Часть первая. Общие положения Раздел I. Основные положения Глава 1. Уголовно-процессуальное законодательство

Статья 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства

1. Конституция РФ содержит ряд принципов и более конкретных норм, определяющих порядок уголовного судопроизводства (ст. 21, 22, 25, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 118-123).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" указал, что следует "во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия" со ссылкой в приговоре суда (ином судебном решении) на соответствующую статью Конституции. Однако в Основном Законе немало и таких норм-принципов, которые могут применяться лишь путем отраслевого правового регулирования.

В соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" судья обязан обратиться в Конституционный Суд, если примененный или подлежащий применению закон противоречит Конституции РФ, для решения вопроса о его аннулировании независимо от того, сомневается судья в конституционности закона или убежден в его неконституционности. Только так можно устранить из правовой системы неконституционную норму.

2. Настоящим Кодексом установлен порядок уголовного судопроизводства. Он может в какой-то мере определяться и законами непроцессуального характера (например, в соответствии со ст. 35 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" допускается изменение подсудности уголовных дел по решению Верховного Суда РФ). Отдельные процессуальные нормы содержатся в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"*(2), Законах РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации"*(3), от 3 апреля 1995 г. "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации"*(4), от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г.*(5)и др. в части, не противоречащей настоящему Кодексу.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. В иерархии источников права они стоят выше законов РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Если отдельные положения международного пакта или конвенции не нашли отражения в российском законодательстве, они могут применяться судами непосредственно. Ссылаясь на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., суды должны учитывать многочисленные прецеденты Европейского суда, которыми "обросла" Конвенция за более чем 50-летний срок ее существования.

3. В случае противоречия УПК и других законов Конституции РФ, а также постановлениям Конституционного Суда РФ действуют соответственно Конституция и постановления Конституционного Суда.

4. Все участники уголовного процесса обязаны соблюдать установленный Конституцией, УПК и другими законами порядок судопроизводства.

5. При наличии противоречия между УПК, другими законами РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права, а также заключенными Россией международными договорами действуют последние (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), за исключением случаев, когда при ратификации международного договора Государственная Дума РФ сделала оговорку о временном неприменении в России отдельных положений международного договора.

Порядок уголовного судопроизводства определяет не только УПК, но и Конституционный Суд РФ, когда он признает не соответствующими Конституции отдельные нормы УПК. Постановления Конституционного Суда являются источниками права, но со знаком минус, так как благодаря им из правового поля устраняются "сорняки", т.е. неконституционные нормы, и это существенно изменяет порядок судопроизводства. Суды и другие государственные органы обязаны исполнять эти постановления, не дожидаясь, когда на них прореагирует Государственная Дума. В таких ситуациях суды в приговорах и решениях должны ссылаться не на закон, признанный неконституционным, а на постановление Конституционного Суда.

Дума повторным голосованием не вправе принять закон, признанный неконституционным.

6. Подзаконные нормативные акты, в частности Указы Президента РФ, ведомственные инструкции и т.п., не могут быть источниками уголовно-процессуального права, хотя они играют важную роль в разъяснении и конкретизации уголовно-процессуального законодательства. Постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ), обобщают ее и дают ей направления в рамках закона, не создавая при этом норм права.

7. Принятие уголовно-процессуального законодательства - исключительная компетенция Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).

8. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Статья 2. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве

1. Независимо от места совершения преступления производство по уголовным делам на территории Российской Федерации ведется в соответствии с УПК и другими законодательными актами, относящимися к уголовному судопроизводству. Установленный УПК порядок судопроизводства является единым и обязательным в отношении всех уголовных дел и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания.

В соответствии с международными договорами или на основе принципа взаимности уголовное судопроизводство на территории России может вестись с соблюдением требований иностранных процессуальных законов, если преступление совершено за границей или направлено против интересов другого государства (см. комментарийк ст. 457 УПК).

2. Территория, на которой действует единое федеральное уголовно-процессуальное законодательство, включает территории субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 4, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).

Внутренние воды - это не только реки, озера, другие водоемы в пределах территории РФ, но и воды морских заливов, лиманов и т.п. Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль (одна миля - 1853 м), входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом.

Воздушное пространство над территорией государства - это тропосфера, стратосфера и вышележащее пространство до уровня низших точек вращения искусственных спутников Земли (100 км).

Континентальный шельф (до 350 морских миль от берега) и исключительная экономическая зона (до 200 морских миль от берега) в соответствии с международным правом в состав территории государства не входят, хотя и используются им в целях разработки природных ресурсов.

В УК (ч. 2 ст. 11) установлено, что его действие распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, т.е. вне территориальных вод Российской Федерации. Из этого следует, что расследование и судебное рассмотрение дел об этих преступлениях должны производиться в соответствии с УПК.

На судах и летательных аппаратах, находящихся вне пределов Российской Федерации, действует юрисдикция флага и порта приписки. Суда под российским флагом, приписанные к одному из российских портов, и летательные аппараты с российскими опознавательными знаками считаются территорией Российской Федерации.

В иностранном порту и территориальных водах другого государства юрисдикция Российской Федерации в отношении корабля, плавающего под ее флагом, сохраняется. Однако международные договоры, двусторонние и многосторонние, вносят в это правило некоторые коррективы. Так, в соответствии со ст. 48 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Албания (ратифицирована Государственной Думой РФ 10 июня 1997 г.)*(6), компетентные органы правосудия страны пребывания распространяют свою юрисдикцию на случаи: а) нарушения закона гражданами страны пребывания или в отношении этих граждан либо других лиц, за исключением членов экипажа; б) нарушения закона, отражающиеся на спокойствии и безопасности порта; в) нарушения законов и правил, касающихся охраны здоровья и жизни людей на море (загрязнение моря, нарушение правил мореплавания и др.); г) совершения правонарушений, наказуемых лишением свободы на срок более пяти лет в соответствии с законодательством страны пребывания. Конвенция (ст. 49) допускает вмешательство властей государства пребывания с целью задержания правонарушителя, ареста имущества на борту корабля, досмотра на судне, но лишь после уведомления консула страны, которой принадлежит корабль. Эти положения распространяются и на воздушные суда (ст. 51 Конвенции).

Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Юрисдикция Российской Федерации распространяется на всех иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, не обладающих дипломатическим иммунитетом, привлекаемых в том или ином качестве (обвиняемых, потерпевших, свидетелей и т.д.) к участию в уголовном судопроизводстве.

В отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия.

2. Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.) и Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств от 18 апреля 1966 г. (оба акта действуют на территории современной России) предусматривают, что глава дипломатического представительства и дипломатический персонал пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты аресту, задержанию и обыску (ст. 12)*(7).

3. Не могут быть задержаны и арестованы члены семей дипломатических представителей, проживающие с ними совместно и не являющиеся российскими гражданами (ст. 15). Не допускаются обыски и выемки в офисах и жилищах лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью. Не подлежит задержанию и контролю их почтово-телеграфная корреспонденция, не допускается прослушивание их телефонных и иных переговоров.

4. Неприкосновенностью на основе взаимных соглашений РФ с другими государствами могут пользоваться и сотрудники административно-технических служб дипломатических представительств, а также проживающие с ними совместно члены их семей, если указанные лица не являются российскими гражданами и не проживают в Российской Федерации постоянно (ст. 16).

5. Консульские должностные лица могут быть задержаны и арестованы лишь при совершении ими тяжких преступлений, наказуемых лишением свободы на срок не менее пяти лет. Многие консульские соглашения РФ наделяют консульских должностных лиц полным дипломатическим иммунитетом (ст. 14 Консульской конвенции с Польшей 1971 г., ст. 19 Консульской конвенции с США 1964 г.).

6. Высшие должностные лица международных организаций и члены их семей обладают полным дипломатическим иммунитетом. Таким же иммунитетом пользуются главы государств и иные лица высокого ранга, входящие в состав дипломатических миссий. Дипломатический курьер не может быть подвергнут обыску, задержанию и аресту (ст. 27 Венской конвенции).

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени

1. Общее правило о том, что подлежит применению уголовно-процессуальный закон, действующий на момент проведения соответствующего процессуального действия, в виде исключения может быть ограничено УПК.

2. При применении мер уголовно-процессуальной ответственности должна применяться ст. 54 Конституции РФ, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

3. Если в уголовно-процессуальном законе срок введения его в действие не указан, применяется общее правило, согласно которому законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ спустя 10 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда знанию закона помешала непреодолимая сила.

4. Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" установил, что этот Кодекс вводится в действие с 1 июля 2002 г., за исключением отдельных указанных в нем положений, которые вступят в силу позже. Например, обыски и выемки в жилом помещении и некоторые другие процессуальные действия проводятся по судебному решению с 1 января 2004 г., а до этого сохраняли силу статьи прежнего УПК РСФСР 1960 г., устанавливающие прокурорский порядок санкционирования указанных процессуальных действий.

5. Разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и СССР продолжают действовать в той части, которая не противоречит новому УПК.

В условиях, когда один Уголовно-процессуальный кодекс заменяется другим, вопрос об обратной силе уголовно-процессуального закона приобретает особую актуальность. Если, например, жалоба по поводу незаконного ареста была подана в суд и принята к производству до 1 июля 2002 г., то она должна быть рассмотрена по правилам ст. 220.1 и 220.2 УПК РСФСР, хотя новый Кодекс такое обжалование не предусматривает.

Если прокурор не участвовал в судебном разбирательстве, а после 1 июля 2002 г. в соответствии с новым УПК его участие обязательно, то применяется старый закон, т.е. разбирательство дела ведется в отсутствие прокурора. Такое решение диктуется тем соображением, что дело уже или почти рассмотрено и нет необходимости начинать его сначала с участием прокурора.

В других же случаях, когда какие-то процессуальные действия носят длящийся характер и их начало регламентировано прежним УПК, а продолжение и окончание - новым, применяется новый Кодекс.

Меры процессуального принуждения действуют в пределах срока, на который они были избраны, но после 1 июля 2002 г. их дальнейшее продление должно производиться в судебном порядке, т.е. в данном случае применяется новый закон, улучшающий положение обвиняемого (суд - более надежный гарант права обвиняемого на защиту, чем прокурор).

6. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Из этого следует, что новый УПК не может устанавливать правила и провозглашать идеи, признанные Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции РФ. Таким образом, после принятия УПК продолжают оставаться в силе все постановления Конституционного Суда, касающиеся уголовного судопроизводства, а противоречащие им положения УПК, если таковые имеются, лишены юридической силы.

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

На наш взгляд, в настоящей статье допущен ряд неточностей.

1. В п. 10 не указано, что статус жилища при проведении обыска, выемки и т.п. имеют не предназначенные для временного проживания помещения - гараж, автомобиль и т.п.

2. В п. 11 не учтено, что задержание подозреваемого на срок до пяти суток допускается по постановлению судьи.

3. Пунктом 15 фактическое задержание на месте совершения преступления не регламентировано.

4. Пунктом 34 не предусмотрено, что право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет не только реабилитированный, но и всякое лицо, которому такой вред причинен.

5. В п. 37 близкие родственники почему-то исключены из числа родственников.

6. В п. 38 не учтено, что дознание - это процессуальная деятельность, а потому дознаватель не может осуществлять розыск.

7. В п. 47 следователь хотя и причислен к стороне обвинения, однако он обязан вести расследование всесторонне и полно.

8. В п. 60 словосочетание "иное учреждение" употреблено, как представляется, неверно. "Иное учреждение" не может быть экспертным.

Соседние файлы в папке Дополнительная литература