Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социология_в России_19-20вв..doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
15.06.2014
Размер:
4.48 Mб
Скачать

1. Наблюдение и опыт

Наблюдение было всегда главнейшим способом изучения всевозможных явлений общественной жизни. В древности им

'Главы из кн.: Тахтарев К.М. Социология, ее краткая история, научное Значение, основные задачи, система и методы. Пг., 1918.

212

213

широко пользовался Аристотель, а в новейшее время — почти все обществоведы. Ле-Пле и его ученики пытались даже построить особую Социальную Науку почти исключительно с помощью метода массового наблюдения, ограниченного опре* деленными явлениями. Их социологические исследования носили статистико-монографический характер.

В настоящее время наблюдательный метод, в особенности статистический метод массового наблюдения, является самым действительным и плодотворным орудием научных исследова­телей почти во всех областях знания. Статистическим методом массового наблюдения пользуются и астрономы, и ботаники и зоологи, и врачи, и языковеды, и историки, поскольку они рассматривают различные явлении и формы с точки зрения их повторяемости.

Для выяснения различных явлений общественной жизни : статистический метод массового наблюдения имеет исключи-! тельно важное значение.

Дело в том, что только посредством статистического метода получаем мы возможность разобраться в той массе бесконечных и переплетающихся друг с другом явлений общественной жизни, которая, благодаря своей необычайной сложности, может довести своего исследователя до настоящего научного отчая­ния.

Статистический метод массового наблюдения, примененный к исследованию какого-нибудь явления, дает возможность изучить его наиболее обычные, наиболее часто повторяющиеся формы.

Но еще важнее — значение статистического метода мас­сового наблюдения для выяснения тех условий и причин, которые вызывают различные социальные явления и обуслов­ливают их формы.

Дело в том, что если взять все случаи какого бы то ни было явления, какими бы причинами они ни обусловливались, то при массовом взаимодействии этих условий и причин все случайные условия и причины, противоположные по своему действию, взаимно уравновешиваются, сокращаются и однов­ременно обнаруживают в полной мере свое действие, те условия и причины, которые именно и производят данное явление.

В настоящее время статистический метод массового наблю­дения следует считать самым основным методом социологии как науки о закономерности общественной жизни.

2. Опыт

Относительно применения опыта как особого научного приема в области общественных наук вообще и в особенности в области социологии существуют большие сомнения, несмотря на то, что опыт в сущности есть не что иное, как усовер-

даенствованное наблюдение, производимое при условиях, ко­торые ставятся самим наблюдателем.

Говорят, что невозможно изучать явления общественной жизни с помощью опыта, потому что мы не можем ставить совершение их в произвольно избираемые нами условия. Условия эти даются самой действительностью, которая от нас совершенно не зависит. Однако, на самом деле, это не вполне так. Начать с того, что человек по мере дальнейшего развития человеческой культуры все более и более начинает жить при условиях искусственной среды, которую он создает сам, своими совокупными, творческими и сознательными силами, какие проявляются в новейшей технике. Благодаря развитию техники, человек все более и более начинает жить при им самим определяемых условиях. Далее существуют целые обществен­ные группы, даже целые народы, которым приходится жить при условиях, определяемых известными людьми — правите­лями, которые производят нередко настоящие экономические и политические опыты над своими подчиненными и поддан­ными.

Таковы многие из тех преобразований, которые произво­дились в жизни самых различных народов начиная с различных социальных экспериментов и политических опытов фараонов древнего Египта и древнейших императоров Китая, великих реформатов классического мира, иезуитов Парагвая и само-дежцев вроде Петра Великого и кончая новейшими колони­альными экспериментами правительств самых различных на­родностей и стран, в особенности англичан. Многие из их правительственных мероприятий, производимых на основании новейших научных данных и предварительных статистических и иных исследований, имеют значение настоящих политичес­ких опытов, производимых при политических условиях, опре­деляемых самими экспериментаторами, доходящими иногда до роли настоящих естествоиспытателей общественной жизни подчиненных им народов, испытывающих все ужасы этого опытного правления своих покорителей. Опыты эти очень часто бывают неудачны и сопровождаются гибелью целых племен и народностей. Однако это все же опыты и притом опыты самые действительные. Но разумеется, это не социо­логические опыты, не опыты, производимые социологами с научной социологической целью при условиях, ставящихся социологами.

Однако к этому социологическому опыту все более и более начинают приближаться те социальные эксперименты, которые производятся свободно избранной и научно образованной общественной властью над невольным населением различных общественных убежищ, тюрем и казарм, а также над учащи­мися массами разных учебных заведений. Над всеми этими

214

215

общественными группами людей давно уже производятся различные опыты социального характера, производятся с определенной целью, имеющей и общественное и научное значение, и притом производятся в избранных условиях поставленных самой общественной властью, производящей эти опыты. Правда, эти опыты до сих пор обыкновенно преследуют какую-нибудь практическую общественную цель лучшей пос­тановки дела воспитания и образования, призрения и исправ­ления, обучения и т.д. Но ведь и настоящие социологические опыты могут и, конечно, будут преследовать тоже какую-нибудь практическую цель. Ведь социология как прикладная наука о закономерности общественной жизни есть наука, служащая людям средством управлять сознательно своей собственной общественной жизнью и дающая правителям возможность предвидеть неизбежные последствия своих правительственных мероприятий. Настоящие социологические опыты могут очень мало отличаться от некоторых новейших экспериментов, производимых научно образованной демократической властью общего и местного управления и современных руководителей дела народного образования, призрения, и юристов, стремя­щихся обосновать уголовную социологию. И если в настоящее время уже существует не только экспериментальная физиоло­гия, но и экспериментальная психология человека, то почему не существовать и экспериментальной уголовной педагогичес­кой и общей социологии. Во всяком случае, что бы ни говорили о возможности или невозможности применения опыта в социологии как ее научного приема многие из опытов, производящихся современной общественной и политической властью как центральными учреждениями, так и учреждениями местного общественного самоуправления, имеют бесспорное и очень важное социологическое значение.