Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ экзамен 3 курс 6 семестр ННГУ
Скачиваний:
70
Добавлен:
17.06.2022
Размер:
3.16 Mб
Скачать

13. Неоромантизм в английской литературе. (р. Киплинг, р. Л. Стивенсон, д.Конрад).

Неоромантизм — одно из определений, использовавшихся писателями и критиками рубежа XIX —XX вв. для описания переходности культуры от «старого » к «новому» — «современному», «модерному», «молодому». Рассматривался в соотношении с другими обозначениями культурологического сдвига — натурализмом, импрессионизмом, символизмом. Распространен был в Германии, Австро-Венгрии, Дании, России, имел статус историко-литературного понятия. Однако не стал общеупотребимым термином, так как обозначал общее свойство стилистических признаков, «дух времени».

Впервые о неоромантизме заговорили на рубеже 1880—1890-х годов в берлинской артистической среде. Требование неоромантизма подразумевало возобновление великой национальной традиции, а также «юношеский» протест нового литературного поколения против позитивистской системы ценностей, натуралистического бытописательства. Ницшеанская переоценка ценностей.

В Великобритании этим термином в начале XX в. пользовались не в ницшевском смысле переоценки ценностей. Неоромантика означала здесь модификацию английской традиции «авантюрного романа» в творчестве Р. Л. Стивенсона, Конан-Дойла. Главным ее признаком выступает экзотичность темы (Индия, Южная Африка, арабский Восток, Индокитай), приближенная к запросам массового читателя, который в свете, скажем, англобурской войны интересуется тем, что происходит на дальних рубежах империи. Непременный атрибут этой темы — «другая страна » («Остров сокровищ» Стивенсона) и детективность сюжета («Лунный камень» Коллинза, рассказы о Шерлоке Холмсе Конан-Дойла).

Явление английского неоромантизма. Нужно понимать, что это не целостная школа, не группа единомышленников. Неоромантизм определяют как тенденцию. Писателей объединяют общие темы, которые рисуются в их текстах, некий единый пафос. К этому явлению мы можем отнести Стивенсона, Конрада, Конан-Дойла, Киплинга и др.

Сам термин имеет отсылку к литре романтизма. На новой культурной ситуации осуществляется актуализация романтических идей. Культурная и духовная ситуация конца века была совершенно иная. Это характеризуется кризисностью мировоззрения. Это определяется тенденцией “смерть Бога”. Ситуация пересмотра сакральных, этических ценностей. К концу 19 века наблюдается усталость от позитивистских концепций и попытка эту тотальные идеи пересмотреть. Ярким явлением был натурализм, но тем не менее параллельно существовали встречные, противоположные тенденции.

Неоромантики себя декадансу противопоставляли. Генетическое родство между эстетизмом есть, но не сильное.

Явление неоромантизма не тождественно романтизму 19 века. Наследование базовых основных аспектов, но различно. Историческое значение неоромантической литры велико. В этих текстах можно увидеть генезис литры 20 века.

О связи и различии неор и р

Для литры неоромантизма характерен определенный жанр: приключенческий роман и роман исторический. Эти жанры ориентируют читателя на пространство экзотики. Культ дальних стран, путешествий, контекста, который был бы противопоставлен повседневности. Апелляция к романтическому пространству, которые тяготели (двоемирие).

Иное: неоромантики они не склонны к мифическому видению. Характерен интерес к реальности, а не к потустороннему. Романтизм говорил об исключительной личности в искл обстоятельствах. Неоомантизм же смотрит как ведет себя обычный чел в искл обст: формирование личности, демонстрация себя. Романтизм — созерцание. Неоромантизм — активный, деятельный чел, противопоставление пассивной созерцательности. Неоромантиков интересуют этические вопросы. Для них важна моральная дилемма: выбор между добром и злом. Для романтиков были характерны заигрывания с демоническим началом. Диалектика добра и зла, релятивизм в этом вопросе — понимание того, что возможно негативное проявление зла в пространстве добра и наоборот, амбивалентность (демон, байронический герой, очарование злом). Проблематика неоромантизма: оппозиция между добром и злом. Определенное влияние викторианской эпохи, морали. Четкое разграничение того, что хорошо и плохо. Рационалистически решается это противостояние. Неоромантсты продолжают размышление о том, что какая-то метафизическое зло может корениться в сознании самого человека. Это связано с архаическими состоянии психи, коллективным бессознательным.

Оппозиция с натурализмом:

Натурализм говорил о психологической природе человека, анатомирование, естественно-научные подходы изучения человека. В литре натурализма чел лишен мистической тайны. Для неоромантиков: непознаваемы глубины человеческой личности. В противовес сохранить целостность личности, тайну души утвердить. Наукообразие натуралистич подхода им был не близок. Стремились познать личность и ее раскрыть. Эту мечту, тайну, порыв, духовность за человеком признавали.

Противопоставление декадансу

Настроение, в котором выражалось принятие смерти, гедонизм — вне ценности неоромантиков. Неоромантики стремились вырвать героя из мира повседневности, разрушающего его контекстов, противопоставить этому активное действие, странствие, поиск. Постановка чела в сложную ситуацию, в которой на максимуме возможностей чел себя реализовывал.

Три представителя: Дж. Конрад, Р. луи Стивенсон и Р.Киплинг.

Английский неоромантизм представляет собой сложный феномен. Существование неоромантической литературы сочетается с почти полным отсутствием «чистых» писателей-неоромантиков. Неоромантизм некоторых произведений О.Уайльда неотделим от черт символизма, отчасти реализма, Джозефа Конрада - от импрессионизма . В творчестве Редьярда Киплинга романтические рассказы соседствуют с реалистическими зарисовками светского общества, неоднозначен творческий метод мастеров приключенческого жанра: Роберта Стивенсона. Эстетическая и эмоциональная критика тех или иных сторон общественной жизни, как правило, трансформируется в критику обыденного, неромантического сознания отдельного человека; обыденность или экзотичность окружающего мира зависит не от имманентно присущих ему качеств, а от миросозерцания индивида. Характерный для европейского неоромантизма образ героической личности обычно заменяется образом «незаметного героя» (Шерлок Холмс и доктор Ватсон Дойля), ребенка (Маугли Киплинга), молодого человека (герои романов Стивенсона «Остров сокровищ»). Для английского неоромантизма свойственно ставить героя в зависимость от обстоятельств (вплоть до появления у Конрада темы рока в образе моря), которые не только не подавляют героя, но позволяют ему полнее раскрыться. Обстоятельства, в которые попадает герой, лишаются конкретного социального содержания (в их качестве выступают, например, природные стихии). Сюжет большинства неоромантических произведений выстраивается как напряженная интрига. Основные жанры, разрабатываемые английскими неоромантиками, - приключенческие романы, повести, рассказы.

Р.Киплинг в своих произведениях, представлявших течение неоромантизма, провозгласил культ мужественного оптимизма. Киплинг искал способы противодействия эстетизму, скепсису и натуралистам. Видел опору в величии родной королевской Британии.

Будущий лауреат Нобелевской премии (1907) Редьярд Киплинг был в роли помощника редактора в местной «Гражданской и военной газете», где выполнял самые Разные журналистские поручения, напечатал первую новеллу «Ворота Ста Печалей» (1884). Блестящее знание местного быта и нравов привело Киплинга к писательству, дало возможность не только описать индийскую жизнь простых англичан, всяческих «томми аткинсов» гражданской и военной службы (врачи, инженеры, солдаты, младшие офицеры), но также передать на фоне эпидемий, войн, любовных увлечений магию местного колорита, огромной и сказочно красивой страны, живущей по своим, непостижимым для европейца, законам.

Поначалу произведения Киплинга — он писал и прозу, и поэзию — с успехом печатались в Индии: «Чиновничьи песенки», «Простые рассказы с холмов», «Три солдата», появления других сборников: «Город страшной ночи», «Жизнь дает фору», «Казарменные баллады». По своему стилю произведения Киплинга близки английским народным песням и балладам, насыщены грубоватым юмором и просторечьем, их ритмика четко организована, а язык сочен и образен. Поэт рассказывает нам об обыденных событиях и обычных людях.

К концу века сложилась и его жизненная и творческая философия. С одной стороны, мировоззрение Киплинга сложилось не без влияния позитивизма. Он человек эпохи Ч. Дарвина, Т. Хаксли, Г. Спенсера, новейших научных и инженерных открытий, а также кризиса викторианской религиозности, которая в век динамита, паровых двигателей и насилия теряет былую жизнеспособность. С другой стороны, в Киплинге причудливо совмещаются современник Ницше и верноподданный. На юбилей правления королевы Виктории в 1897 г. он откликнулся по-ветхозаветному эпическим славословием. Другими словами, искушению распадом, предательству дела отцов, переоценке ценностей, за которой приоткрывается пустота мира и «ужас заброшенности» в него человека, Киплинг противопоставляет человека именно британской, атлантической формации.

В ранних киплинговских новеллах носители подобного идеала предельно снижены. Таковы три солдата Лиройд, Малвени, Ортерис — то заброшенное в чужую страну «потерянное поколение», те романтики наоборот, которые могут быть грешниками, плутами, мародерами, но, не ожидая никаких наград «свыше», свято чтут неписанные законы полка и военного товарищества.

В «Книгах джунглей» естественным человеком новой индивидуалистической формации становится Маугли, выращенный волчицей и в качестве органической части природы сумевший возвыситься над теми, кто его воспитал. Если, испытываясь природой, Маугли вместе с ней проделывает восхождение от низших форм жизни к высшим и тем самым подчеркивает стихийную целесообразность закона Стаи, Порядка, то обезьянье племя бандерлогов, напротив, призвано олицетворять гибельность для империи беспорядка и бесплодной мечтательности — лондонских эстетов, либеральных прожектеров, парламентской говорильни, бездарных генералов, тех, кому не знакомо действие, воля, самоотречение.

Л.Стивенсон

О сплаве реалистического и идеального в искусстве мечтал Роберт Луис Стивенсон (1850—1894), основоположник и теоретик английского неоромантизма.

Свои эстетические воззрения Стивенсон изложил в статье "Скромное возражение". Отвергая "схему" романтической литературы XIX в., он считал, что герой не должен быть исключительной личностью, которую непременно растаптывает общество; его персонажи стремятся отыскать родственную среду, они облечены одухотворенностью, богаты на чувства, но никогда не изолированы от реальной почвы. Стивенсон мечтал о сплаве "реалистического и идеального" в искусстве (статья "Замечание о реализме") и отвергал своекорыстие, делячество, лицемерие.

Неоромантизм в творчестве Роберта Луиса Стивенсона проявился в необычайно драматических ситуациях, в обостренном психологизме, в фантастических элементах и экзотичности обстановки. Писателя интересуют нравственные проблемы. В их решении он опирается как на традицию романтиков, так и в определенной мере на творчество Достоевского.

Стивенсон выделял три разновидности в жанре романа: приключенческий, драматический и роман характеров. Сам он создавал приключенческие романы, хотя в них использовались особенности и других разновидностей. Перу Стивенсона принадлежит ряд приключенческих романов: «Остров сокровищ» (1883), «Похищенный» (1886), «Катриона» (1893), «Черная стрела» (1888), «Владелец Баллантрэ» (1889). В этих приключенческих книгах автор часто использует исторический материал, но не стремится к развернутой обрисовке исторических событий. История для него лишь фон, на котором он изображает острые драматические ситуации и характеры смелых и мужественных людей. Романтические подвиги во имя добра и справедливости писатель противопоставляет скучной прозе буржуазной жизни. В победном финале своих произведений автор утверждает романтическую мечту о жизни, в которой торжествуют человеческое достоинство, высокие нравственные идеалы.

Знаменитый "Остров сокровищ" (1883), принесший всемирную славу Стивенсону. Его увлекательная фабула раскрывает замысел писателя, но не нарушает "поэзии обстоятельств", тонкости психологических характеристик. Тон повествования, сдобренный примечаниями доктора Ливси, звучит доверительно, создает впечатление достоверности приключений подростка Джимми Хопкинса, встречающегося с пиратами, попадающего на остров и отправляющегося на поиски сокровищ. Морские разбойники изображены жестокими людьми. Среди них особенно выделяется Джон Сильвестр - коварный сообщник "знаменитого" капитана Флинта. Образ одноногого кока получился убедительным, ибо наряду с отрицательными качествами его упрямого характера Стивенсон подчеркивает ум и энергию, смекалку и выносливость пирата.

Психологический этюд "Убийца", повесть "Странная история доктора Джекила" (1886), рассказ "Олалла" и роман "Владелец Баллантрэ" (1889) создавались писателем под влиянием идей Ф.М. Достоевского. Психология двойничества, свойственная героям русского классика. И тема душевного «подполья» и «двойничества» связана у Стивенсона с его последовательными размышлениями над проблемой цельности сознания, развития содержательной и гармоничной личности, волевого и действенного характера, проблемой, которая в то время обсуждалась в английской литературе, в том числе весьма активно у неоромантиков.

Эти темы нашли свое отражение в образе изобретателя доктора Джекила и его создания - карлика Хайда, олицетворявшего зло ("Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", 1886).

Стивенсон продолжил свой диалог с Достоевским как в роли его союзника, так и оппонента. Его интерес обращен теперь к теме «двойничества», сочетанию «добродетели и ужасного порока» в одном человеке.

В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсон осмыслил догадку, высказанную Достоевским и ставшую убеждением писателей XX века, что свет и тьма перемешаны, что дневная сущность часто скрывает ночную, а видимость вообще обманчива. Детективную историю о «двойниках» с убийствами, расследованиями автор фактически превратил в психологический этюд о границах добра и зла в человеческой природе.

Джозеф Конрад

Поляк по отцу и матери, он родился в Бердичеве. В октябре 1874 г. вопреки воле родственников отправился из Варшавы в Марсель, устроился юнгой на французский корабль. В 1878 г. Коженёвский, еще не умея говорить по-английски, был принят в команду английского судна, впервые посетил Лондон. Быстро овладев языком, он уже в 1886 г. получил патент капитана, водившего свои суда. В 1889 — 1894 гг. Коженёвский работает над своим первым романом «Каприз Олмейра» (1895), который издает под именем Джозефа Конрада. Оставив морскую службу (1894), Конрад, женится в Лондоне на англичанке (1896), начинает интенсивно печататься.

Среди основных произведений Конрада большое количество новелл («Аванпост прогресса», 1898; «Лагуна», 1898; «Тайфун», 1902; «Юность», 1902; «Сердце тьмы», 1902; «Дуэль», The Duel, 1908; «Тайный сообщник», 1909), а также романы: «Негр с "Нарцисса"» (1897), «Лорд Джим» (, «Hoстромо» (1904), «Тайный агент» (1907), «На взгляд Запада» (1911). Роман «Морской бродяга» (1923) — заметно уступают довоенной прозе.

Действие большинства конрадовских вещей разворачивается среди разгула стихии. Чаще всего это море, но нередко исторические катаклизмы, любовная страсть. Однако природа и стихийное начало у Конрада не существуют сами по себе, а являются продолжением человека, тем «тайным агентом», который сталкивает человеческую личность не столько с внешним миром, сколько с самим собой. По тем или иным причинам (буря, бунт, предательство, искушение богатством) происходит безжалостное разоблачение привычных ценностей, в результате чего конрадовские персонажи переживают ощущение «наготы». Иногда это дарует им свободу от того, что они считают абстрактным, книжным знанием жизни, иногда приводит к гибели, так как тьма внешнего мира («Тайфун») находит отклик в их сознании, в «сердце», которое этой тайной трещины не выдерживает.

Положение сильной личности у Конрада таким образом двойственно. С одной стороны, она, отказываясь знать иные ценности, тоскует по стихии. С другой, зная обманчивость временного затишья природы, страшится деструктивного начала, а также растворения личного в безличном. Героизм у Конрада — героизм отчаяния, без права на высшее оправдание.

В новелле «Сердце тьмы» место Джима занимает аморалист Куртц, начальник аванпоста прогресса, колониальной станции в глубинах Конго. До лондонского начальства Куртца доходят слухи о его крайней жестокости. К тому же он перестает выполнять приказы сверху. Компания поэтому посылает в «сердце тьмы» своего эмиссара, молодого чиновника Марлоу, призванного разобраться в происходящем. Марлоу, от чьего лица и ведется повествование, постепенно приближается к колониальной станции, встречая по пути следы зверств Куртца, который сам по себе в новелле практически не представлен. Вкупе с природой Африки — образ этого конкистадора оказывает на Марлоу роковое воздействие. Он как бы сам готов стать Куртцем — человеком, презревшим все ценности Запада и ставшим «отцеубийцей», самому себе богом. Однако это наваждение неожиданно рассеивается. Куртц, хотя и найден Марлоу, но умирает у него на руках со словом «ужас». Марлоу может теперь вернуться в Лондон и как «джентльмен» передать невесте Куртца, что тот умер со словами любви к ней.

Конрад гораздо ближе к натурализму. Но этот натурализм в его исполнении модернизирован, сближен с поэтикой флоберовского строгого отбора. Желание Конрада не описывать, а за счет самого элементарного внушать, быть иллюзионистом краткой, но вместе с тем ослепительной феерии бытия.