Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Судебная психиатрия. Лекции 2021-2022.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1 Mб
Скачать
  1. Наличие сведений о диагностировании в прошлом психического расстройства

есть факты, которые подтверждены определенными материалами и документами о том, что лицо:

— состояло на учете в психо-неврологическом диспансере,

— госпитализировалось и лечилось в психиатрической больнице – важно вникать в результаты госпитализации (бывают случаи, когда не устанавливаются расстройства психики),

— признавалось в связи с психическим заболеванием негодным к военной службе,

— признавалось по другому делу невменяемым,

— находилось на принудительном психиатрическом лечении и т.д.

  1. Анамнестические сведения (история, то, что было в биографии человека – какие-то данные, которые могут косвенно свидетельствовать о том, что у человека могут быть психические расстройства)

— о психических заболеваниях у близких родственников,

— о посещении школы для умственно отсталых,

— о попытках суицида

— о перенесенных заболеваниях или травмах головного мозга

— об исключительной, немотивированной жестокости преступления

Все то, что заставляет думать, но не обязательно является доказательством того, что у человека есть психические заболевания.

  1. Особенности поведения, жалобы, иные данные, являющиеся возможными свидетельствами об имеющейся болезни (то, как ведет себя человек на допросе)

— непонятливость, неспособность понять суть вопросов и отвечать по существу

— паралогичность

— отсутствие реакции

— агрессивность

— неадекватность

— полная безучастность к происходящему

— жалобы на голоса, необычные ощущения и т.д.

Но адекватность не исключает того, что у лица могут быть те или иные психические расстройства, которые не проявляются в виде, который можно сразу диагностировать. При иных основаниях, в том числе показаниях участников судопроизводства, суд должен назначить экспертизу, потому что вопрос о наличии или отсутствии психического заболевания – вопрос использования специальных знаний, которых нет у следователя. Здесь речь идет и о гражданском процессе (когда лица указывают на факты, свидетельствующие о наличии психических заболеваниях у другого лица, которое, например, проживает с детьми. В случае доказывания психических заболеваний заявляющее лицо не имеет возможности предоставить доказательства о невменяемости, все равно даже близкому родственнику не дадут информацию о психическом заболевании в силу врачебной тайны, поэтому это тоже может являться основанием для назначения СПЭ).

Случай: во время изыскательной экспедиции топограф – молодой человек 32 лет, оставшись в лесу с одним из рабочих, задушил его, прикрыл ветками тело и вернулся один, лицо было исцарапано, одежда изорвана. Вскоре труп был найден. При допросе человек категорически отверг свою причастность к убийству. Во время экспертизы сообщал сведения преимущественно формального характера, уклонялся от вопросов касательно болезней, уверял, что психически здоров. Подозрительно относился к окружающим, временами рассказывал отрывочные, бредовые идеи, но сразу же их отрицал. Он находился на стационарной экспертизе и был под наблюдением. Экспертная комиссия пришла к заключению, что обнаружены признаки остро развивающегося расстройства в форме шизофрении с бредом, которое он скрывает, и что в отношении инкриминируемого он должен быть признан невменяемым. Находясь в психиатрической больнице, куда он был направлен на принудительное лечение, он стал высказывать бредовые идеи более открыто (заявлял, что убитый рабочий был не тем лицом, за которое он себя выдавал, он был специально подослан, внушал ему мысли и намерения). В этом случае основание для проведения экспертизы возникло в связи с неясностью мотива, упорным нелепым отрицанием обвиняемого достаточных и очевидных фактов. Дальнейшее исследование показало, что убийство он совершил под влиянием бреда, которое он, находясь под следствием, упорно скрывал.

Есть также негативная симптоматика, когда при шизофрении происходит дефект, связанный с когнитивными особенностями, что сложно выявить, Сам факт нормального и адекватного поведения не говорит о психическом здоровье.

Также бывают случаи, когда лица при следствии сообщают о своих ощущениях. Например, девушка 23 лет, лаборантка исследовательского института, явилась на дачу к незнакомому. Она набросилась там на девушку (актрисы) и стала ее душить, при задержании девушка оказала сопротивление. На допросе она заявила, что с некоторых пор начала слышать голоса, которые сообщали ей обо всех событиях, которые происходили с близкими ей людьми. Эти же голоса сообщили ей о тяжелом душевном состоянии этой актрисы, и она решила ее утешить и начала душить не с целью причинить ей смерть, а только целовала и обнимала. Родные указывали, что она стала безразлично ко всему, плохо спала, похудела. Как она указала, наступил упадок сил, появились внутренние разговоры, она слышала врачей и голоса незнакомых людей. Она была признана психически больной, был поставлен диагноз шизофрения, и в отношении инкриминируемого события она была признана невменяемой.