Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
орлова-пособие.doc
Скачиваний:
83
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
414.72 Кб
Скачать

6.2.6. Анализ и социально-психологическое воображение

Автор статьи реинтерпретирует утверждения Рэнди о маскулинности с учетом исторического контекста и выделяет (по крайней мере) три возможных для ее собеседника способа выбора репрезентации: 1) его идентичность была представлена «абстрактно», поскольку рассказчик артикулировал сексуальные и гендерные практики бисексуального сообщества, невидимые исследователю или недоступные его пониманию напрямую; 2) в основе абстрактно прорисованной идентичности лежала игра со стратегией "раскачивания гендера;" 3) наконец, рассказчик продуцировал гибкую и гетерогенную конструкцию гендерной идентичности (акцентирование обоих составляющих гендера), опережающую свое время и потому оставшуюся за пределами понимания/горизонта ожидания слушательницы.

Таким образом, Рэйссман находит место своему непониманию в конечном продукте наррации и переходит к осмыслению эффекта встречного позиционирования: «В современном историческом контексте на его стороне были бы постмодернизм и социальные движения. Но тогда, 20 лет тому назад, когда эссенциалистский подход к гендеру доминировал в феминистских исследованиях, я просто его не поняла. Рэнди не был включен в сеть отношений или сообщество, известное мне, – я просто не нашла ему места – и, следовательно нарратив болезни, который мы создали вместе, остался абстрактным и дистантным» (с.12-13).

6.2.7. Стратегический анализ конструирования идентичности в нарративе

Рейссман в своем тексте показывает, что значит перейти от анализа рассказа к анализу рассказывания. Она сосредотачивает свое внимание на реконструкции ситуации взаимодействия, а также на выявлении набора стратегий, которые используют ее собеседники для позиционирования своего (гендерного) «я» относительно болезни и болезни относительно жизненного проекта в целом. Рейссман описывает истории жизни и болезни не со стороны статичных форм, а со стороны способов осуществления действий, направленных на конструирование идентичности. Сопоставление двух историй и жизни и болезни, к которому переходит Рейссман в заключительной части своего текста, – это сравнение стратегий, используемых Рэнди и Бартом.16

Гендерные идентичности Рэнди и Барта, как полагает Рейссман, проявляются по ходу рассказывания истории о болезни. При этом оба транслируют типичные для Америки 80х культурные сюжеты: «получай удовольствие, делай это сейчас» и «получи работу». Поглядывать с веранды, попивая экспрессо, и разговаривать с другими мужчинами о политике – не является частью культурного сюжета ни для одного из них.

6.2.8. Роль стратегического сравнения

Но почему мужчины «делают» свой гендер и свою болезнь столь различными способами? Ответ на этот вопрос Рейссман ищет в различии их социальных позиций, связанных, в частности, с характером разделения труда и усвоением системы социальных отношений, в которую Рэнди и Барт помещены, каждый по-своему. Рейссман не ссылается на работы французского социолога Пьера Бурдье, но влияние его идей чувствуется в ее размышлениях об усвоении и присвоении социально различных позиций через опыт тела.