Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Небратенко Г.Г. История древнего казачьего права. Ч. 1

.pdf
Скачиваний:
16
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
868.6 Кб
Скачать

рящихся, по делам публичного характера брали штрафы напоем, объявляли на станичном круге виновных в преступлениях и ожидали общественного приговора (казни или помилования), а также знали очереди станичников в нарядах на службу и на общественные работы, а также давали «сказки об отставке»31.

Соответствующие изменения были утверждены сенатским указом от 06.11.179732, восстановлен станичный суд, существовавший до 1775 года и состоявший из «общего станичного сбора казаков» и «станичного правления». Дела, рассматриваемые на «станичном круге», откладывались до наступления праздничных дней и общего сбора местного казачества, а «станичные правления» (атаман, старики и писарь) вершили суд в любое время. Вопросы, превышающие власть атамана, решались на собрании общины, а дела, превышающие ее власть, отсылались в сыскное начальство33.

§ 3. органы власти войска донского в 1701–1774 годы

Судебные функции на региональном уровне отправлялись органами власти Войска Донского, размещавшимися в городе Черкасске, а также специально назначенными старшинами, действовавшими по всей территории края. Значение войскового круга постепенно снижалось, и к середине XVIII века он фактически превратился в учреждение для выбора в «старшинские должности по Войску Донскому», например, войскового дьяка, есаулов, сотников и писарей, а также смещения их в административном или судебном порядке. Впрочем, званием «годового войскового есаула» могли наградить и повелением главы государства, например, царской грамотой от 31.10.1752 «…по их казачьему обыкновению…» Петра Скасырского по ходатайству отца старшины Лариона Семенови-

31Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице. С. 20.

32Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 24. № 18239.

33См.: Агафонов А. И. История Донского края. Ростов н/Д, 2001. С. 83.

21

ча34. Примерно с 60-х годов в Войсковом круге участвовали только войсковые старшины и представители от городских станиц Черкасска.

После того как должность войскового атамана стала замещаться по назначению русского царя, войсковой круг стал высшим органом власти в Донском крае. Административные и судебные полномочия войскового круга с 40-х годов во многом взяла на себя Войсковая канцелярия дел старшин, появившаяся без санкционирования российского правительства. Ее возникновение происходило на основе прежде существовавшей «Войсковой избы», с 20-х годов XVIII века именовавшейся «Канцелярией войсковых дел», которая была необходима для работы войскового атамана и его помощников и ведения официальной переписки с Войском Донским. Там же собирались войсковые старшины, советом которых пользовался атаман, отдавая необходимые приказания во исполнение решений войскового круга, и это неформальное объединение было производно от «тайного совета старшин», необходимого в XVII веке для планирования действий походного войска. Так, 26.08.1746 в сборе старшин в Войсковой канцелярии «приговорили о воспрещении сказочным жить в хуторах и на мельницах, а только в станицах; и о мерах к отвращению злоупотреблений в рыбной ловле в Дону». В итоге в низовые станицы с войсковой грамотой, содержащей повеление «неводы и приволочки осмотреть и освидетельствовать, чтобы они не были мерой более чем указано в приговорах от 13.09.1745 и 07.03.1746», направили старшин Андрея Харитонова и Лариона Скасырскова35.

Войсковая канцелярия дел старшин, находящаяся под председательством войскового атамана, включала всю казачью старшину максимальной численностью около 150 человек, варьировавшуюся в зависимости от фактической возможности прибыть в «Главное войско». Грамотность являлась обязательным условием, поэтому «судейской присяги» они не давали и выносимые приго-

34См.: Королев В. Н., Корягин С. В. Шуруповы и другие // Генеалогия и семейная история донского казачества. М., 2001. Вып. 15. С. 50.

35См.: там же. С. 49.

22

воры не подписывали36. Кроме того, в работе принимали участие два войсковых есаула (приставы), войсковой дьяк (секретарь), войсковой толмач (переводчик), а также караульные и канцелярские казаки (охранники и письмоводители). Последние, как повелось, принимали представителей старшинских семей с 15-летнего возраста, и в дальнейшем данное обыкновение получило закрепление в § 453 Положения 1835 года. Так начинал свою службу в 1766 году будущий прославленный генерал Матвей Платов. Для рассмотрения дел докладывал войсковой есаул, а определения и отношения Войсковой канцелярии записывал войсковой дьяк, лично подписывавший внутреннюю корреспонденцию, а затем атаман прикладывал свою руку (печать Войска Донского), «если надлежало иметь сношения с посторонними местами и лицами»37.

«С этого времени атаман и старшины присвоили себе право распоряжаться с утверждения Военной коллегии… всеми делами: назначать очередных казаков в полки и отправлять их по царским указам в русскую армию, раздавать казачьи чины и должности квартирмейстера, хорунжего, сотника и есаула, разрешать тяжебные дела и споры между станицами»38. Но при войсковом атамане Степане Ефремове, правившем в 1753–1772 годы, Войсковая канцелярия дел старшин подверглась реорганизации, получив в середине века лаконичное наименование «Войсковая канцелярия». На рубеже с 60-ми годами ее разделили на военную, гражданскую и уголовную экспедиции, а старшин атаман стал приглашать только по «повесткам» (собственному приглашению)39, что привело к концентрации властных полномочий в руках атамана и его приближенных, имевших связи в правительственных кругах Российской империи. Однако, войсковой атаман самостоятельно не от-

36См.: Небратенко Г. Г. Преступление и наказание в обычном праве донских казаков. С. 88.

37Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Земля Войска Донского. С. 459.

38Савельев Е. П. Древняя история казачества. М., 2002. C. 417.

39См.: Государственный архив Ростовской области. Ф. 341. Оп. 1. Д. 23.

Л.140–141.

23

правлял правосудия, до большинства казусов не нисходил, так как был отягощен множеством других дел, за исполнение которых отвечал перед главой государства.

Между тем, невзирая на снижение роли войскового круга, продолжал действовать «Суд заказчиков», причем с наделением обязанностью освидетельствования казаков, непригодных к полковой и внутренней службе, по их ходатайствам, что походило на строевой смотр. В XVIII столетии «заказчики» собирались в начале мая на Аксайских буграх в Усть-Аксайском стане или в Тузловском Красном Яре40. Кроме того, в первой половине XVIII века по-прежнему осуществлялось «разъездное судопроизводство нарочных старшин», которые на основе войсковых грамот действовали более решительно и инициативно. Развитие этого института сопровождалось усилением его полицейского назначения.

§ 4. органы власти войска донского в 1775–1796 годы

Высочайше утвержденным 14.02.1775 докладом Григория Потемкина «О создании гражданского правительства» функции Войсковой канцелярии и войскового круга в связи с их упразднением перешли к открывшемуся Войсковому гражданскому правительству. Последнее учреждалось по типу «губернского правления», обязывалось руководствоваться законодательством, а также соблюдать официальные привилегии, установленные самодержавием: «…Для правления всех земских дел… велено все хозяйственное их внутреннее распоряжение, равным образом сбор всех установленных у них доходов, также все до промыслов, торговли и прочие гражданскому суду подлежащие дела производить по генеральному во всем государстве установлению, с соблюдением данных оному Войску привилегий»41.

40См.: Щелкунов С. З. Войско Донское при атамане Алексее Ивановиче Иловайском // Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1910. Вып. Х. С. 26.

41Статистическое описание области Войска Донского / сост. С. Ф. Номикосов. Новочеркасск, 1884. С. 32.

24

Проведение этой реформы привело к размежеванию гражданских дел с военными, остававшимися в единоличном ведении войскового атамана. «Войсковое правительство» стало многофункциональным учреждением, осуществлявшим функции исполнительной и судебной власти Войска Донского. Оно рассматривало дела малороссов, великороссов, однодворцев, а также казаков, действуя по типу «губернского суда». Располагалось в Черкасске, исключая май, когда выезжало в Усть-Аксай или Тузловский Красный Яр на «Суд заказчиков» для рассмотрения исков, ходатайств и освидетельствования негодных к службе казаков. Сюда же приезжал войсковой атаман или замещающий его наказной атаман, назначенный императором42. Этот суд носил словесный состязательный характер и служил местом, где применялось обычное право.

С созданием регионального правительства прекратилось равенство казаков, ранее выражавшееся в работе войскового круга, при этом соединение исполнительной и судебной власти, а также уголовного, гражданского, межевого, казенного и хозяйственного производства стало его недостатком. Достоинством же войскового гражданского правительства являлось рассмотрение «общеуголовных и разбойных дел» на основе российского законодательства («Общего уложения и Артикула воинского»), но в остальном в отношении правонарушений и тяжб донских казаков и черкасс не было обременено этой потребностью. Приговоры к смертной казни, наказанию кнутом и ссылке до 1791 года направлялись на утверждение Григорию Потемкину, а в 1792–1796 годах – в Военную коллегию, причем с 11.07.1796 по таким делам они выносились региональным правительством, но по указанию Сената подлежали утверждению Военной коллегии43.

Правительство под председательством войскового атамана Алексея Иловайского состояло из двух «старшин непременных», пожизненно назначенных указом императрицы (войсковые судьи Дмитрий Мартынов и Амвросий Луковкин), и четырех «старшин

42См.: Щелкунов С. З. Указ. соч. С. 25–26.

43См.: Сватиков С. Г. Указ. соч. С. 220.

25

погодных», ежегодно 1 мая избираемых судей на «общем собрании войсковых старшин», и чтобы «предупредить корыстолюбие» всем полагалось жалование. Под «общим собранием войсковых старшин» фактически вуалировался Войсковой круг, ежегодно проводимый 1 января, а также 1 мая, то есть в преддверии «Суда заказчиков». При выборе «погодных судей» учитывались голоса станиц, подаваемые войсковому атаману, и старшины, набравшие большинство голосов, приводились к присяге, по представлению Войска Донского утверждались Сенатом44.

Также по «высочайше конфирмованному» штату в состав Войскового гражданского правительства входили два войсковых есаула, назначенные войсковым атаманом, один войсковой дьяк, два дьяка и шесть писарей, а также два войсковых комиссара, отвечавших за работу почты и продовольственных магазинов, расквартирование и транзит русских войск на территории Войска Донского. Охрана правительства и рассылка от его имени документов производились «годовым караулом», находившимся под командою полкового есаула, включая двадцать четыре заслуженных к полевой службе неспособных казака, 1 мая ежегодно снаряжаемых городскими станицами Черкасска. Кроме того, в непосредственном ведении регионального правительства находились войсковой толмач, войсковой базарный и войсковые смотрители. Ежегодно 1 января выбирали двух войсковых есаулов, войскового толмача и подтолмача, а 1 мая – погодных судей, войсковых комиссаров и словесного судью.

Судебное производство в Войсковом гражданском правительстве начиналось и завершалось в формальном порядке и без уведомления атамана многое не предпринималось. «Громадные права были у атамана. Сказал кто-нибудь атаману не так, как должно – “Секи его!”, показался ответ грубым – “На линию на две перемены!”. Вздумал атаман устроить праздник или скачки – “Взять из войсковых сумм – сколько нужно”»45. Кроме этого, единоличная его власть проявлялась в выборности полковой старшины, которая теперь определялась командирами казачьих полков с

44См.: Щелкунов С. З. Указ. соч. С. 22–23.

45Краснов П. Н. Указ. соч. С. 218.

26

одобрения войскового атамана и утверждения Военной коллегии (квартирмистры, хорунжие, сотники, есаулы и старшины). Наряду с военными делам войсковому атаману вменялись полицейские.

Устно, гласно и публично функционировал созданный в 1777 году при региональном правительстве Войсковой гражданский суд, который состоял из словестного судьи, коим стал Иван Селиванов, его помощника, письмоводителя и пяти выборных стариков. Свою деятельность этот словестный суд осуществлял в соответствии с инструкциями Войскового гражданского правительства, а с 1782 года в рамках «Устава благочиния или полицейского». Однако судью выбирали «по общему избранию здешних городских станиц», то есть в казачьем круге, а его помощника и письмоводителя назначало Войсковое гражданское правительство, которыми стали походный есаул Алексей Жмурин и Иван Юдин. Порядок выбора судьи определяла инструкция правительства от 27.04.1777 № 1350: в словесный суд избирались на казачьем круге выслужившие в армии положенный срок жители черкасских городских станиц в количестве пяти стариков и казаков46. Появление суда было важно для Черкасска, являвшегося одним из торговых центров Юга России, и на рынках города торговали казаки, иногородние и иностранные купцы, у которых по коммерческим вопросам возникали споры и тяжбы, требующие неотложного рассмотрения.

Войсковой гражданский суд специализировался на рассмотрении тяжб, возникавших на торговой почве или касавшихся взысканий по векселям (долговым, платежным, залоговым обязательствам), причем вынесенные им решения фиксировались в специальной книге и обжалованию не подлежали. Согласно инструкции Войскового гражданского правительства от 25.02.1777, «когда по разбирательствам в словесном суде дело доходить будет по просьбам за долговые деньги, по кабале, по продаже чьего-либо имения, о таковых представлять к Войску рапортами, а по векселям, не приступая к разбирательству, отсылать к ратуше…»47.

46См.: Щелкунов С. З. Указ. соч. С. 53–54.

47Там же. С. 54.

27

«Уставом благочиния или полицейским» 1782 года устанавливалось, что словесные суды безотлагательно, устно и гласно разбирают гражданские дела, «а до письменных просьб и уголовных дел этому суду дела нет». Производство осуществлялось «по Соборному уложенью, указам и Учреждениям для управления губерний Всероссийской империи», а также торговым обычаям. Задачами суда было «примирение спорящих, кои словесно спорят, доставляя им законную, честную, безтяжебную жизнь, злобы, распри и споры прекращая, доставляя каждому ему принадлежащее». Ответчики приглашались в суд на основе повесток, разносимых «частными приставами», не позднее следующего дня, исключая воскресные и праздничные дни, а само дело разрешалось в течение следующего дня, то есть предельно скоро. Обращения тяжущихся и «словесные решения» фиксировались в «дневной записке словесного суда»48. Судебные решения являлись окончательными и обжалованию не подлежали49, как и в «Суде заказчиков», рассматривавшем дела частного обвинения, тяжбы и ходатайства, подаваемые станичниками из отдаленных мест на основе обычного права.

§5. органы власти земли войска донского в 1797–1800 годы

Вконце XVIII века была продекларирована попытка реставрации «древних казачьих порядков», но одновременно усилена роль законодательства в регулировании общественных отношений. Сенатским указом от 06.11.1797, объявленным на войсковом круге, который возродился как реликтовое учреждение, предусматривалось восстановление «существовавшей издревле» Войсковой канцелярии с присутствием в ней по «древнему обычаю войскового атамана с наличными старшинами, и в оной общим собранием положено», то есть в том виде, который имел место при войсковом атамане Даниле Ефремове. Одновременно определялась формула

48Российское законодательство X–XX веков. М., 1987. Т. 5. С. 358.

49См.: Небратенко Г. Г. Судебно-процессуальные отношения в традиционном обществе донских казаков... С. 72–73.

28

взаимодействия со станицами: «станицам и чиновникам» предлагалось, руководствуясь обычным правом, обращаться прямо к Войску Донскому через войскового атамана.

Восстановление Войсковой канцелярии, открытой в Общем собрании старшин, привело к упразднению Войскового гражданского правительства. Однако из-за большого количества нерешенных дел «докладных, ответных или решенных, но неисполненных», которые ранее поступили и должны были завершиться прежним порядком, причем без излишнего отягощения «общего сбора наличных старшин», временно оставались при должностях «непременные и погодные судьи». Им надлежало самим окончить эти дела и представить на рассмотрение Войсковой канцелярии, исключая «поземельное производство», безотлагательно передаваемое «на общее рассмотрение наличных старшин»50.

Вновь учрежденная Войсковая канцелярия была достаточно многочисленна и не имела устойчивого состава, при этом поступающие дела возбуждались и завершались камерально, обжалованию в Войске Донском не подлежали, а содержание судебных решений было непредсказуемо, принимаясь донскими чиновниками, прибывшими на заседание. Поэтому в 1800 году начался переход к законодательным началам в сфере материального и процессуального права, которые стали применяться в судебной деятельности Войсковой канцелярии. «Для тяжущихся это было шагом вперед в смысле их прав от произвола», при этом до 1835 года обычаи еще имели широкое применение даже по уголовным делам51.

Судьба «словесного суда», ранее функционировавшего при Войсковом гражданском правительстве, была достаточно драматична, и 26.02.1801 предусматривалось его упразднение. «За учреждением в городе Черкасске Полицейской экспедиции, оный суд по причине предполагаемой в нем большей ненужности»52. Функции суда были распределены между «гражданским приставом» Полицейской экспедиции, Черкасским сыскным начальством (ста-

50Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 24. № 18329.

51См.: Сватиков С. Г. Указ. соч. С. 323.

52Государственный архив Ростовской области. Ф. 46. Оп. 1. Д. 138. Л. 41–42.

29

ница Аксайская), Гражданской (тяжебной) экспедицией, а также Экспедицией казенных дел.

Однако полиция Черкасска была не в состоянии производить скорое словесное разбирательство по жалобам, что порождало волокиту. Поэтому войсковой грамотой от 09.10.1801 предусматривалось восстановление словестного суда, так как «Устав благочиния или полицейский» требовал его наличия в каждом губернском городе. Дальнейшая история специализированной судебной инстанции пока неизвестна, и, вероятно, она прекратила существование в период переноса в 1805 году столицы Донского края в Новый Черкасск, равно как и «Суд заказчиков».

В докладе 1823 года, подготовленном специальным комитетом, отмечалось, что «торговое общество казаков при значительных по торговле оборотах не имеет никакого посредства (в виде особого суда, из них составленного), которое бы ограждало целость их капиталов, охраняло не только взаимное между собою, но и постороннее к ним доверие, наблюдало за всеми их по торговле действиями и ходатайствовало о законном их покровительстве, а от сего нередко происходят подлоги, обманы, умышленное присвоение чужой собственности и ложное банкротство»53.

Между тем сенатским указом от 06.09.1800 предусматривалось создание при региональном правительстве трех экспедиций: для расследования уголовных дел, рассмотрения гражданских исков и тяжб, а также ведения налогового производства. Первая из них занималась расследованием преступлений, вторая осуществляла гражданское производство, а третья заведовала вопросами налогообложения и сборов податей с неказачьего населения, но при этом оказывала помощь предыдущей экспедиции. Утверждение подготовленных экспедициями «экстрактов» (актов с кратким содержанием сути дела) осуществлялось Войсковой канцелярией, судебные решения которой обжаловались в Военной коллегии или Сенате.

53 Столетие военного министерства (1802–1902): исторический очерк. СПб., 1902. Т. 11. С. 277.

30

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]