Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 класс НОВЫЕ материалы для СЕМИНАРИИ / Общая церковная история / Учебные материалы по курсу ОЦИ 1 курс.doc
Скачиваний:
175
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
2.39 Mб
Скачать

Раздел 9. Устройство и управление Церкви

Складывание церковной иерархии

В ходе земной истории Церкви процесс формирования ее организации проходил достаточно сложно. Уже в апостольский период наметились некоторые контуры церковной организации, правда, пока еще очень неясные. В сочинениях мужей апостольских постоянно проходит мысль, что сященство есть основа церковной жизни. Уже в трудах св. Игнатия Бого­носца явно указывается на существование трехчинной иерархии: епи­скопы- пресвитеры- диаконы. Но в некоторых других произведениях апостольских мужей мы встречаем только две степени священства: епи­скопы и диаконы. Дело объясняется тем, что и епископы, и пресви­теры первоначально выделились из общей группы "предстоятелей", которым принадлежало общее руководство в христианских общинах. Сам процесс этого выделения, а также процесс разделения санкций пресвитеров и епископов остается для нас неясным, ибо источники дают очень скуд­ные, а часто сбивчые сведения на сей счет. Но несомненно, что епи­скопы существовали уже в апостольскую эпоху. "Первое Послание к Тимофею" св.Апостола Павла свидетельствует об этом: "если кто епи­скопства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть не­порочен, одной жены муж, трезв, целомудренен, (благочинен ), честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не коры­столюбив, но тих, ( миролюбив ), не сребролюбив, хорошо управляющий домом своими, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгор­дился и не подпал осуждению с диаволом" (IТим.3,1-6 ). Наиболее вероятно, что изначала уже епископ выступал как глава коллегии пресвитеров, то есть возникновение монархического епископата сле­дует относить еще кIв. Подобная организация к серединеIIв. получила повсеместное распространение. Вероятно лишь Египет, где епископ был "первым среди равных» вплоть доIIIв., несколько отстал в этом плане. Правда, очень скоро - при александрийском епископе Димитрии (189-232 гг.)- и в Египте мо­нархический епископат одержал верх.

Епископ, как и Патриарх, - термины библейские, унаследован­ные Церковью из греческого текста Священного Писания. Господь через пророка Исайю говорит избранному народу: "И поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими - правду" (Ис. 60. 17). В греческом тексте перевода при этом читается: "поставлю ар­хонтов (дословно 'начальников') в мире и Епископов в правде". И апостол Петр, говоря о необходимости восполнить Двоенадесятицу святых апостолов после предательства Иуды, цитирует Псалтирь: «и достоинство его (в греческом оригина­ле "епископство его") да примет другой» (Пс. 108. 8 = Деян. 1. 20). Еще более выразительно применение апостолом Петром термина "Епископ" к Самому Пастыреначальнику Иисусу Христу. Апостол называет Его в своем Первом послании: "Пастырь и Блюститель (в грече­ском дословно «епископ») душ наших" (1 Пет. 2. 25). А "час Епископии" -это в эсхатологических контекстах Евангелия и Посланий "время посещения Божия" (Лк. 19. 44; 1 Пет. 2. 12).

Русский синодальный перевод не использует в данных контек­стах терминов епископ, епископство, потому что они имели для чи­тателя XIXв. (и имеют для современного) вполне определенное церковно-каноническое содержание. В новозаветных писаниях термин епископ употреблялся в менее связанных значениях - в частности, без отчетливого отличия от термина пресвитер. Во всяком случае, в тех немногих (пяти) ситуациях, когда то и другое слово встречают­ся в речах и посланиях апостола Павла, они используются как сино­нимы для обозначения одного и того же церковного служения.

Так, в книге Деяний рассказывается о том, как Павел проездом в Милете, на пути в Иерусалим, созвал пресвитеров ефесских (Деян. 20, 17) и, обращаясь к ним, сказал: "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями" - в греческом тексте "епископами" (Деян. 20. 28). Переводчик опять не решился передать греческое «епископ», русским епископ - конечно, во избе­жание недоразумения (созвал пресвитеров, а называет их епископа­ми), контаминации терминов. Аналогично, когда апостол обращает­ся к Филиппийской Церкви, с ее "Епископами и диаконами", или ко­гда говорит своему ученику Титу о поставлении по городам пресви­теров, достойных своего звания, "ибо Епископ должен быть непо­рочен как Божий домостроитель" (Тит. 1. 5-9), мы понимаем, что степени епископская и пресвитерская еще не выделились ясно в ле-ствице церковных служений, и само слово Епископ употребляется, скорее, в общем этимологическом смысле «наблюдатель, блюсти­тель, защитник». Это подтверждается новозаветным использовани­ем глагола 'наблюдать': "пасите Божие стадо, надзираяза ним" (1 Пет. 5. 2), "наблюдайте, чтобы кто не лишился благода­ти Божией" (Евр. 12. 15). В том и другом случае на месте слов, вы­деленных нами курсивом, употреблен греческий глагол, однокорен-ной со словом епископ.

В тексте НЗ слово «епископ» могло иметь и обыденный прямой смысл 'наблюдатель, над­зиратель', и церковно-терминологизированный, но еще не диффе­ренцированно отражающий степени священства и учительства в христианской общине. Оно могло, наконец, связываться и с самым высоким богословским значением: так называет Петр в одном слу­чае апостолов, в другом - Самого Спасителя.

Старшие памятники, такие как "Дидахе" вслед за новозаветными писаниями, еще смутно раз­личают чин епископский от пресвитерского, а тот и другой – от древних харизматических: апостольского, пророческого и учитель­ского. Так, в "Дидахе" говорится: "Что касается апостолов и проро­ков, согласно правилу Евангелия, поступайте так: всякий приходя­щий к вам апостол да будет принят как сам Господь. И всякого про­рока, говорящего в духе, не испытывайте и не расследывайте; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится". И в главе XIII: "Всякий же истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин пропитания своего; точно так же и истинный учитель, как работник, достоин пропитания своего". В то же время "Учение" свидетельст­вует уже о том, что древние харизматические призвания восполня­ются и вытесняются постепенно иерархическими степенями, сохра­нившимися до наших дней. "Поставляйте себе также епископов и ди­аконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей (...), ибо они должны быть почитаемы вместе с пророками и учителями".

Наиболее ранними свидетельствами о формировании трех сов­ременных степеней священства и собственно епископской власти в Церкви являются тексты святых Климента, папы Римского, и Игна­тия Богоносца. Первый из них писал: "Апостолы были посланы проповедать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Хри­стос - от Бога. Итак, приняв повеление, апостолы... проповедуя по разным странам и городам, первенцев из верующих, по духовным испытаниям, поставляли в епископы и диаконы" (1 Клим. 42). И Игнатий Богоносец в Послании к Смирнянам наставляет: "Все пос­ледуйте Епископу, как Иисус Христос - Отцу, и пресвитерству - как апостолам. Без Епископа никто не делает ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинной, кото­рая совершается Епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет Епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь" (Смирн. 8).

Очевидно, Игнатий и Климент знают уже в Церкви степени епи­скопа, пресвитера и диакона, хотя и не вполне, может быть, устояв­шиеся. Во всяком случае, со IIв. право священнодействия достовер­но принадлежит одним Епископам (и пресвитерам, как их замести­телям). СIIIв. Епископу в Церкви стала принадлежать также и ад­министративная или, как в старину говорили, "правительственная" власть.

Подлинным "гимном" епископскому сану стали творения священномученика Киприана Карфагенского. В письме 33-м Киприан пишет: «Господь наш, чьи заповеди мы должны с трепетом соблю­дать, определяя честь епископского сана и устрояя Церковь, говорит в Евангелии, обращаясь к Петру: "И я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах", и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16. 18-19). С тех пор Епископы поставляются в пре­емственности непрерывной, и Церковь устроена так, что она стоит на Епископах и вся жизнь ее управляется этими Предстоятелями»38.

Самые важные положения содержат письма 59-е и 66-е. В пер­вом из них Святитель говорит о "высоком, от Бога данном, праве уп­равлять Церковью". "Почему возникают ереси и рождаются раско­лы? - пишет он. - Потому что не повинуются Епископу Божию и не понимают, что в Церкви может быть одновременно только один Епископ и один судья, занимающий на свой срок место Христа". Киприан указывает точные признаки правомочного епископства, в отличие от лжеиерархий, поставляемых для себя общинами, отде­лившимися от церковного единства. "Никто после указания Господ­ня, после народного одобрения, после согласия всех Епископов и не подумает сделаться йудьей не епископов уже, а Самого Бога", т.е., в первую очередь, речь идет о Божественном призвании ("Не вы Меня избрали, но Я вас избрал"), затем о "народном одобрении" ("рецепции", как говорили старинные канонисты) и, наконец, о "со­гласии всех епископов" (о единомыслии иерархии).

В письме 66-м вновь подчеркивается богоизбранность Еписко­пов ("Бог, судящий и ставящий Епископов"), причем противление епископской власти приравнивается к богоборчеству. Восставать на Епископа, по формуле Киприана, значит "восставать на Христа и Его Евангелие". Епископы "наследуют апостолам, как их замести­тели". Епископ - "единственный глава Церкви". "У братьев - Епи­скоп, у народа - начальник, у стада - Пастырь, у Церкви - кормчий, у Христа - предстоятель, у Бога - священник". В VIIIглаве того же письма сформулированы наиболее известные, скажу даже, дерзно­венные утверждения о высоте епископского служения. По учению Святителя Киприана, не только для верующих, но и для Самого Христа "Церковь - это народ, объединившийся вокруг своего Епи­скопа". Соответственно, "кто не верит в Христа, назначающего Епископа, уверует в Него, отмщающего за Епископа". "Епископ в Церкви, а Церковь в Епископе, - не устает напоминать великий бо­гослов, - и кто не с Епископом, тот не в Церкви". Именно иерархия обеспечивает единство Православной Церкви, так что "она не мо­жет быть ни разорвана, ни разделена; епископы, крепко между со­бой связанные, представляют как бы клей, ее скрепляющий".

Церковь называется в Священном Писании "Невестой Христо­вой", и союз Христа и Его Церкви апостол изображает в образе су­пружеского союза (Еф. 1. 5). Потому и Епископ, образ и замести­тель Христа, обручен со своей Церковью. Так говорит о себе апо­стол Павел в отношении к Церкви Коринфской (2 Кор. 11. 2). По­добный союз может быть только единственным и исключитель­ным - как для Епископа в отношении к Церкви, так и для Церкви в отношении к Епископу. Церковь (или кафедра), остающаяся без Епископа, называется по-церковному вдовствующей, а занятие Епископом двух кафедр, даже если одной после другой, считалось в древней Церкви "двоебрачием" и даже "прелюбодеянием". Так тра­ктует вопрос 14-е Апостольское правило, так понимал известный толкователь канонов Симеон Солунский.

Как высший орган церовной власти, епископ представлял свою церковь и в сношениях с другими христианскими общинами, и в отношениях с языческими миром. Он наблкщал за жизнью верующих и управлял церковным имуществом. Одной из важнейших обязанностей и прав епископа составляло совершение евхаристии. Коллегия пресвитере: являлась основной помощницей епископа. Церковная дисциплина была первоначально главной сферой деятельности пресвитеров, в том числе в их функцию входил и суд над верующими. Кроме того, они помогали епископу совершать евхаристию,а нередко, с согласия епископов, и сами совершали ее- постепенно это становится их постоянной обя­занностью. Диаконы являются помощниками и епископов, и пресвитеров; то, что св. Игнатий называет диаконов "сладчайшими мне", позволяет предположить их немалое значение и влияние в древней Церкви.

(Сидоров А.И. Лекции…, Лисовой Н.Н. Патриарх в Империи и Церкви // Труды Института Российской истории / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М.: Наука, 2004. Вып. 4.