Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Мышление и воля. Принцип тождества мышления и воли в классическом раци

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.86 Mб
Скачать

мерность описываемого отношения состоит в том, что медиальная чистота смысловых полей прямо пропорциональна энергии временной смены в медиапроводнике, в конкретном временном штреке. Медиальный смысл эйдетического поля вообще является категорическим условием творческой энергии, которая гонит человеческую деятельность вперед. В идеале можно себе представить абсолютно чистое медиальное сознание, обнимающее и завершающее все вмещающие поля психе. Тогда обычное мирское время будет течь сквозь это сверхчистое сознание, ничего в нем не задевая и не изменяя. А мощь творческих энергий последнего будет безмерной. Такое сознание вполне можно мыслить, хотя практически оно, разумеется, недостижимо из-за возрастания агрессивности старого ego, уходящего в подсознание. Но самое главное в том, что любое движение на фоне чистого смыслового поля вызывает род наслаждения. Более того, движение эйдопроводников в смысловом поле связано с эросом вечности. Замыкание двух планов: локализованного смыслодвижения в материальных или знаковых структурах, с одной стороны, и вневременного медиума — с другой, мы будем называть экзистенциальным или медиальным катарсисом. Это, безусловно, энергетический эффект воли, форма ее самовозбуждения и творческого эроса.

Любой акт активного смысловыражения в эйдетическом поле, сопровождаемый катарсисным разрядом, мы будем называть, как мы уже отчасти делали это выше, смысловой интонацией. Вовне, в предельном выражении,

вздесь-бытийной ситуации смысл интонируется в конкретном вещном материале — от человеческого тела до природных объектов и языка искусства. Поскольку медиальное сознание в целом есть стадиальное самовыражение бытия, то вся природа восстановленного сознания носит интонационный характер (интонация неотделима от сферы выражения). Медиальное сознание буквально тождественно присутствию смысла в здесь-бытии. Смысловыражение, сопровождаемое катарсисным разрядом, и есть живая интонация. Такой же интонационный характер носят и акты восстановленного рассудка. Так, любой вербальный синтез в смысловом поле рассудка, локализованном в определенной точке эйдетического топоса тела, сопровождается катарсисными разрядами. Слово возникает в чистом смысловом поле, как бы заново рождаясь на глазах у эмпирического «Я». Ego не может овладеть таким словом как подручным инструментом — оно само говорит

внас. Вербальный процесс временится из медиального источника, который,

визвестном смысле, вне времени. Поэтому языковые и собственно когни-

591

тивные акты представляют собой интонирование смысла или в чистых логических структурах, или в определенных знаковых формах. Такое мышление есть своеобразное смыслоизвлечение. Медиальный рассудок напоминает музыкальный инструмент (если можно представить себе не звучащую, а чисто смысловую музыку). Только живое интонирование может быть источником медиального наслаждения. Только живая интонация возбуждает волю и стимулирует ее креативные возможности.

Конечно, как и все предыдущие элементы обращенного сознания, катарсисные разрешения могут иметь частные формы и, следовательно, собственные имена. Если мы достигли такого предельного бытийного обращения сознания, когда оно полностью выплеснуто вовне, а все окружающее его вещество обращено в медианоситель, мы можем снять «табу» на субъективные проекции в феноменальном поле нового сознания. На этой стадии мы можем позволить вмещающим полям психе наполниться жизнью без всяких ограничений и искусственных фильтров. Весь разнородный опыт преображенного сознания превратится при этом в сферу медиального выражения. Медиальные структуры сознания оперируют его содержанием, как художник оперирует покорным материалом, интонируя в выбранном им веществе художественный смысл. Ясно, что предельной онтологической проекцией сознания является игра медиального воображения, под маской которого действует свободная воля. Aytos реализован в этой игре как творческий гений, чей эрос пронизывает собой всё событийное поле обновленного сознания.

592

ГЛОССАРИЙ АВТОРСКИХ ТЕРМИНОВ

Бытийное восстановление человеческих способностей

Экзистенциальное обращение чувственного восприятия, воображения, рассудка, разума, воления и наслаждения; в процессе экзистенциального обращения мы выходим за пределы субъективной явленности (изнутри которой мы имеем дело только с явлением нашей самости нам самим).

Преодоление естественного эгоцентризма внутреннего опыта в процессе целой серии медиальных обращений, заканчивающихся обретением себя в качестве «объективно» сущего в мире.

Замена субъективных проекций дурного чувственного ego вхождением в перспективу мирового явления.

Превращение патогенного «Я» в чистый медиум бытия.

Воление времени

В критическом освещении: проецирование временного ряда в чистом воображении или в феноменальном поле опыта; использование любых рациональных средств в качестве мотивов действующей воли; продуцирование волевых актов в открытой бытийной возможности (экзистенциальной модальности).

В спекулятивно-метафизическом освещении: обнаружение мировой воли в возникновении и прехождении всякого конечного сущего; время при этом оказывается наличным смыслом всякого конечного существования.

Воля к мысли

Использование трансцендентальных структур мышления в качестве инструментальных средств мыслительных актов; в этом случае разум, как известная трансцендентальная структура, будет нуждаться в особого рода энергии, запускающей его в дело (в качестве такой энергии в классической гносеологии признано воображение).

Преодоление сопротивления грезящего рассудка, в результате чего на горизонте внутреннего опыта появляется новый образ «самости», «ничейного» открытого субъекта; отсюда следует, что воля к мысли медиальна по самому своему существу.

Модификация воли, рационализирующая всю человеческую способность желания (воления).

593

Воля к свободе

Побочный эффект рациональной воли, поскольку эта последняя мотивируется «ничейными» априорными средствами познания; выражение автономности и спонтанности человеческого мышления, инициируемого «интеллектом-архетипом».

Эффект экзистенциального обращения разума, в процессе которого он превращается в инструмент внесения в мир ноуменальной воли (категорического императива свободы).

Совокупный медиальный эффект человеческого здесь-бытия (всякое «здесь» – лишь посредник трансцендентного «там»).

Воля к смерти

Воля, мотивированная небытием, меональная воля, абсолютно чуждая классическому мировоззрению.

Центральная характеристика человеческого здесь-бытия в модернистских учениях, в которых характерное для классической философии противопоставление phaenomena и noumena заменяется фатальной закрытостью экзистенции (феноменальность здесь-бытия возрастает при этом до такой степени, что фактически превращается в ничто, в медиум небытия).

Воля к ясности бытия

Вытеснение волей к мысли всех других волевых интенций, характерное для классического мировоззрения.

Признание абсолютной рациональности мировой (божественной)

воли.

Особое переживание кристальной ясности и чистоты законосообразного устройства природы.

Волящий разум

— Совокупность найденных в нашем мышлении трансцендентальных структур, способных мотивировать волю; такой интеллект «автоматически» превращает иерархию своих идей в иерархию практических целей; в волящем интеллекте совмещаются две фундаментальных человеческих способности – познания и желания; поэтому безграничный спекулятивный полет оборачивается в нем безграничной силой мышления.

594

Восстановление в бытии

Экзистенциальное обращение всей человеческой субъективности; все конечные мотивы волевых актов (и сознательных актов вообще) теряют активность в ситуации медиальной открытости; это происходит потому, что собственно медиум и есть явление бесконечности в конечном сущем.

Выход за пределы субъективности (и субъектности вообще), в результате которого мое воображение, мое мышление, моя совесть теряют свой «притяжательный» характер и становятся как бы ничьими – не моими, но и не абстрактно-всеобщими (то есть приобретают медиальную форму).

Термин, указывающий на радикальную экзистенциальную перестройку сознания.

Выход в феноменальный мир

Совокупный эффект полного и радикального разрешения антиномий чистого разума; с одной стороны, человеческое существо не может, по природе вещей, преодолеть свою конечность и превратиться в некую метафизическую сущность, но, с другой стороны, человек ни в коем случае не сводится к голой фактичности наличного эмпирического опыта; человек не может выскочить из врожденного ему «Я», но в то же время он явно обладает способностью предвосхищать бытие; феноменальный мир, куда нас выталкивают вполне живые, вполне витальные противоречия мышления и познания, не «субъективен», не «объективен», а именно медиален; это мир, где каждая вещь не тождественна своему бытию, а лишь указывает на иную, скрытую за ней реальность, это мир живых смысловых интонаций.

Программная установка всякого философствующего ума, неустанно стремящегося к «уловлению бытия».

Горизонт познающей воли

— Внутренняя граница опыта, предел, к которому стремится продуктивное воображение, синтезирующее временной ряд; в медиально обращенном виде – та бесконечная даль, откуда к нам приходит мысль; в случае проекции мыслительного акта в наличное бытие – совпадает с феноменальными границами мира.

Грезящий рассудок

— Обыденный рассудок, запрограммированный системой чувственных интересов; такой рассудок не может стать источником волевых импульсов, и потому мобилизуемое им воображение в состоянии продуцировать лишь навязчивый поток иллюзий.

595

Дар бытия

Термин, характеризующий рационалистические картины мира, осененные мировой гармонией; мое бытие в мире осознается при этом как не совсем «мое», ибо оно даровано мне в виде благой возможности.

Благочестивое приятие бытия в глубинной христианской традиции.

Долженствование бытия

Термин, указывающий на великое открытие Канта, состоящее в обнаружении глубочайшей внутренней связи между логико-грамматической модальностью категорий и волевой природой интеллекта в целом; интеллект, толкуемый как способность желания, в конечном счете оказывается медиумом-посредником нравственного долга, выходящего за всякие пределы конечного существования; вся таинственность и вся сладость долга как раз заключается в том, что за ним скрывается само бытие, предвечный синтез человеческого и вселенского начал.

Термин, указывающий на принципиальное совпадение этики и онтологии в классической философии и культуре.

Eisstasis

— Искусственно сконструированный термин, прямо противоположный по смыслу понятию экстаза у Хайдеггера; выходу из наличного бытийного «здесь» (в фактическое ничто смерти) мы противопоставляем вхождение открытого «X-субъекта» в сферу человеческого бытия (это предполагает и совершенно иную схему времени, и совершенно иное понимание смертности человеческого существа).

Затухание экзистенции в акте воли

— Термин, интерпретирующий классические представления о модальности бытия как открытой возможности; бытие разверзается перед конечным существом в виде покамест незаполненной пустой возможности; в перспективе этой возможности временится время, инициируемое человеческой волей; воля, таким образом, призвана исчерпать открывшуюся возможность до дна; отблеск бытия, сквозящий в открытой возможности, затухает по мере ее исчерпания.

Медитативная формула времени

— Наглядно-чувственная «модель» времени (и всего сознания в целом), образуемая схемами категорий; временной схематизм представляет

596

собой чистую априорную форму воображения; воображение целиком чувственно и есть поэтому род переживания; таким образом, схемы времени лежат в основе чистых, прозрачных, трансцендентальных переживаний, которые мы называем медитациями.

— Имагинативная структура, конфигурирующая любое созерцание во внутреннем чувстве, в том числе и эстетическое.

Медитация

Термин, исключительно удобный для онтологического истолкования кантовского учения о временном схематизме; Кант открыл чистые трансцендентальные схемы, лежащие в основе каждого движения воображения и человеческой чувственности вообще, которые познающая воля может применять к какому угодно эмпирическому материалу.

Ключевой термин для понимания способности суждения в целом; «медитация» объекта осуществляется за счет проекции в соответствующий материал ощущений априорных наглядно-чувственных схем, в результате чего переживание предмета лишается вульгарно-психологической окраски: предмет как бы сам собой обнаруживает жизнь своих рациональных форм; понятое таким образом медитативное переживание лежит в основе кантовского учения о красоте.

Полное погружение всех формальных средств созерцания и мышления в явление; медиальный эффект такого погружения состоит в том, что порождаемый им чувственный образ, отрываясь от пуповины субъективного ego, становится как бы «ничьим», нейтральным и самобытным.

Медиум

— Центральный термин нашей интерпретации кантовской философии, означающий понимание чистых трансцендентальных средств познания в качестве пустых форм, в коих проявляется бытие; с одной стороны, в чистом медиуме рассудка являет себя трансцендентальный субъект, а с другой – предвосхищается трансцендентальный объект; в свете этого чистый разум оказывается медиумом-посредником, расположенным «между» внутренней и внешней границами опыта.

Человеческая субъективность, подвергнутая полному экзистенциальному обращению, потерявшая свою «притяжательность», переставшая быть «моей».

Феноменальный мир, куда выводит нас особое, сложно организованное волевое усилие.

597

Термин, обозначающий срединно-третьи звенья кантовской системы, которые разрешают противоречия, не ликвидируя, не снимая, не умерщвляя их противоположные стороны; поскольку в кантовской философии таким срединным звеном — медиумом — является чистый разум, постигнутый как «способность желания», то именно воля оказывается в конце концов мостом, связующим звездное небо и моральный закон.

Интерсубъективное единство, в котором артикулирована мировая воля.

Просветленная человеческая субъективность, в которой артикулировано чистое движение эйдосов.

Медиум ничто

— Событие смерти; термин используется для оттенения противоположности классических и декадентских мировоззрений.

Медиальная воля

Волевой импульс, инициируемый не обыденным ego, а открытой бытийной структурой Wer?; так, познающая воля в состоянии предвосхитить бытие, потому что она не является простой функцией нашего конечного сознания, а приходит к нам из бесконечной дали внутреннего горизонта и направляется, с нашей помощью, к внешней феноменальной границе, дабы превратить материю ощущений в полноценное явление объективной реальности.

Противоположность ноуменальной воли, которую мы не знаем, но которую можем мыслить, каким-либо образом конкретизировав «X» в структуре Wer? (то есть сделав какие-либо научные, метафизические или теологические допущения).

Направление бытийных ориентаций в феноменальном мире.

Медиальная идеальность

— Термин-синоним по отношению к кантовскому термину «трансцендентальная идеальность»; не только формы мышления, но и трансцендентальное воображение или наслаждение заключают в себе идеальный момент; наш термин «медиальная идеальность» указывает на интерсубъективный характер такого рода идеальности: подлинная идеальность, как платоновский эрос, носит всецело срединный, медиальный характер.

598

Медиальная чистота

Степень отстраненности, «ничейности» человеческих переживаний, когнитивных актов и созерцаний.

Чистая явленность событий, характеризующаяся тем, что имеет место явление некоего «X» (какова метафизическая природа этого «X», в данном случае неважно); чистая явленность обусловлена существенным ослаблением противостояния субъекта и объекта, поскольку в данном случае мы имеем дело исключительно с промежуточной сферой, в которой нет ни субъекта, ни объекта, а есть только их взаимное явление друг другу.

Мера целевого тяготения внутри экзистенциальной модальности, индуцирующей волевое движение (к которому не имеет отношения никакой вульгарный интерес, а сама обнаружившаяся здесь целенаправленность исходит из бесконечной перспективы, устремленной к некоему метафизическому «X»).

Условие и центральная характеристика феноменального мира.

Медиальное обращение речи (воля к молчанию)

Полная блокировка вульгарно-психологических стереотипов речи,

врезультате чего речь теряет свою социально-отчужденную функцию;

вэтом смысле воля к молчанию является частью экзистенциального обращения рассудка: мы покидаем сферу спонтанно «болтающего» ego и входим

взону молчания; из глубины молчания, которую лучше всего представлять себе в виде бесконечной перспективы внутреннего видения, к нам заново приходит слово; и хоть совершенно очевидно, что в этом случае не «мы» говорим, но тем не менее мы склонны считать это слово нашим сокровенным творением.

Одно из условий выхода в феноменальный мир.

Медиальная явленность

Чистая пограничность субъекта и объекта; наше точечное «Я», от которого все-таки нельзя отделаться, выносится на эту границу, в эту нейтральную зону, где уже ослабло влияние субъекта, но где еще не наступила жесткая механическая власть объекта.

Центральная характеристика феноменального мира.

599

Медиальный континуум

Непрерывность экзистенциально обращенного сознания, человеческой субъективности в целом (правда, возможность такой непрерывности для человеческого существа остается проблематичной).

Последовательность определений медиальной воли, инициируемых ею событий и поступков, заполняющих экзистенциальную перспективу жизни; это, таким образом, характеристика жизни как целостной бытийной возможности, куда убегает линия нашей судьбы.

Характеристика времени, текущего внутри модальных тяготений

бытия.

Медиальный мир

Чистый, ничем не замутненный горизонт здесь-бытия, в который мы выходим, преодолев, во-первых, раздвоенность космологических антиномий и, во-вторых, амфиболию собственного «Я».

Исчерпывающее завершение проекции трансцендентальных структур интеллекта (чистого медиума) в сферу явления, полное воплощение трансцендентального идеала в наличной бытийной ситуации; при соблюдении этих условий в явлении открывается круговой горизонт здесь-бытия

(Umwelt).

Предельно возможная степень преодоления субъектно-объектной оппозиции, при которой осуществляется выход за пределы собственной субъективности (хотя еще остается, так сказать, субъектность явления); однако хоть мы и не достигли «объекта в себе», тем не менее нам вполне открыта, так сказать, объектность мирового явления.

Реальность, прямо противоположная миру отчужденных фантомов

итирании больного, субъективного ego.

Медиальный момент

— Термин, интерпретирующий кантовскую аналитику прекрасного; медиальный момент в суждении вкуса состоит в отрыве воображения, с одной стороны, от жесткой привязки к объекту, а с другой — от жесткой формализации созерцания со стороны категорий рассудка; это, таким образом, точка отрыва эстетического гения от земной ограниченности сознания (насколько это доступно философствующему уму).

600