной занятости. Если же государство будет не только стимулировать частные инвестиции, но и само осуществ­лять целый набор различных расходов, то национальный доход увеличится на еще большую величину. Именно государству Кейнс отводил роль в создании первоначального инвестиционного толчка. При этом государство должно финансировать об­щественные работы – строительство дорог, мостов, плотин, а не фабрик и за­водов. Занятые работники получат доход из средств госбюджета и предъя­вят спрос на продукты.

Кейнсианская теория показывает, что при росте инвести­ций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначально дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к нарастающему эффекту (эффекту мультипликатора). Образно выражаясь, можно сказать: как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости. Мультипликатор может быть исчислен следующим образом:

или

Эффект мультипликатора проявляет себя в условиях эко­номики неполной занятости.

В реальной действительности наблюдается взаимодействие инвестиций и до­хода. Автономные инвестиции, осуществленные в виде первоначальной «инъек­ции», вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту ВВП. Оживление деловой активности, рост занятости приведут к повышению склонности к инвес­тициям у различных групп предпринимателей. Эти инвестиции принято называть производными (индуцированными), зависящими от динамики ВНП. Производные инвести­ции, будучи «наложенными» на автономные, усиливают и ускоряют экономический рост. Данный эффект получил название эффекта акселератора (акселератор – ус­коритель).

Эффект акселератора в сочетании с эффектом мультипликатора порождает эффект мультипликатора‑акселератора. Эта модель была разработана Полом Самуэльсоном и Джоном Хиксом. Эффект мультипликатора‑ак­се­ле­ра­тора показывает механизм самоподдерживаю­щихся циклических колебаний экономической системы.

Таким образом, кейнсианские методы регулирования экономики путем воздействия на совокупный спрос (в первую очередь мерами фискальной политики) были характерны для развитых стран в период после II мировой войны. Однако усиление инфляционных процессов в экономике и особенно последствия нефтяного шока середины 70‑х гг. выдвинули на первый план и поставили особенно остро проблему стимулирования не совокупного спроса (поскольку это еще больше провоцировало инфляцию), а проблему совокупного предложения. На смену «кейнсианской революции» приходит «неоклассическая контрреволюция». Основными течениями неоклассического направления в экономической теории являются монетаризм («monetarist theory»); теория «экономики предложения» («supply‑side economics»); теория рациональных ожиданий («rational expectations theory»).

В современной макроэкономической теории речь идет не о противопоставлении неоклассического и неокейнсианского подходов, а о разработке такой теоретической концепции, которая наиболее адекватно отражала бы и теоретически объясняла современные экономические процессы. Такой подход получил название «main stream».

Проблему макроэкономического равновесия экономисты стремились обо­сновать математически. Одна из фундаментальных экономико‑ма­те­матичес­ких моделей равновесия была разработана швейцарским экономистом Леоном Вальрасом (1834–1910). Он построил систему уравнений, отражающую взаимосвязь отдельных рынков в экономической системе. Центральное мес­то в модели Вальраса занимают равновесные цены товарного рынка и рынка факторов производства. Общее предложение конечных продуктов в денеж­ном выражении должно быть равно общему спросу на них как сумма дохо­дов, приносимых всеми факторами производства их собственникам.

Из современных моделей общего равновесия особенно выделяют межот­раслевой баланс, который в западной литературе называют шахматной таб­лицей «затраты – выпуск». Эта модель была опубликована В. Леонтьевым (США), хотя в СССР она использовалась уже в 1923–1924 гг. при составлении годового плана под руководством П. Попова. Смысл её состоит в определе­нии натуральных потоков ресурсов (затрат) для создания единицы конечно­го продукта:

X = AX + Y,

где X – объем производства какой‑либо отрасли;

Y – конечный продукт этой отрасли;

А – матрица технологических коэффициентов прямых затрат, которые по­казывают, сколько продукции отрасли I необходимо затратить для произ­водства единицы продукции отрасли j.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]