Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ экзамен 3 курс 6 семестр ННГУ
Скачиваний:
70
Добавлен:
17.06.2022
Размер:
3.16 Mб
Скачать

2 Явления, связанные с эстетизмом:

  • Дендизм

“Денди” — щеголь, но не просто франт, который следит за своим внешним видом. Это нечто больше — философия жизни, элемент жизнетворчества. Понятие дендизма появляется раньше 19 века. Органическая часть романтической эпохи (Байрон, Мадам де Сталь). Жизненная позиция, философия жизни. Денди — лидер, который создает и определяет моду. Опережает развитие. Он никому не подражает: все подражают ему. Задает моду. Харизматичный. 19 век — золотой век дендизма. Заложился в Англии и расцвел во Франции. Умение одеваться совершенно, изысканно. Важна манера поведения, общения, стиль речи, отношения к миру, времени, течению жизни (неспешность, дистанцированность от суеты).

  • Декаданс — это мироощущение будет свойственно большинству эстетов. Они будут выражать в рафинированном, утонченном, интеллектуальном, искусстве кризис бытия, исчерпанность эпохи. Будут пытаться через красоту преодолеть однообразие, скуку.

1854-1900

— Джон Рескин и Уолтер Пейтер оказали влияние Уайльда. Наиболее полно принципы эстетизма и философия нашла в творчестве Уайльда.

Ирландец. Родился в семье врача и светской дамы (поэтессы) в Дублине. Получил хорошее образование: начальное — в колледже, позже закончил Оксфорд с отличием. В период обучения в Оксфорде формируются его пристрастия и художественные вкусы (оформление эстетизма).

Эссеистика

В лекциях, прочитанных в Америке, а также в серии трактатов («Кисть, перо и отрава», 1889; «Истина масок», 1889; «Упадок лжи», 1889; «Критик как художник», 19S0; и др.), объединенных в книге «Замыслы» (1891), Уайльд изложил основы своей теории искусства. В этих работах писатель углублял и популяризировал общие теоретические позиции сторонников эстетизма.

Центральным в эстетике и литературной практике Уайльда было понятие красоты. Культ красоты стал для него не только эстетическим, но и жизненным принципом, отвечавшим его глубинным, личным пристрастиям и убеждениям. Не только в искусстве, но и в быту он не терпел все грубое, вульгарное, некрасивое, приземленное. Отсюда его негативное отношение к натурализму, отождествляемому им с «грязью» жизни, а также настороженность к реализму, как синониму «низкой» правды. Уайльд стремился показать, что искусство выше жизни, что оно независимо от жизни и его цель — уход от жизни в мир прекрасных иллюзий.

Старомодно рассуждать об искусстве с точки зрения морали”

Сам себе противоречит. Его тексты открыты для полярных трактовок: воплощение программы эстетизма и назидательность.

Кисть, Перо и Отрава”

Уайльд рисует полулегендарный образ Томаса Трефа, преступника, который одновременно творец (эстет, художник). Соединение искусства и злодеяния. Прототип частично Дориана Грея.

Критик как художник”

Очень важен критик. Даже больше чем творец. Критик равен культуре, высокий виток абстракции, абстрагирования. Критик важен для создания образа. Парадокс: “Нет книг нравственных или безнравственных, а есть книги хорошо написанные или плохо” — искусство стоит над моралью “Тому, кто созерцает прекрасное…”

Упадок лжи”

квинтэссенция его эстетических воззрений. Эссе построено в форме диалога, приема, восходящего к античности, к Платону и Лукиану. Два дискутирующих лица, Сайрил и Вивиэнс, приходят к следующим умозаключениям. Во-первых, искусство — самоценно, оно не выражает ничего, кроме самого себя, развивается по своим независимым внутренним законам. Во-вторых, поскольку искусство выше жизни, его «упадок» связан с попытками подражания природе, реальности. Между тем сила искусства — в фантазии, в воображении. В-третьих, не искусство подражает жизни, а жизнь должна подражать искусству. Наконец, «ложь, умение рассказывать необычайно прекрасные истории и составляет подлинную цель искусства».

Подобные положения развиваются и в других теоретических работах Уайльда. Искусству не пристало заключать в себе какое-либо нравственное, дидактическое начало В свете подобного понимания творчества широко известен уайлдовский парадокс об аморальности искусства («нет ни нравственных, ни безнравственных стихов; стихи бывают хорошо написанные и дурно написанные»). Критик же призван исходить из своего субъективного видения явлений искусства, не поддающегося точной оценке, поскольку не существует универсальной правды: «Критика — это хроника жизни собственной души». Критик — это своего рода двойник художника. Рассуждая о театре, Уайльд пишет, что не только на сцене, но и на бытовом уровне мы в конце концов пребываем в мире масок.