Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социология_в России_19-20вв..doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
15.06.2014
Размер:
4.48 Mб
Скачать

Размещение по квартирам представителей различных профессий в составе петербургского населения1

Санкт-Петербург, по переписи 10 декабря 1869 года.

Выпуск II, Дома и квартиры и размещение в них жителей.

Отдел II, Статистика квартир

Иметь точное понятие о том, каким образом распределяются по квартирам отдельные группы и категории народонаселе­ния, — бесспорно, дело первостепенной важности. Потребле­ние жилья является в нашем поясе одним из наиболее су­щественных и вместе с тем ценных видов потребления, а потому все могущее бросить свет на детальную сторону этого предмета должно бы пользоваться особенным вниманием ис­следователей. К сожалению, однако, по тем или по другим причинам действительность плохо оправдывает это ожидание, научная разработка вопроса о размещении по квартирам едва только начинается. Отчасти подобное состояние этого дела объясняется тем, что относящиеся сюда данные весьма редко представляются настолько подробными и удовлетворительны­ми, чтобы соответствовать требованиям теории. Но даже и в тех случаях, когда материал, содержащийся в переписи, от­личается несомненными достоинствами, еще отнюдь не сущес­твует уверенности, что он не останется макулатурой и ляжет в основание научного исследования.

Последнее соображение невольно пришло нам в голову при ближайшем рассмотрении отдела "Статистика квартир" во II выпуске Санкт-Петербургской переписи 1869 г., вышедшем в 1872 г. От начала и до конца выпуск этот носит на себе следы замечательно тщательной редакции и в этом отношении далеко оставляет за собою два других выпуска той же переписи. Но особенно хорошо и стройно составлена в нем статистика квартир, содержащая превосходно сгруппированный материал, несомненно, удовлетворительного качества. Данные о домах и общие сведения о квартирах, заключающиеся в этом выпуске, уже неоднократно подвергались разработке. Что же касается интереснейшей, по нашему мнению, второй главы отдела — "Статистика квартир", а именно "Квартиры, рассматриваемые по отношению к пользованию ими", то, насколько нам из­вестно, она еще ни разу не служила предметом исследования.

'Из журн. "Знание". 1876. № 6.

477

Цель настоящей, отчасти несвоевременной уже статьи, —. представить читателю несколько числовых обобщений, мате­риалом для • которых послужила главным образом именно упомянутая вторая глава отдела о квартирах. Автор питает некоторую уверенность, что живой интерес данных послужит некоторым искуплением за позднее появление их в журнале.

Отдел II второго выпуска распадается на две главы — п квартиры, рассматриваемые по их цене, вместимости и насе­ленности, и 2) квартиры, рассматриваемые по отношению к пользованию ими. Таким образом, первая глава представляет нам совокупность статистических данных, относящихся к наиболее общим категориям вопроса о квартирах, вторая же посвящена категориям более сложного и частного характера. Обращаясь к детальному рассмотрению каждой главы в от­дельности, мы встречаем в первой три подразделения: а) квартиры платные; б) квартиры бесплатные и в) те и другие квартиры вместе. Квартиры платные рассматриваются по отношению к размерам квартирных плат, числу комнат, окон, жителей и т.п., а жилые, сверх того, особо по этажам и комнатам, с указанием числа жителей и суммы плат за квар­тиры и т.д. Квартиры бесплатные показаны по категориям их принадлежности и назначения — в связи с числом комнат, окон и жителей и т.д. и, кроме того, по этажам, комнатам и числу жителей и т.п. Отделение, представляющее собой свод данных относительно квартир обеих упомянутых категорий, заключает в себе две таблицы, из которых одна содержит данные о числе жилых квартир вообще по этажам и комнатам, с указанием числа жителей, другая сообщает материал о жилых квартирах по числу комнат, окон и жителей. Из этой первой главы мы воспользуемся только несколькими руководящими цифрами и постараемся сосредоточиться на второй главе, в которой трактуется о населении квартир по отношению к пользованию ими.

Глава эта, подобно предыдущей, состоит из более мелких отделений, которых в ней два: а) категории жителей по отношению к пользованию квартирой и б) группы квартиро­хозяев в частности. В первом из этих двух отделений категории жителей рассматриваются отдельно по отношению к квартирам платным и бесплатным, а затем результаты исследования сводятся в общие таблицы. Второе отделение представляет собою детальную разработку одной, наиболее многочисленной и вместе с тем самой оседлой группы жителей столицы, а именно квартирохозяев. Отделение это содержит ряд таблиц» относящихся к общему числу квартирохозяев по численному составу их семейств, по количеству прислуги, по количеству жильцов, по количеству живущих при них рабочих и по категориям квартирных плат.

Через все серии проведено, во-первых, разделение на полы (каждый пол имеет свою таблицу в каждой серии таблиц), во-вторых, на квартиры платные и бесплатные (также особые таблицы). Каждая последующая серия осложнена материалом предыдущей серии, так что является возможность изучить отношения квартирохозяев по семье, по прислуге, по жильцам и т.д. не только порознь, но и вместе. Все таблицы имеют одну и ту же номенклатуру профессий. Вот это-то второе отделение второй главы и представляет наиболее интересную часть материала; на нем мы главным образом и остановимся в нашем исследовании. Впрочем, и тут еще следует сделать маленькое ограничение. Различие между квартирами платными и бесплатными мы принуждены почти на всем протяжении статьи оставлять без внимания, в противном случае мы че­ресчур увеличили бы и без того значительное количество статистических выкладок. Сверх того, различие это с известной точки зрения является не особенно существенным: приходится ли за квартиру платить или же она достается бесплатно — во всяком случае (если не всегда, то большей частью) она добывается при помощи той или другой профессии, взятой в широком смысле слова. На этом последнем основании вряд ли можно рассчитывать, что отношения жителей платных и бесплатных квартир различаются сколько-нибудь резко по численному составу семьи, прислуги, жильцов и рабочих; а если такие различия и существуют, то все же они уступают разнообразию тех же отношений по профессиям вообще, какую бы квартиру ни занимал квартирохозяин — платную или бесплатную.

А ■Л

'".' Общие сведения о квартирах и семейные отношения

квартирохозяев :*

> '■ i

Приведем сначала несколько общих данных из первой главы отдела "Статистика квартир". Всех квартир в столице, за исключением небольшого числа (839) занятых нежилых квар­тир, насчитывается 86 940, в том числе 62 424 суть кватиры платные (71,7%), 24 516 — бесплатные (28,3%). На каждую платную квартиру приходится жителей 7,1, на каждую бесплат­ную — 6,2, иными словами, жители бесплатных квартир раз­мещаются просторнее жителей квартир платных на 1/г Около половины всех бесплатных квартир — 494,8 из 1000 — при­надлежит частным домовладельцам, остальная половина — 505,2 — казне, городу, сословным и промышленным общес­твам, церквам и монастырям. Из числа 494,8 квартир, при­надлежащих домовладельцам, 149,8 занимаются ими самими (около У), 211,9 отведены дворникам и кучерам, 62,3 управ-

478

479

ляющим и родственникам домовладельцев, 36,3 рабочим про­мышленных заведений домовладельцев; остальные заняты про-| мышленными и учебными заведениями, больницами и бога­дельнями домовладельцев. Число квартир, принадлежащих до­мовладельцам, оказывается несколько увеличенным за счет! квартир, принадлежащих обществам и компаниям, потому что| "в описании квартир от фабрик нередко отмечалось просто: бесплатно от фабрики — без оговорки, владеет ли фабрикой? одно лицо или компания". Квартир, принадлежащих казне, оказывается лишь немногим меньше, чем принадлежащих частным лицам, — 421,7, в том числе 210,8 заняты служи­телями, 164,5 чиновниками, остальные заселены арестантами, богадельнями и нестроевыми нижними чинами. Данные эти также несколько выше действительных, потому что в переписи "квартиры в зданиях, содержимых городом, но даваемые правительственными учреждениями, считались квартирами казенными". Городу, сословным и промышленным обществам принадлежит 39,0 квартир из 1000, в том числе 16,9 занимают служители, 11,1 — чиновники, остальные — рабочие, бога­дельни и учебные заведения. Монастыри и церкви владеют 44,5 бесплатными квартирами (из 1000), в том числе 27,3 отведены причту, 12,8 — служителям, остальные — рабочим, богадельням и учебным заведениям. Данные эти показывают, что мы были правы, когда утверждали, что, подобно платной, бесплатная квартира также в большинстве случаев добывается профессией: лица без профессий занимают лишь самый небольшой процент из всех бесплатных квартир Петербурга.

Оставляя в стороне данные о взаимном соотношении числа комнат, окон и жителей в квартирах платных и бесплатных, перейдем теперь прямо к первому отделению второй главы "Статистики квартир", в котором рассматриваются категории жителей по отношению к пользованию квартирой. Если привести общее число жителей платных и бесплатных квартир столицы к 1000, то окажется, что 389,4 человека относятся к категории квартирохозяев, 217,6 к категории жильцов, 156,8 — рабочих, 127,4 — прислуги личной, 48,9 — прислуги казенной и общественной и 19,9 — домовой, остальные же суть: вос­питатели, компаньоны и т. п. — 5,8, призреваемые в приютах и в богадельнях — 11,3, пенсионеры учебных заведений — 2,5, квартирохозяева, живущие артелями, — 9,5, монашеству­ющие и сестры милосердия — 0,7, арестанты — 3,0, временно пребывающие в квартире лица — 7,2. Отсюда видно, что группа квартирохозяев составляет почти 2/5 всего населения или по крайней мере всех тех жителей Петербурга (615 406), отно­сительно которых имеются данные о квартирах.

Если теперь взглянуть, как распределяются между упомя­нутыми профессиями представители того и другого пола, то

окажется, что среди квартирохозяев преобладают относительно женщины — 457,1 на 1000 ж. и 333,0 м. на 1000 м. Перевес этот нетрудно объяснить, если принять во внимание, что значительное число женщин живет исключительно посредни­чеством по сдаче квартир из вторых рук, между тем как среди мужчин профессия эта распространена значительно менее. Что касается второй многочисленной категории жителей, а именно жильцов, то в ней, наоборот, преобладают мужчины — 231,6 м. и 200,9 ж. pro mille каждого пола. Среди рабочих промыш­ленных заведений перевес также принадлежит лицам мужского пола, и притом весьма значительный — 256,6 м. и 37,3 ж. Профессия прислуги личной дает значительное преобладание женщинам — 59,7 м. и 208,4 ж., прислуга казенная и общес­твенная состоит почти на 3/5 из мужчин — 52,9 м. и 44,2 ж., прислуга домовая на 3/4 — 28,3 м. и 9,9 ж. Из остальных категорий жителей воспитатели, компаньоны, призреваемые в семьях и в богадельнях, монашествующие в кельях и сестры милосердия принадлежат по большей части к лицам женского пола; кватирохозяева, живущие артелями, арестанты и времен­но находящиеся в квартире — к лицам мужского пола, а пенсионеры учебных заведений — к тому и другому полу поровну.

Семейные отношения жителей только что перечисленных категорий характеризуются следующими данными. Наибольшее число брачных пар встречается среди квартирохозяев — 639,8 на 1000, затем среди жильцов — 182,0, что находится в непосредственной связи с численным преобладанием этих категории над прочими. В остальных случаях подобной связи не замечается: так, например, прислуга казенная и обществен­ная занимает по относительной численности едва ли 5-е место, по числу же брачных пар она следует непосредственно за жильцами — 67,1. Далее идут: прислуга личная — 46,5, рабочие промышленных заведений — 35,1 и прислуга домовая — 22,7. Остальные категории дают лишь незначительные pro mille брачных пар, которых приводить не стоит.

Число супругов, живущих одиноко, преобладает среди рабочих промышленных заведений — 435,4 м. и 24,6 ж. pro mille того и другого пола, среди прислуги личной — 82,9 м. и 527,0 ж., среди жильцов — 271,7 м. и 269,3 ж., среди квартирохозяев — 39,8 м. и 107,4 ж. Прислуга домовая дает больший процент живущих одиноко мужей — 60,8 (pro mille), чем одиноких жен — 2,2, квартирохозяева, живущие артелями, также — 43,3 м. и 2,3 ж., прислуга казенная и общественная Дает тех и других почти поровну — 40,1 и 37,6. Прочие категории предоставляют данные слишком мелкие. Таким об­разом, если оставить в стороне группу квартирохозяев, в Которой одиноких супругов много, частью потому, что сама

480

" 3«*. 11,22

481

эта группа есть самая обширная, частью же еще потому, что профессия эта особенно доступна женщинам, — то мы найдем, что более всего одиноких супругов встречается среди рабочих промышленных заведений, среди прислуги и среди жильцов. При этом в категории рабочих особенно преобладают оди­нокие мужья, в категории прислуги личной — одинокие жены; что же касается жильцов, то они распределяются почти поровну — относительно — между лицами того и другого пола. Данные эти достаточно характерны уже сами по себе, но если обратить внимание на то, что общее число супругов, живущих вместе, достигает всего 131 698, а супругов, живущих одино­ко — 87 386, иными словами, число первых составляет не более 61,1% суммы тех и других, то нельзя не задаться, вместе с Золя, вопросом: какая судьба ожидает супружеский союз в ближайшем будущем? В данном случае остается утешаться только тем, что 29 784 одиноких мужей, или почти половина всего числа последних (68 400), принадлежит к категории рабочих промышленных заведений, а потому со временем вернется к своим женам в деревню, и что в таком же пол­ожении временных" гостей в столице, быть может, находится 10 004 служанок, или почти 2/3 всех одиноких жен вместе взятых. Но точно ли вернется большинство и скоро ли — вот основной вопрос, от решения которого зависит to be, or not to be брачного сожительства доброй трети супругов столицы. Перейдем теперь ко второму отделению' второй главы "Статистики квартир"', или к "группе квартирохозяев в час­тности". Соединив в несколько родовых групп весь материал, относящийся к отдельным профессиям, мы получили следу­ющую таблицу семейного положения квартирохозяев:

Приходится

Среди

На 1000 квартир вообще

На 1000 жив. без семьи

На 1000 жив. с семьей

На 100

жив. с

сем.

На 100

жив. без

семьи

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

1

2

3 4

5

Служащих госуд. Преподав, и пр. Врачей и пр. Предст. искусства Хозяев-предприни­мателей

260,6

20,4 20,1 21,2

323,2

9,7

35,3

34,3

9,9

414,4

295,3

29,6 32,9 19,2

347,0

15,4

55,8 39,5 13,8

388,8

255,0

18,9 18,3 21,5

319,6

5,6

19,9

30,3

7,0

429,0

18,5

24,9 28,0

14,3

17,4

208,3

208,0

96,0

145,9

66,9

6

Хозяев-одиночек

вообще

144,6

26,0

113,0

25,1

149,7

25,1

12,1

79,1

7

Хоз. один, исключ. жен.

проф.

-

162,2

-

166,3

-

155,6

-

80,0

8

Рабоч-

техников

55,2

1,8

48,3

2,2

56,3

1,6

13,7

100,0

9

Простых

рабочих

92,7

11,4

50,1

10,6

99,5

12,0

8,0

66,3 (f

10

Потребите­лей (в узком смысле

п

п н.

слова)

62,0

300,0

65,6

282,2

61,2

313,9

17,1

66,1

Итого:

1000

1000

1000

1000

1000

1000

15,9

74,0

Данные эти показывают, что хозяева-предприниматели представляют наиболее многочисленный класс в составе лиц того и другого пола, пользующихся собственной квартирой, а именно 323,2 м. и 414,4 ж. pro mille каждого пола отдельно. Второе место в числе хозяев-предпринимателей принадлежит среди мужчин — состоящим на государственной службе (260,6), а среди женщин — живущим рентой, - получающим пенсию, проституткам (300,0). Затем идут хозяева-одиночки — 144,6 и хозяйки-одиночки — 188,2 (в том числе — 162,2 pro mille просвирень, швей, "огородниц и молочниц" и прачек). Пер­сонал преподавателей и содержателей пансионов дает больший процент квартирохозяек, чем квартирохозяев (35,3 и 20,4), персонал врачебный также (34,3 и 20,1). Относительно пред­ставителей искусства, рабочих, техников и простых рабочих, как и следовало, впрочем, ожидать по их сравнительной чис­ленности, наблюдается обратное явление.

Что касается семейных отношений квартирохозяев, то прежде всего понятно, что наиболее многочисленные группы дадут и самый высокий процент лиц, живущих как с семьей, так и без семьи. Этим объясняются столь большие pro mille, какие представляет нам государственная служба для мужчин, потреб­ление для женщин и положение хозяина-предпринимателя и Хозяина-одиночки в 3—6 столбцах нашей таблицы. Недостаток эТот восполняется 7-м и 8-м столбцами, в которых показано отношение живущих без семьи к живущим, с семьей на 100 лиц каждой родовой профессии. Отсюда мы узнаем, что за вьгчетом лишь нескольких категорий женщин (каковы состо­ящие на государственной службе, преподавательницы и содер­жательницы пансионов, артистки и рабочие-техники), число

482

16»

483

лиц, живущих с семьей, повсюду значительно преобладает над числом тех, которые живут без семьи1. Наименьшее число лиц, живущих без семьи, наблюдается в категории простых рабо­чих — 8,0, что доказывает наглядным образом, до какой степени трудно основать собственное домашнее хозяйство одиноким представителям этого "самого многочисленного и самого бедного класса общества". Наибольший процент мужчин-квар­тирохозяев представляют лица, принадлежащие к врачебному персоналу (28,0), за ними идут преподаватели и содержатели пансионов — 24,9, состоящие на службе — 18,5, хозяева-предприниматели — 17,4, рантье и получающие пенсию — 17,1 и т.д. Среди женщин минимальная доля бессемейных прихо­дится на группу потребительниц — 66,1, за ними следуют простые рабочие — 66,3 и хозяйки-предпринимательницы — 66,9, а самые верхние ступени лестницы принадлежат рабочим-техникам — 100,0, артисткам — 145,9, преподавательницам и т.п. — 208,0 и состоящим на государственной и общественной службе — 208,3. Впрочем, абсолютные цифры последних четырех категорий настолько незначительны, что не могут служить основанием для решительных заключений, хотя и нельзя, вероятно, назвать случайным то обстоятельство, что некоторые из этих категорий дают наименьшее число семейных не только среди женского, но и среди мужского пола. Остальные про­фессии также представляют некоторый параллелизм для лиц того и другого пола: так, например, на долю простых рабочих одинаково приходятся минимальные данные в 7-м и 8-м столбцах нашей таблицы, а группы рантье и хозяев-предпри­нимателей застрахованы от бессемейной жизни лишь немно­гим более, чем женщины той же категории. Не будь некоторые из абсолютных данных, легших в основание таблицы, чересчур ничтожны, порядок следования друг за другом различных профессий по семейному их положению давал бы несомнен­ные указания на экономический характер брачного союза. При помощи этих указаний мы, вероятно, могли бы сделать то капитальной важности открытие, что положение рантье и хозяина мужского и женского пола дает наиболее вероятные шансы найти себе супруга или супругу и что мнение Вап-пеуса — jeder Mann muss seine Frau finden2 — нередко пре­терпевает некоторые исключения.

'Живущих с семьей квартирохозяев — 98% от общего их числа и 63,2% от числа всех живущих с семьей.

2Каждый мужчина должен найти себе жену (нем.).

484

Зибер Н.И.