Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ экзамен 3 курс 6 семестр ННГУ
Скачиваний:
70
Добавлен:
17.06.2022
Размер:
3.16 Mб
Скачать

30. Социально-психологическая пьеса г. Гауптмана «Перед заходом солнца». Литературные аллюзии и проблематика.

Вершины реалистического мастерства Гауптман достигает в пьесе «Перед заходом солнца» (1932), ставшей его духовным завещанием. Это была блистательная психологическая драма, в которой угадывались тревожные признаки времени. Очевидна перекличка пьесы с первым драматургическим произведением Гауптмана «Перед восходом солнца». Образ солнца символизирует светлое начало; заход солнца — это не просто финал жизни главного героя, но предупреждение о наступлении тьмы, ночи, новой эпохи варварства.

Семейный конфликт 70-летнего тайного советника Клаузена, перерастает в значительный общественный конфликт, выявляющий политическую и нравственную атмосферу Германии накануне прихода фашизма. Драматическая коллизия пьесы носит острый, непримиримый характер. Матиас Клаузен и его возлюбленная Инкен Петерс, воплощающие нравственную красоту и величие человека, вступают в битву с аморальными, жестокими людьми, вскормленными миром капитализма. Семья Клаузена обнажает свою хищническую природу, когда появляется угроза их материальному благополучию. Чтобы не расстаться с деньгами, с семейными драгоценностями в случае вторичной женитьбы Клаузена (да еще на простой девушке Инкен), они добиваются постановления об опеке над старым отцом. Дети и родственники тайного советника готовы упрятать его в сумасшедший дом, уничтожить, лишь бы сохранить собственность. Всей этой травлей руководит зять Клаузена Эрих Кламрот, в поведении которого обнаруживаются черты будущего фашиста. Не случайно Клаузен говорит: «Стоит мне хотя бы мельком подумать о моем зяте, как я вижу направленное на меня оружие».

Маттиас Клаузен — уважаемый издатель, человек высокой культуры. Ему 70 лет, и теперь, спустя три года после кончины горячо любимой жены, Маттиас начинает выходить из сумрачного оцепенения, возвращается к жизни. (аллюзии) В его рабочем кабинете картина известного живописца Каульбаха, в библиотеке среди редких фолиантов «Лаокоон» Лессинга, написанный рукой самого автора; на рабочем столе — бюст римского императора и философа Марка Аврелия, чьи взгляды так созвучны мироощущению Клаузена.

Клаузен показан в тот момент, когда он уже не склонен безоговорочно принимать философию покорности перед безжалостной судьбой. И причина тому — любовь к молодой девушке Инкен Петерс, скромной воспитательнице детского сада, умной, доброй, излучающей природное обаяние. Гауптман показывает, что чувство героя — это нечто большее, чем влечение старого человека к цветущей юности. Клаузен — интеллигент до мозга костей, человек мысли. Для Клаузена новая любовь знаменует расставание с тенями прошлого, прорыв к будущему. (=биография стареющего Гёте, роман с юной Ульрикой фон Леветцов).

Матиас Клаузен, воспитанный на традициях Гете и Лессинга, на уважении к человеческой личности, должен уступить неудержимому стремлению к власти новых дельцов. Мы видим трагедию гуманиста, который должен умереть, потому что жизнью овладели бездушные, корыстолюбивые буржуа.

Лагерь противников гуманиста Клаузена нарисован драматургом индивидуализировано, тонко-психологически. Автор срывает маску с ханжи-святоши Беттины, впавшей в религиозный экстаз, но не забывающей о сугубо материальных делах; перед нами предстает старший сын Клаузена— профессор Вольфганг, типичный немецкий филистер и педант, трусливый приспособленец: под стать ему и его супруга, отличающаяся тупостью и дворянской спесью.

зять Кламрот. Это делец новой формации, самоуверенный, бездушный, для которого не существует никаких моральных препятствий на пути к цели. На протяжении пьесы его характер «эволюционирует»: Кламрот становится все более наглым и бесцеремонным. Он олицетворяет те силы «тьмы», наступающие после захода солнца, которые предчувствует Клаузен. Кламрот — злой демон, преследующий главного героя; он понимает, что в начале 1930-х время работает на него. Это столкновение уже не на социально-бытовом уровне. Оно носит идеологический характер. Кламрот и ему подобные были почвой, питавшей фашизм.

Старшее поколение несет идеи классического гуманизма, добрые традиции. Молодое же – изменило истинному гуманизму и приспособилось к новым, национал-социалистическим идеям, деструктивным, подавляющим личность.

Так, происходит столкновение:

• поколений

• гуманизма и социального зла, ложной утвердившейся морали

• подлинной свободы, позитивного индивидуализма и эгоизма

• человека и агрессивно-индивидуалистской среды, стремящейся поработить личность

Пьесу пронизывает множество аллюзий.

Любовь к племяннице садовника — юной Инкен Петерс напоминает увлечения Гете зрелых лет, линию Фауста и Маргариты, а сам момент первой встречи Клаузена и Инкен — сцену знакомства Гете и Шарлотты Буфф, а также Вертера и Лотты.

Цепь литературных и исторических аллюзий и реминисценций уводит почти в бесконечность, заставляя вспомнить и шекспировского Лира, и Фауста, и Сенеку, и Марка Аврелия, любимых античных героев Клаузена.

Конфликт драмы отсылает нас к шекспировскому «Королю Лиру». Синусоида напряжения и надежды у Гауптмана напоминает пьесы Шекспира.

О бережно хранимых традициях классической немецкой культуры говорят имена детей Маттиаса Клаузена: старший сын, профессор философии Вольфганг, младший сын Эгмонт (то же имя носит герой одноименной драмы Гете), старшая дочь Беттина (ее имя заставляет вспомнить Беттину фон Арним), а младшая дочь Оттилия названа в честь героини романа Гете «Избирательное сродство».

Драматург сумел убедительно показать симптомы разложения буржуазного мира, обличить его. Но как и большинство позднебуржуазных писателей, Гауптман не смог указать выхода из кризиса.

В мрачные годы фашизма Гауптман оказался в глубоком духовном одиночестве. Он открыто не выражал своего отношения к гитлеровскому варварству, но оно вызывало в нем отвращение.

В августе 1946 г. Гауптман ушел из жизни. Согласно завещанию его похоронили ранним утром, перед восходом солнца.