Глава 3. Уголовное преследование

Статья 20. Виды уголовного преследования

1. Закон определяет уголовное преследование как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК).

Понятие уголовного преследования по своему содержанию шире понятия обвинения, которое определяется законом как утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК. Что же касается уголовного преследования, то оно может осуществляться и тогда, когда есть сведения о факте совершения преступления, на основе которых возбуждено уголовное дело, но нет каких-либо данных о лице, его совершившем.

2. Закон предусматривает три вида (формы реализации) уголовного преследования: публичное, частное и частно-публичное. Их различие заключается в круге субъектов, осуществляющих эту деятельность, а также в объеме их полномочий, прав и обязанностей. Но каков бы ни был вид уголовного преследования, оно является движущей пружиной всего судопроизводства, поскольку если нет обвинения, то нет и спора, который должен разрешить суд.

3. Закон содержит два критерия, на основе которых разграничиваются виды уголовного преследования. Это - характер и тяжесть совершенного преступления. Если последний из этих критериев объективно выражается в виде и мере наказания, которое может быть назначено виновному в его совершении, то первый критерий - характер - требует некоторых пояснений. В данном случае имеется ввиду прежде всего направленность посягательства на ту или иную категорию общественных отношений.

Подавляющая часть последних затрагивает весь социальный порядок, и государство как официальный представитель общества берет на себя обязанность уголовного преследования (дела публичного обвинения). По некоторым категориям преступлений степень причиненного преступлением вреда, в равно сама необходимость уголовного преследования за его причинение требуют оценки не только со стороны законодателя, но и со стороны лица, ставшего жертвой преступления. При этом пределы и процессуальные последствия волеизъявления потерпевшего могут быть различными, в силу чего существует частно-публичное и частное обвинения.

Таким образом, виды уголовного преследования разграничиваются по отношению публичного и частного интересов. Признание какого-либо из них приоритетным определяет и другие специфические черты каждого из видов уголовного преследования. К ним относятся: а) субъект возбуждения уголовного преследования и его прекращения; б) наличие или отсутствие властных полномочий у субъекта, осуществляющего уголовное преследование; в) характер процессуальных средств и способов уголовного преследования; г) пределы использования мер процессуального принуждения.

4. В порядке публичного обвинения преследуется подавляющее большинство преступлений. Поэтому закон идет по пути перечисления исключений из этого общего правила. Части 2 и 3 ст. 20 УПК содержат перечень преступлений, дела о которых рассматриваются в порядке частного и частно-публичного обвинения. Отличительной особенностью этих видов обвинения является невозможность уголовного преследования при отсутствии соответствующего заявления потерпевшего либо его законного представителя. Однако, поскольку уголовное преступление является наиболее опасным видом нарушения закона, государственные органы не могут полностью устраниться от производства по делам частного и частно-публичного обвинения. В силу этого руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в указанных законом случаях вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего. Пределы действия этого правомочия указанных должностных лиц не определены законом с достаточной четкостью. Если первое основание, при наличии которого начинается уголовное преследование, достаточно ясно: беспомощное или зависимое состояние потерпевшего, в силу которого он не может защищать свои права и законные интересы, то с другим основанием - иными причинами - дело обстоит иначе.

Как видно из формулировки ч. 4 ст. 20 УПК, к иным причинам закон в качестве примера таковых относит случай совершения преступления лицом, данные о котором потерпевшему не известны. Полный перечень иных причин в законе отсутствует, что создает правовую неопределенность и опасность расширительного толкования такого рода полномочий государственных органов.

5. Различие между частным и частно-публичным обвинением выражается прежде всего в объеме прав потерпевшего. Если по делам частного обвинения от волеизъявления потерпевшего зависит не только возбуждение уголовного преследования, но и его прекращение, то по делам частно-публичного обвинения права прекратить производство по делу у него нет.

Статья 21. Обязанность осуществления уголовного преследования

1. Обязанность осуществления уголовного преследования от имени государства возложена на ряд должностных лиц, полномочия которых неодинаковы на различных стадиях процесса. На досудебных стадиях процесса главенствующую роль играет руководитель следственного органа, свои процессуальные функции реализуют следователь и дознаватель, принимающий основные решения по делу с согласия прокурора*(41).

На судебных стадиях обязанность осуществления уголовного преследования возложена на прокурора.

2. Должностные лица, на которых возложена обязанность осуществления уголовного преследования, обладают различными полномочиями по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Если руководитель следственного органа, следователь, дознаватель при нарушении признаков преступления вправе немедленно возбудить уголовное дело, то прокурор в аналогичной ситуации вправе лишь вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК).

3. До принятия Федеральных законов от 12 апреля 2007 г. N 47-ФЗ и от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ возбуждать дело частного и частно-публичного обвинения в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, был вправе только прокурор. Теперь же этим правом наделены руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель.

Это изменение закона связано не только с лишением прокурора права возбуждать уголовное дело, но и с расширением оснований трансформации частного и частно-публичного обвинения в публичное.

4. Должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, обладают властными полномочиями. В общей форме наличие таких полномочий выражено в ч. 4 ст. 21, устанавливающей обязательность для исполнения всеми юридическими и физическими лицами законных требований, поручений и запросов прокурора, руководителя следственного органа, органа дознания и дознавателя.

5. Процессуальный порядок и юридические последствия заключения досудебного соглашения о сотрудничестве установлены гл. 40.1 УПК (см. комментариик ней).

Статья 22. Право потерпевшего на участие в уголовном преследовании

1. Каков бы ни был вид уголовного преследования, лицо, пострадавшее от преступления, обладает комплексом прав, обеспечивающих ему большую или меньшую возможность отстаивать свои интересы. Наиболее широким комплексом прав потерпевший наделен по делам частного обвинения, где он имеет статус частного обвинителя. Несколько уже круг его прав по делам частно-публичного обвинения и еще более ограничен по делам публичного обвинения. Такая конструкция закона объясняется степенью участия государственных органов в осуществлении уголовного преследования*(42).

2. Если на должностных лиц, указанных в ст. 21 УПК, закон возлагает обязанность уголовного преследования, то потерпевший от такой обязанности свободен. При производстве по делам публичного и частно-публичного обвинения он может занимать любую позицию, в том числе и выступать на стороне защиты. Исключение составляют дела частного обвинения, при разбирательстве которых отказ потерпевшего (частного обвинителя) от обвинения влечет прекращение дела.

3. Потерпевший в известном смысле является факультативным, а не обязательным участником уголовного судопроизводства, поскольку существует немалое число составов преступлений, не включающих признаки, связанные с причинением какого-либо вреда конкретному лицу (уклонение от уплаты налогов, дезертирство и многие другие).

Статья 23. Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации

1. Помимо указанных в ч. 3 ст. 20 УПК составов преступлений, преследуемых в порядке частно-публичного обвинения, к их числу относятся и дела о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201-204 УК).

2. Выделение указанных составов в отдельную статью в УПК объясняется спецификой их предмета доказывания. Эта специфика выражается в необходимости установить, что преступное деяние не причинило вреда каким-либо интересам, кроме интересов данной организации. Это предполагает тщательное исследование как прямых, так и косвенных последствий преступного деяния.

Если будет установлено, что ущерб нанесен не только организации, но и другим физическим или юридическим лицам, то преступление преследуется в порядке публичного обвинения.

3. Комментируемая статья закона расширяет пределы диспозитивности в уголовном судопроизводстве, представляя в установленных законом случаях право инициировать уголовное преследование не только физическим, но и юридическим лицам.

Соседние файлы в папке Дополнительная литература