Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
13
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
786.82 Кб
Скачать

286На грани жизни и смерти

В заключительной главе мы рассмотрим вопрос о фундаменталь­ных ценностях современной медицины и о том, чему нас может на­учить история медицины и ее союз с христианством. Но прежде позвольте остановиться на одной из главных особенностей совре­менной этики, а именно, тенденции отделять факты от ценностей.

Главные ценности и разграничение фактов и ценностей

Основой современного мировоззрения, зародившегося еще в эпоху Просвещения, стало разграничение фактов и ценностей. Боль­шинство современных светских философов принимают за аксиому, что между фактами (тем, что происходит) и ценностями (тем, что должно происходить) нет никакой связи. Факты основаны на ре­альности, а ценности «выдуманы», являются всего лишь продуктом истории и существуют сами по себе, отдельно от физической реаль­ности.

В соответствии с этой точкой зрения, моральная ответственность как профессиональной группы, так и общества в целом заключает­ся в том, чтобы выбрать те ценности, по которым мы хотели бы жить. Но здесь мы сталкиваемся с одной трудностью. Где взять ценности, если их нельзя извлечь из фактов, из природы познаваемой нами реальности? Как быть, если ценности — вопрос личного предпоч­тения? Не будем же мы спорить, какая музыка самая правильная. Какая разница, что мы думаем о медицинской эвтаназии или о вы­боре пола будущего ребенка? В конце концов, все это лишь дело лич­ного предпочтения. В таком случае заводить разговор о ценностях и вовсе бессмысленно.

Если разум не способен предоставить нам систему ценностей, то где их искать? Где современному обществу и медицине искать этические принципы, которые смогли бы решить стоящие перед нами мучительные проблемы и при этом не противоречили бы на­шим интуитивным представлениям о мире? Этот вопрос уже не­сколько лет беспокоит медицину. В ноябре 1994 г. ряд крупнейших врачей Великобритании организовали конференцию под названи­ем «Базовые ценности медицины в XXI в.» Во вступлении к конфе­ренции говорилось: «Ценности, которых придерживались врачи на протяжении более чем двух тысяч лет, сегодня подвергаются пере-

287

Глава 11, Древние ценности для нового поколения

смотру, что стало результатом стремительного прогресса в медици­не и общих изменений в структуре здравоохранения. Будут ли но­вые ценности удовлетворять требованиям не только современнос­ти, но и будущего? Мы надеемся, что конференция станет началом важной дискуссии и переговоров между врачами, пациентами, об­ществом в целом, представителями других профессий, руководите­лями здравоохранения и государства».

По завершении этой конференции было определено девять глав­ных ценностей. Был проведен подробный опрос более чем полуто­ра тысяч членов Британской медицинской ассоциации. Участни­кам опроса предложили расположить ценности в соответствии с их важностью и высказать о них свое мнение. Ценности были расстав­лены в следующей последовательности: профессиональная компе­тентность, заботливость, преданность, честность, сострадание, от­ветственность, конфиденциальность, профессиональная любозна­тельность, отстаивание интересов больного312.

Но следует ли определять ценности посредством демократичес­кого референдума? Какие из них требуют первоочередного внима­ния? Я хотел бы предложить три фундаметальных темы, на которые нам нужно обратить внимание в самое ближайшее время.

  1. Природа человека. Что значит быть здоровым человеком? Чтонужно обновить в нашем понимании человеческой природы?

  2. Медицина. Каково назначение медицины? Что нужно изме­нить в нашем представлении о целях медицинской профессии?

  3. Забота о больных. Как проявлять сострадание, не нарушаяпринципов нравственности? Можно ли создать новую модель от­ношений между врачом и больным?

Приступая к поиску ответов на эти вопросы, хотелось бы вспом­нить слова архиепископа Уильяма Тэмпла: «Если мы незнаем, куда идти, бывает полезно вспомнить, откуда мы пришли». Пытаясь най­ти выход из лабиринтов эпохи постмодернизма, мы обращаемся к исторической науке, как к путеводной нити, позволяющей нам по­нять, как мы здесь оказались. Чтобы найти ответы, нам потребуется раскрыть взаимосвязь между современными этическими спорами и прошлой историей. В современной философии наблюдается обнов­ление интереса к нравственным традициям прошлого. Христиане, живущие в эпоху постмодернизма, также могут извлечь пользу из изучения истории христианства, особенно истории ранней Церкви,

288

На грани жизни и смерти

Глава П. Древние ценности для нового поколения

289

и примеров решения ею проблем языческого мира. Поэтому пусть вас не удивляет, что значительная часть этой главы будет посвяще­на краткому обзору гиппократовой медицины и истории медицин­ской этики.

Медицина, основанная на традициях Гиппократа

В греко-римском мире, где зародилась клятва Гиппократа, ме­дицина, главным образом, была представлена целителями. Среди них были те, кто пользовался pharmakeiam, т. е. абортогенными и ядовитыми средствами, чьи сомнительные услуги можно было при­обрести за определенное материальное вознаграждение. Были так­же и непрофессионалы-целители, представители мистических куль­тов и сект и врачи-философы, занимающиеся медициной в каче­стве хобби. В то время у всех на слуху был афоризм: «доктор лечит тело, а философ — душу».

Мы уже упоминали, что греко-римское общество зачастую было жестоким и бесчеловечным. Но, судя по всему, врачи, давшие клят­ву Гиппократа, относились к своим собратьям иначе. Они были ча­стью профессионально-религиозной секты, братства, берущего свое начало от врача Гиппократа, обладавшего почти мистической сла­вой и жившего на греческом острове Кос около 400 г. до н. э. После­дователи Гиппократа были профессиональными врачами, которые передавали свои мистические, странные знания и методы лечения тщательно отобранным студентам, которые, в свою очередь, при­носили торжественную языческую клятву. «Клянусь Аполлоном вра­чом, Асклепием, Гигиеей, Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязатель­ство...»314

Эта клятва суммирует основные положения гиппократовой тра­диции. Во-первых, она подчеркивает тяжелый и длительный срок обучения искусству медицины. Молодой врач клялся в пожизнен­ной преданности своим учителям. Во-вторых, она подчеркивает долг проявлять заботу о больных и помогать им, отказываясь причинять им вред: «Я направлю лечение больным на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». В-третьих, в ней содержится отказ использо-

вать медицинские знания для человекоубийства путем отравления или аборта: «Я не дам никому просимого у меня смертельного сред­ства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария». В-четвертых, в ней под­черкивалась необходимость охранять беззащитных пациентов от насилия и сексуальных домогательств: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство... В какой бы дом я ни во­шел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего наме­ренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами». И в заключе­ние, в ней присутствует обещание конфиденциальности, чтобы за­щитить пациентов от скандала: «Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни люд­ской из того, что не следует разглашать, умолчу о том, считая по­добные вещи тайной». Клятва Гиппократа впервые показала, что профессия может сочетать в себе специальные навыки и прочную систему этических ценностей.

Каким образом этот эзотерический, языческий культ смог ока­зать столь сильное влияние на развитие западной цивилизации?

Доверие

Гениальность этой традиции заключается в том, что ее последо­ватели в отношениях между врачом и больным во главу угла поста­вили доверие. Историки предполагают, что одной из причин появ­ления этой клятвы было широко распространенное недоверие к вра­чам и целителям. Римляне с особым недоверием относились к заумным греческим целителям и их странным приемам. Всем было известно, что они много знали и обладали смертоносными травами и ядами. Входя в комнату больного, они оставались с ним наедине и делали осмотр и лечебные процедуры за закрытыми дверями. Их посвящали в самые большие секреты и личные тайны. Неудивитель­но, что к врачам относились с таким подозрением. «Какой смысл торжественно отрекаться от убийства, эвтаназии, абортов и блуда, если врачи никогда не совершали подобных действий?»315

Сформулировав и предав огласке свой профессиональный кодекс поведения, врачи, давшие клятву Гиппократа, смогли завоевать дове­рие людей и, что не менее важно, отмежеваться от всевозможных шарлатанов, знахарей и колдунов. Прежде чем больной мог доверить

ЮЗак. 4285

290

На грани жизни и смерти

Соседние файлы в папке Д.Уайатт