Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Kuveyt_Mozaika_vremen

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Ч а с т ь XIII

Шейх Сабах III

(правил 1965–1977)

Годы перемен

Шейх Сабах ал-Салим Аль Сабах (Сабах III) стал 12 правителем Кувейта из семейства Аль Сабах, начиная с 1756 г., третьим монархом нефтяной эпохи страны и первым главой государства, занявшим этот пост в соответствии с конституцией Кувейта.

В 1938 г. он возглавил полицию, и руководил ею в течение 21 года.

3 декабря 1961 г. был назначен главой Департамента внешних дел, а 29 декабря 1962 г. объявлен наследным принцем.

При Сабахе III состоялось избрание новой Национальной ассамблеи (Маджлис ал-умма), получившей более широкие права и полномочия. Она могла приглашать на специальные слушанья министров и задавать им вопросы, касавшиеся курируемых ими сфер государственной деятельности.

Связующим звеном между эмиром Кувейта и Национальной ассамблеей выступал наследный принц, являвшийся в то же время премьер-министром. Ключевые посты в кабинете министров занимали члены правящего семейства, назначаемые на свои должности лично эмиром (в первом кабинете министров, сформированом после обретения Кувейтом независимости в 1961 г., 12 из 15 его членов принадлежали к Дому Сабахов).

С 1963 по 1976 гг. выборы в Национальную ассамблею проводились каждые четыре года. В 1976 г. Ассамблею распустили. В 1981 г. она возобновила работу, и 1985 г. ее опять расформировали.

ЧАСТЬ XIII. ШЕЙХ САБАХ III

421

 

 

В годы правления Сабаха III финансово-экономическое состояние Кувейта продолжало стремительно улучшаться и крепнуть. В 1968 г. в стране насчитывалось 100 миллионеров (1миллионер на каждые 567 чел.) (1). Коренным жителям (ими тогда считались потомки лиц, проживавших в Кувейте до 1920 г.) предоставлялись бесплатные медицинское обеспечение и начальное образование, а также денежные пособия.

В1968 г. ввели в строй крупный нефтеналивной терминал. Вырос валовой национальный продукт, и составил 933 млн. фунтов стерлингов (1968). Увеличились объемы добычи нефти – до 137,5 млн. тонн в 1970 г. Население Кувейта достигло 733 тыс. чел. (1970), в том числе 346 тыс. коренных жителей и 387 298 мигрантов. При этом доля коренных жителей снизилась с 50,4% в 1961 г. до 37%

в1969 г. (2).

В1976 г. произошла национализация Кувейтской нефтяной компании.

К1980-м годом Кувейт уже считался одним из ключевых игроков на мировом нефтяном рынке.

В1976 г. был учрежден Фонд будущих поколений (с капиталом

в7 млрд. долл. США и ежегодными отчислениями в него в размере 10% от суммарных доходов от экспорта нефти за год).

Журналисты писали о Кувейте восхищенные статьи. Называли его «индустриальным аравийским Эдемом», а население страны – жителями «райского сада Аравии», людьми, живущими радостной и счастливой жизнью.

Забота правящего семейства о своих подданных дала результаты. Продолжительность жизни в стране в период с 1960 по 1990 гг. увеличалась на 10 лет. Для мужчин она составила 72 года, а для женщин – 76 лет. Уменишилась смертность среди новорожденных (снизилась до 15 чел. на 1 тыс. новорожденных) (3).

Вэкономическом обозрении Кувейта за 1968 г. отмечалось, что 87,5% служащих государственного аппарата, включая членов правительства, имели тогда только начальное образование.

Первое высшее учебное заведение, Кувейтский национальный университет, открылся в 1964 г. Первыми его выпускниками стали 267 чел., в том числе 213 коренных жителей. Дипломы им вручал

422

И. П. СЕНЧЕНКО. КУВЕЙТ. МОЗАИКА ВРЕМЕН

 

 

(5 декабря 1970 г.) лично эмир Кувейта. Первыми высшее образование в истории страны получили в 1968 г. 150 кувейтцов, обучавшихся за счет государства за границей: в Англии, США, ЮАР, Ливане и Сирии.

В области начального образования Кувейту удалось сделать к тому времени уже достаточно много. Число преподавателей в школах, насчитывавших в 1945 г. всего 142 чел., к концу 1960 г. выросло до 6400 чел. В 1968 г. более одной трети учащихся (47 655 чел.) были девочки (4).

Совершенствовалась система медицинского обеспечения. Власти страны из года в год расширяли сеть медицинских учреждений и увеличивали штат квалифицированных специалистов. Так, если в 1949 г. один терапевт обслуживал 25 тысяч жителей, то к 1970 г. один врач приходился уже на 700 человек.

Самыми распространенными болезнями среди населения Кувейта до конца 1960-х годов хронисты называют туберкулез и оспу. В 1962 г. провели первое в истории страны медицинское освидетельствование населения. Из 57 тысяч жителей, прошедших рентгеноскопию, у 1 282 чел. обнаружили заболевание туберкулезом (5).

Отношения Кувейта с соседним Ираком оставались натянутыми.

В 1973 г. разразился очередной кризис. Спровоцировал его Багдад, сконцентрировав войска на границе с Кувейтом. Однако под давлением мирового сообщества вскоре вывел их оттуда.

Историки Кувейта, повествуя о шейхе Сабахе III, сообщают, что в юности он хорошо освоил прфессию ловца жемчуга. Обладал недюжинным здоровьем. Отлично разбирался в сортах жемчуга. Среди таввашей (торговцев жемчугом) пользовался заслуженным авторитетом и уважением.

Издал закон о запрете в стране деятельности политических партий, но учредил Национальную федерацию профсоюзов. Первые из них появились у нефтяников и водителей такси (в 1970-е годы таксистами могли работать, что интересно, только коренные жители).

Стремительно развивались нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли экономики. В 1975 г. в госсекторе было занято

ЧАСТЬ XIII. ШЕЙХ САБАХ III

423

 

 

уже примерно 80% трудоспособного населения Кувейта. Влияние торговцев на жителей страны сошло на нет.

Жил шейх Сабах III, по меркам аравийских монархов, скромно. Доля всего правящего семейства Кувейта в суммарных расходах страны за 1970 г., к примеру, составила 2,6% (Катара, для сравнения – 32,8%; Бахрейна – 29,3%; Абу-Даби – 25,7%; Саудовской Аравии – 12%) (6).

Ч а с т ь XIV

Шейх Джабир III

(правил 1977–2006)

Время испытаний

Шейх Джабир ал-Ахмад ал-Джабир Аль Сабах (Джабир III), тринадцатый по счету эмир Кувейта из династии Сабахов, родился в 1926 г. (1). Его отец – шейх Ахмад, десятый по счету эмир Кувейта (правил 1921–1950); мать – принцесса Биби ал-Салим, первый ребенок в семье эмира Салима I (правил 1917–1921).

Начальное образование шейх Джабир получил в Кувейте. Обучался в школах «Мубаракийа» и «Ахмади». Высшего образования не имел. Совершенствовал знания самостоятельно. Изучал историю и экономику, исламское право и английский язык. Его наставником хронисты Кувейта называют Иззата Джа’афара, советника эмирского дивана (администрации), владельца крупной национальной компании по производству молочных продуктов.

В пользу того, что именно шейхДжабир может стать новым правителем Кувейта указывало многое. Во-первых, он объединял в себе обе ветви в роду Сабахов, из которых избираются правители Кувейта, а именно: ал-Джабиров и ал-Салимов. Во-вторых, являлся человеком, хорошо сведущим в делах Кувейта, финансистом-практиком, бдительно и жестко к тому же следившим за расходованием денежных средств государства. В-третьих, пользовался авторитетом среди предпринимателей и молодежи. В-четвертых, обладал сильным, волевым характером; проявлял, когда требовалось, жесткость и решительность. В-пятых, отличался трезвым умом, гибкостью и беззаветной преданностью своему народу, благополучие которого, нада сказать (и автор этой книги тому свидетель), ставил превыше всего.

ЧАСТЬ XIV. ШЕЙХ ДЖАБИР III

425

 

 

Государственной деятельностью начал заниматься в 1949 г., заняв должность начальника Департамента безопасности района Ахмади (здесь расположено главное нефтяное месторождение страны). Говорят, что сам изъявил желание получить именно это назначение, имея целью предметно познакомиться с деятельностью нефтяных компаний. В 1959 г. возглавил Департамент финансов. После провозглашения независимости Кувейта вошел в состав первого правительства; отвечал в нем за сферы деятельности, связанные с нефтедобычей и финансами. В 1963 г. эмир утвердил его заместителем премьер-министра с сохранением портфеля министра финансов и нефти. В мае 1966г. был объявлен наследным принцем,

а31 декабря 1977 г. – эмиром Государства Кувейт.

Сименем шейха Джабира III связывают налаживание современной системы управления хозяйственной и финансовой деятельностью страны. Он активно выступал за расширение связей Кувейта с внешним миром.

Вноябре 1964 г. с официальным визитом посетил Советский союз (по приглашению Министерства финансов и Государственного комитета Совета министров по внешнеэкономическим связям). Одним из результатов этого визита стало подписание (27.02.1965) советско-кувейтского соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве.

В1980-е годы Кувейт под руководством шейха Джабира III прошел через серию испытаний в областях экономики, политики и безопасности, связанных с падением цен на нефть, крушением биржи ценных бумаг «Сук-эль-Манах», восьмилетней ирако-иранской войной (1980–1988), нестабильностью в Персидском заливе и осложнением обстановки внутри страны.

Больно ударило по экономике Кувейта крушение биржи ценных бумаг (1982). В одночасье 6 тысяч кувейтских инвесторов лишилось 94 млн. долл. США.

Обострилась внутриполитическая ситуация. Произошла череда взрывов в популярных среди населения кафе (1985). Были предприняты теракты в отношении иностранных посольств (1983) и покушение на жизнь самого эмира, 25 мая 1985 г. (организовали

426

И. П. СЕНЧЕНКО. КУВЕЙТ. МОЗАИКА ВРЕМЕН

 

 

его, по сообщениям местной прессы, проирански настроенные му- сульмане-шииты).

В складывавшихся в стране экстримальных условиях эмир пошел на принятие ряда жестких мер: распустил Национальное собрание; приостановил действие нескольких статей конституции; ввел цензуру прессы.

Параллельно с этим эмир Джабир III внес эпохальные, можно сказать, изменения в экономику страны – переориентировал нефтяной сектор Кувейта с вывоза сырой нефти на экспорт нефтепродуктов. К 1989 г. более 75% своей квоты в ОПЕК, в объеме 1,093 млн. барр. нефти в день, Кувейт реализовывал в виде нефтепродуктов. Более того, через собственную же, созданную в годы его правления, крупную сбытовую сеть в Западной Европе.

Все наши усилия, заявил он в одном из публичных выступлений, должны быть сориентированы на благо Родины и народа (2).

При шейхе Джабире III правительство взяло курс на сокращение въезда в страну иностранной рабочей силы и на «кувейтизацию» всех отраслей экономики. Иными словами, – на более активное и широкое привлечение коренного населения в отрасли национальной экономики (в 1980-х годах примено 44,5% коренного работоспособного населения Кувейта трудилось в государственных учреждениях, министерствах и ведомствах) (3).

Кувейтские историки отзываются о шейхе Джабире III как о правителе целеустремленном и прозорливом, гибком и осмотрительном. Отмечают, что в сложное для страны время он проявлял исключительные силу воли и духа.

Ярких примеров тому – несколько. Так, в мае 1985 г., в связи с попыткой покушения на его жизнь, ввел жесткий полицейский контроль над всеми, без исключения, проживавшими в Кувейте иностранными колониями. В июле 1986 г. распустил Национальное собрание и депортировал из страны проирански настроенных шиитов; установил цензуру над прессой.

В силу присущих ему ярких качеств политика и патриота, Шейх Джабир пользовался уважением на Арабском Востоке и в мусульманском мире в целом. В январе 1987 г. был избран председателем Организации исламская конференция, сроком на три года.

ЧАСТЬ XIV. ШЕЙХ ДЖАБИР III

427

 

 

Во время правления шейха Джабира произошла революция в Иране (1979). Резко обострившиеся отношения между Багдадом и Тегераном вылились в затяжную ирако-иранскую войну (сентябрь 1980-август 1988), отрицательно сказавшуюся на политико-эконо- мической ситуации в бассейне Персидского залива вообще и в Кувейте в частности.

По данным страховой компании «Ллойдс», в акватории Персидского залива за время ирако-иранской войны было атаковано 546 танкеров и торговых судов, погибло 420 моряков и еще 452 получили ранения. Остро ощутил на себе последствия «танкерной войны» Кувейт (основной финансовый донор Ирака). Только за период с сентября 1986 г. по май 1987 г. нападениям в водах Залива подверглись 20 кувейтских судов (4)

В условиях эскалации «танкерной войны» Кувейт обратился к США, СССР и ряду других стран с просьбой о помощи в транспортировке нефти. Советский Союз предоставил Кувейту (под фрахт, на коммерческой основе) три танкера с экипажами под своим флагом (они начали осуществлять перевозку нефти до портов назначения в мае 1987 г.).

США поступили по-другому: зарегистрировали 11 кувейтских танкеров в США и взяли их под американский флаг. Под предлогом обеспечения безопасности этих судов собрали в Персидском заливе мощный военный кулак. Перебросили туда даже авианосец «Консталэйшн» с 90 самолетами на борту, в сопровождении 6 боевых кораблей (5).

Кувейт, выступивший на стороне Ирака, выделил Багдаду многомиллионные льготные кредиты и оказал финансовую помощь в размере 5 млрд. долл. США. Разрешил доставку грузов через свои порты. Суммарный объем кувейтской помощи Ираку за годы войны составил 13 млрд. долл. США (6).

В 1983 г. Иран, имея в виду надавить на Кувейт, организовал на его территории протестные выступления шиитов. Чтобы стабилизировать ситуацию, власти Кувейта выселели из страны тысячи иностранных рабочих, в основном шиитов.

Вооруженное противостояние Ирана и Ирака, двух крупнейших в то время центров силы в зоне Персидского залива, подтолкну-

428

И. П. СЕНЧЕНКО. КУВЕЙТ. МОЗАИКА ВРЕМЕН

 

 

ло шесть монархических стран Аравии к созданию в 1981 г. Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), региональной организации многоплановой направленности, политического феномена современного Арабского Востока. Образование ССАГПЗ явилось отражением на практике объективной потребности стран Аравийского полуострова в сотрудничестве и в координации действий в целях противостояния вызовам времени.

В 1984 г. были образованы коллективные военные формирования ССАГПЗ – «Щит полуострова».

В годы ирако-иранской войны Кувейт резко увеличил расходы на оборонные нужды. Из специального доклада правительства США о военно-политической обстановке в зоне Персидского залива (1986) следует, что Кувейт в то время занимал шестое место в списке стран с самыми высокими показателями военных расходов на душу населения.

Несмотря на сложную обстановку, правительство Кувейта продолжало заниматься планами экономического развития. В 1980 г. учредило Кувейтскую нефтяную корпорацию. Серьезные доходы начали приносить капиталовложения за рубежом (в США, Западной Европе и Японии).

К началу 1990 г. суммарный объем этих капиталовложений оценивался в 100 млрд. долл. США.

Самым тяжелым испытанием для Кувейта в его современной истории стала иракская агрессия и оккупация страны (1990–1991). Иракские войска вторглись в Кувейт 2 августа 1990 г. Официально Багдад мотивировал свои действия оказанием поддержки братскому кувейтскому народу, поднявшемуся, дескать, против изжившего себя правящего семейства Сабахов, и обратившегося за помощью к соседу, к Ираку.

Спустя неделю после оккупации Багдад выступил с заявлением о присоединении Кувейта к Ираку (8 августа). Территория Кувейта была разделена на две части – северную и южную. Первую из них, включавшую в себя месторождение нефти Ратка (Ratqa), а также острова Варба и Бубийан (Бубиян), режим Саддама Хусейна присоединил к иракской провинции Басра. Вторую, южную, получившую название Казима, объявил новой, 19-ой провинцией Ирака.

ЧАСТЬ XIV. ШЕЙХ ДЖАБИР III

429

 

 

Среди «обвинений», предъявленных Багдадом Кувейту, фигурировало и такое, как развязывание «экономической войны» против Ирака, выразившейся в «хищении нефти» с его территории путем использования способа наклонного бурения скважин. По сути, Ирак повторил то, о чем говорил на заседании ЛАГ от 17 июля 1990 г., а именно: об имевшем, дескать, место незаконном выкачивании Кувейтом нефти с иракской территории на сумму более 89 млрд. долл. США.

Что же касается 13-ти миллиардного долга (в долл. США) Кувейту, то Багдад недвусмысленно давал понять, что Кувейту о нем вообще нужно забыть. Ибо это – не долг, а оплата услуг Ирака по защите Кувейта от Ирана.

Следует отметить, что, стягивая войска к границе с Кувейтом, власти Ирака всячески пытались успокоить мировое общественное мнение. Во время встреч и бесед с послами иностранных государств говорили, что ни помыслов, ни намерений насчет вторжения в Кувейт у Ирака, дескать, нет. Что все происходящее на границе с Кувейтом – это всего лишь войсковые учения.

В целях обсуждения всего комплекса двусторонних отношений провели встречу в Джидде (31.07.1990). Посредником в ее организации выступил президент Египта Хусни Мубарак. Проходила она в то время, когда 100-тысячная иракская армия стояла уже на границе с Кувейтом.

Делегацию Кувейта возглавлял наследный принц страны (он же – премьер-министр). Кувейт демонстрировал максимальную гибкость и настроенность на конструктивный диалог. Был готов к тому, чтобы списать долг Ирака в 13 млрд. долл. США. Более того, выделить Багдаду дополнительный льготный заем в размере 9 млрд. долл. США, и даже пересмотреть квоты Ирака и Кувейта в ОПЕК. Багдад, напротив, закусил удила. Повторяя все те же «обвинения» в незаконном выкачивании Кувейтом нефти с территории Ирака, потребовал в качестве компенсации за «понесенные убытки», чтобы Кувейт списал все иракские долги, более того – еще и заплатил Багдаду 2,5 млрд. долл. США. Прозвучали и территориальные претензии к Кувейту. Что касается данного вопроса, то кувейтцы заявили, сразу и твердо, что он обсуждению не подлежит.