Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023 / признание суд актов - Собина.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
264.45 Кб
Скачать

§ 8. Признание иностранных банкротств

в Скандинавских странах (на примере Дании и Швеции)

Согласно Закону о банкротстве Дании от 4 февраля 1997 г. N 118 (Konkursloven) Министерство юстиции Дании обладает правом издавать акты (руководства), определяющие, какие иностранные судебные акты по делам о банкротстве могут быть признаны в Дании, с условием, что они не противоречат публичному порядку Дании (ст. 6). Однако датский Минюст использовал это полномочие один-единственный раз, да и то в отношении признания решений судов из Скандинавских стран (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия), которые и без того урегулированы Скандинавской конвенций по вопросам банкротства (Nordic Bankruptcy Convention) <1>.

--------------------------------

<1> Скандинавская конвенция по вопросам банкротства между Данией, Швецией, Норвегией, Финляндией и Исландией от 7 ноября 1933 г. была заключена в Копенгагене (League of Nations. Treaty Series. 1935. P. 133 - 139). Согласно ст. 44 (j) Регламента ЕС N 1346/2000 Конвенция заменена положениями Регламента. Однако Дания не принимала участия в одобрении самого Регламента, поэтому для нее продолжает действовать Скандинавская конвенция.

Дания не принимала участия в одобрении Регламента ЕС N 1346/2000 и тем самым не связана обязательствами в отношении его применения. Что касается внутреннего законодательства, то оно исходит из принципа территориальности, а это означает, что по общему правилу иностранные судебные акты по делам о банкротстве в Дании не признаются. То есть возбуждение иностранного производства по делу о банкротстве не препятствует возбуждению процедур банкротства в Дании и проведению гражданских процессов в отношении имущества несостоятельного должника, находящегося в Дании. Это также означает, что иностранные управляющие из стран иных, чем названные пять Скандинавских стран, не могут осуществлять никаких действий в отношении имущества, находящегося в Дании. Такому управляющему остается два варианта процессуального поведения: либо действовать по доверенности от должника, либо включаться в реестр требований кредиторов, ведущийся в Дании, наравне с остальными кредиторами. Если банкротное производство еще не возбуждено в Дании, управляющий наравне с другими кредиторами может подавать петиции о признании должника банкротом. Но датский суд должен обладать юрисдикцией в отношении такого должника. Управляющий также может подать обычный гражданский иск в датский суд, если на территории Дании находится имущество должника.

Таким образом, в отношении Скандинавских стран и не Скандинавских стран в Дании действуют различные режимы признания иностранных банкротств. Судебные акты по делам о банкротстве, исходящие не из Скандинавских стран, в Дании не признаются. В отношении же пяти Скандинавских стран, заключивших между собой Скандинавскую конвенцию по вопросам банкротства, установлен режим взаимного признания решений по делам о банкротстве, основанный на принципе универсализма. Имущество, находящееся в Дании, может быть включено в конкурсную массу иной скандинавской страны, и наоборот. При этом не требуется каких-либо формальностей или выдачи экзекватуры.

В Швеции - похожая ситуация с признанием иностранных банкротств. Она является стороной Скандинавской конвенции по вопросам банкротства и, таким образом, признает решения по делам о банкротстве, принятые судами Дании, Норвегии, Финляндии и Исландии <1>. Однако в отличие от Дании в Швеции действует Регламент ЕС N 1346/2000. Таким образом, в Швеции возможно признание решений по делам о банкротстве, вынесенных в иных странах - членах ЕС. Все остальные решения, исходящие от судов стран, на которые не распространяет свое действие Регламент, не признаются на территории Швеции.

--------------------------------

<1> Согласно ст. 44 (j) Регламента ЕС N 1346/2000 Конвенция заменена положениями Регламента. Поэтому в настоящее время Конвенция действует только в отношении Дании. В отношениях между Норвегией, Швецией, Финляндией, Исландией применяются положения Регламента.

Шведское законодательство исходит из принципа строгой территориальности в целях защиты прав собственных кредиторов <1>. Если иное не предусмотрено международным договором, иностранные судебные акты по делам о банкротстве игнорируются. Открытие иностранного банкротного производства никак не влияет на возможность возбуждения гражданского или банкротного производства в Швеции в отношении имущества должника. Иностранное производство "изолируется" от имущества, находящегося в Швеции. Это имущество не включается в иностранную конкурсную массу и остается в Швеции. Иностранному управляющему по делу о банкротстве не позволяется производить с этим имуществом какие-либо действия, налагать на него взыскания, арестовывать, включать в иностранную конкурсную массу и т.д. Даже если после банкротных процедур, проведенных в Швеции, остается какое-либо имущество, оно не может быть передано под иностранную юрисдикцию для удовлетворения требований иностранных кредиторов в деле о банкротстве, возбужденном в их стране, а передается самому должнику <2>.

--------------------------------

<1> Однако принцип территориальности распространяется только на иностранные банкротства. В отношении же собственных банкротств шведское право придерживается принципа универсальности и претендует на включение в конкурсную массу датских банкротных производств всего имущества должника, в том числе и расположенного за рубежом.

<2> Cooper N., Yarvis R. Op. cit. P. 201 - 204.