Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023 / признание суд актов - Собина.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
264.45 Кб
Скачать

§ 3. Признание иностранных банкротств в Германии

Германия относится к странам романо-германской правовой семьи, которая объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества <1>.

--------------------------------

<1> Сформировалась на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания) странах. Романо-германская система права существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Все восточно-европейские (бывшие социалистические) страны возвращаются к этой системе. В настоящее время ее действительно можно называть системой континентального права, так как она охватывает все страны европейского континента, за исключением Соединенного Королевства. Романо-германское право последовательно распространяет свое влияние на страны Латинской Америки. Более того, о романо-германской правовой системе можно говорить и по отношению к штату Луизиана (бывшая французская территория, присоединенная к США в 1803 г.), а также к канадской провинции Квебек, заселенной преимущественно французами. Влияние этой правовой семьи нашло отражение даже в правовых системах Японии, Индонезии, а также большинства стран Африки (бывших колониях Франции, Германии, Бельгии, Италии, Испании, Португалии). Любопытно отметить, что даже входящие ныне в Британское Содружество Наций остров Маврикий и Сейшельские острова до сих пор находятся под доминирующим воздействием данной системы. Влияние романо-германской правовой семьи заметно и в азиатских государствах, например в Турции, бывших советских азиатских республиках, в Ираке, Иордании, Сирии, Индонезии, хотя в них действует также и мусульманское право. Поэтому правовые системы этих азиатских стран можно отнести к смешанным в отличие от правовых систем чисто мусульманских стран, таких как Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (информация взята из учебного пособия Р.Н. Дусаева "Основные правовые системы современности". СПб., 1999).

Поскольку Германия является членом Евросоюза, на ее территории действует Регламент ЕС "О процедурах несостоятельности" N 1346/2000. Однако так как Регламент не применяется между Договаривающимися государствами, если центр основных интересов должника расположен за пределами этих государств, и не имеет силы на территории третьих стран, даже если центр основных интересов должника расположен на территории Договаривающихся государств, применимыми являются нормы международного частного права Германии.

До 1985 г. модель правового регулирования трансграничной несостоятельности, существовавшая в Германии, характеризовалась принципом внутренней универсальности и отсутствием универсальности внешней. То есть если в отношении немецких процедур банкротства право исходило из того, что банкротство, открытое в Германии, имеет универсальный характер, то в отношении иностранных банкротств считалось, что они имеют только территориальный эффект. Исходя из этого, немецкие суды не признавали иностранные судебные акты, вынесенные в делах о банкротстве, и полномочия иностранного управляющего <1>. Даже Верховный Суд Рейха, а затем Верховный Суд ФРГ в своих решениях, опираясь на нормы § 237 Конкурсного устава 1877 г. (Konkursordnung 1877), высказывали точку зрения о невозможности признания иностранного конкурсного производства на территории Германии и его учета при проведении национального конкурсного производства <2>. Ratio decidendi такого решения было то, что открытие конкурса является проявлением государственного суверенитета <3>. Однако в 1985 г. Верховный Суд ФРГ изменил позицию, указав в одном из решений, что § 237 Положения о конкурсе не исключает признания иностранного конкурсного производства <4>. Это стало переломным моментом, и в Германии стали признавать, что открытое за рубежом конкурсное производство охватывает имущество, находящееся в ФРГ, а иностранный управляющий по делу о банкротстве обладает правом включения такого имущества в конкурсную массу. Ratio decidendi последнего решения опиралось на то, что отказ в признании иностранного конкурсного производства противоречит идее равенства кредиторов. Открытие конкурсного производства, по мнению Верховного Суда ФРГ, является актом, направленным на защиту интересов кредиторов, а не государства как носителя суверенной власти. Поэтому иностранное конкурсное производство подлежит признанию в той степени, в которой речь идет о частноправовых, а не о государственных интересах.

--------------------------------

<1> Cooper N., Yarvis R. Recognition and Enforcement of Cross-Border Insolvency // Commercial Law Series. 1996. P. 41 - 44.

<2> Хотя в первом решении ВС Рейха по вопросам международного конкурсного права от 28.03.1983 (RGZ 6, 400, 404 - 408) была декларирована возможность признания иностранного конкурса (Трушников С.С. Возбуждение производства по делам о несостоятельности в России и Германии. СПб.: Изд-во юрид. ф-та СПбГУ, 2006. С. 161, 162).

<3> Решения ВС Рейха от 21.10.1920 (RGZ 100, 241), от 11.06.1926 (RGZ 114, 83), решения ВС ФРГ от 04.02.1960 (NJW 1960, 774), от 30.05.1962 (NJW 1962, 1511), от 02.04.1970 (NJW 1970, 1187).

<4> Решение от 11.06.1985 (IX ZR 178/84 - BGHZ 95. 256; WM 1985 1004). Управляющему по конкурсу, открытому в Нидерландах, было разрешено включить находящееся на территории ФРГ имущество в конкурсную массу, а требование одного из ответчиков о взаимозачете было отклонено на том основании, что оно не признавалось допустимым согласно голландскому праву, т.е. lex fori concursus.

Названное решение было вынесено на территории бывшей Западной Германии. Однако выработанная в нем правовая позиция стала применяться и на территории бывшей Восточной Германии, после того как нашла свое законодательное закрепление в Законе о коллективном исполнительном производстве 1991 г. (Gesamtvollstreckungsordnung 1991). Таким образом, принцип универсальности был распространен и на иностранные банкротства. С этого момента немецкие суды стали признавать иностранные банкротства.

С 1999 г. в Германии действует новое законодательство о несостоятельности. В том числе были изменены те немногочисленные положения, содержащиеся в старом законодательстве, которые регулировали вопросы трансграничной несостоятельности (ст. 22 Конкурсного устава 1877 г.). С 1 января 1999 г. вступили в силу Положение о несостоятельности (Insolvenzordnung) и Вводный закон к Положению о несостоятельности (Einfuhrungsgesetz zur Insolvenzordnung), которые заменили Конкурсный устав 1877 г. (Konkursordnung) и Закон о коллективном исполнительном производстве (Gesamtvollstreckungsordnung). При этом немецкие правила о трансграничных банкротствах все еще оставались фрагментарными и сводились лишь к положениям ст. 102 Вводного закона к Положению о несостоятельности и нескольким судебным решениям. С 20 марта 2003 г. Положение о несостоятельности и Вводный закон к Положению о несостоятельности были дополнены отдельными главами о трансграничных процедурах несостоятельности, которые содержат переходные положения о введении в действие Регламента ЕС N 1346/2000. Эти положения в сущности идентичны положениям Регламента, за исключением норм о взаимном признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по делам о банкротстве. К тому же они применяются к банкам и страховым компаниям в отличие от Регламента, который на них свое действие не распространяет. Помимо этого, Регламент действует только для государств Европейского союза, в то время как правила Положения о несостоятельности и Вводного закона к Положению о несостоятельности применяются и в отношениях с иными государствами, не входящими в Евросоюз.

Что касается международных соглашений, стороной которых является Германия, то до недавнего времени существовал только один такой договор - Договор с Австрией "О банкротстве, ликвидации, урегулировании и мировых соглашениях", подписанный в Вене 25 мая 1979 г. (Treaty between Germany and Austria on Bankruptcy, Winding-up, Arrangements and Compositions, signed at Vienna on 25 May 1979). Однако со вступлением в силу Регламента ЕС N 1346/2000 этот договор утратил силу <1>.

--------------------------------

<1> Согласно ст. 44(d) Регламента ЕС N 1346/2000 договор был заменен Регламентом.

Таким образом, в настоящее время признание иностранных банкротств в Германии регулируется положениями ст. 102 (1) Вводного закона и § 343 Положения о несостоятельности. Согласно им основаниями (условиями) признания являются следующие: а) иностранное производство должно отвечать признакам "производства по делу о банкротстве" в понимании немецкого права. Это означает, что оно должно быть некой формой коллективного производства, в котором происходят ликвидация или распределение имущества должника; б) иностранный суд, вынесший решение в деле о банкротстве, должен обладать юрисдикций в отношении должника согласно правилам немецкого права. Такой юрисдикцией обладают суды государств, где должник имеет домицилий, место постоянного жительства, предприятие или управляет имуществом; в) признание иностранного решения не противоречит основным принципам немецкого права (публичному порядку).

Кроме того, практика Верховного Суда ФРГ (Bundesgerichtshof) предъявляет требования к иностранным актам, вынесенным в делах о банкротстве. Только решения, отвечающие следующим требованиям, могут быть признаны на территории Германии:

- иностранное решение должно быть вынесено в соответствии с актом государства, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства);

- в соответствии с правом иностранного государства, на территории которого вынесено решение, управляющему должно быть дано право распоряжаться имуществом, расположенным за рубежом;

- решение должно распространяться на имущество, находящееся за рубежом, в соответствии с правом иностранного государства, на территории которого оно вынесено.

Последние два условия относятся к вопросу об экстерриториальности иностранного права, на основе которого вынесено решение в деле о банкротстве.

Если соблюдены все условия признания и решение отвечает вышеназванным требованиям, оно автоматически признается. И для этого не требуется проведения специальных процедур (судебных процессов) или выполнения иных формальностей. С признанием все материальные и процессуальные последствия иностранного банкротства определяются правом государства, суд которого вынес решение (lex fori concursus). Прямым и первым следствием этого является то, что иностранный управляющий в деле о банкротстве может реализовывать свои полномочия в отношении имущества, находящегося на территории Германии; вторым - то, что гражданские процессы по индивидуальным искам кредиторов, возбужденные в Германии, приостанавливаются до окончания производства по делу о банкротстве (§ 352 Положения о несостоятельности); третьим - то, что с момента признания иностранного банкротства сделки, предшествующие открытию иностранного производства и наносящие вред интересам кредиторов, могут быть оспорены, если это соответствует нормам об оспаривании сделок, предусмотренным в государстве открытия производства по делу о банкротстве (§ 339 Положения о несостоятельности).

По праву Германии автоматическое признание иностранного судебного решения по делу о банкротстве не ведет к его автоматическому приведению в исполнение. Для этого требуется решение немецкого суда. Лишь после вынесения такого решения иностранный управляющий наделяется правом воспользоваться силой государственного принуждения и прибегнуть к мерам исполнения. Правила приведения в исполнение иностранных судебных решений предусматривает § 353 Положения о несостоятельности, который соответствует положениям Гражданского процессуального кодекса Германии (Zivilprozessordnung, § 722, 723). При этом немецкий суд может отказать в приведении в исполнение иностранного судебного акта по делу о банкротстве, если вынесший его суд не обладает юрисдикцией в соответствии с нормами немецкого права о трансграничной несостоятельности или приведение в исполнение иностранного решения по делу о банкротстве приведет к результату, явно не соответствующему основным принципам немецкого права (публичному порядку).

Стоит отметить, что признание иностранного банкротства не препятствует возбуждению на территории Германии дополнительного производства (Partikularverfahren), охватывающего только имущество должника, находящееся в Германии (§ 356 Положения о несостоятельности). При этом если иностранное производство в отношении должника уже было возбуждено, то не требуется доказывания его неплатежеспособности (Zahlungsunfahigkeit) или сверхзадолженности (Uberschuldung) для возбуждения процесса по делу банкротстве в Германии. Открытие основной процедуры банкротства является презумпцией того, что основания для открытия процедуры банкротства в Германии имеются.