Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
орлова-пособие.doc
Скачиваний:
83
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
414.72 Кб
Скачать

5.3.3. Особенности кодировочных процедур:

Большое значение для структурирования и анализа текста имеет принцип введения категорий. Прежде всего, имеет значение плотность (объем) кодирования:

  • кодировать можно весь текст (плотное кодирование), как в данном случае) – применяется к текстам небольшого объема, для анализа эпизодов особой структурной значимости, а также в ситуациях, когда детальный анализ нарративного упорядочивания опыта имеет значение; единицей кодирования является элементарное действие (высказывание) ;

  • селективное кодирование;

  • разреженное кодирование – кодирование больших фрагментов текста (по эпизодам, макроструктурам и т.д.) – применяется при большом объеме текста, большой выборке, дискурс-анализе повествований.

В нашем варианте текст о пластической хирургии был транскрибирован плотно, пошагово, поскольку в фокусе находилась одна небольшая история, а учебной задачей было выяснить роль кодировочных процедур в выявлении (реконструкции, конструкции) нарративной структуры текста. Но если бы, например, эта же история анализировалась наряду с другими нарративами в процессе большого исследования, посвященного анализу практик модификации тела и их роли в конструировании идентичности, то текст мог бы быть кодирован совершенно иначе. В ситуации сопоставления с историями о татуировках, диетах, фитнессе и т.д. текст мог бы быть кодирован предельно обобщенно – «пластическая хирургия». Ежели бы исследование качалось пластической хирургии напрямую, то в тексте могли бы быть выделены значимые для понимания дискурсивной структуры этой практики темы (блоки, функции): «физическая стигма», «инициатива матери», «отношения с хирургом», «план модификации», «исход операции», «перспективы». В зависимости от направления теоретического анализа текста он мог бы быть кодирован как «избавление от стигмы» (акцент на подпорченной идентичности, стратегиях исключения, компенсации и т.д.), «патернализм» (распределение власти в ситуации принятия решения, агенты давления, принятия решения и изменений), «видимость-невидимость» (структура постоперационного опыта). И здесь бы в основание категоризации были бы положены уже не эпизодические сегменты текста, а стратегии его концептуализации и теоретического прочтения.

Не меньшее значение для структурной обработки рассказа имеет принцип введения категорий:

  • мягкое или индуктивное кодирование – кодирование с сохранением языка оригинала (как это было в нашем случае) позволяет максимально избежать тематической и смысловой деформации текста, сохранить голос рассказчика, но иногда оно оказывается непродуктивным в ситуации построения теории, концептуализации материала;

  • гибридное кодирование (часть категорий вводятся исследователем, часть сохраняют авторское прочтение)

  • внешнее кодирование – исследователь самостоятельно вводит все основные категории, основываясь на индуктивных аналитических процедурах, теории и т.д., этот вариант кодирования может быть полезен в ситуации построения теории, поскольку позволяет эксплицировать и усилить те аспекты, что наиболее важны для построения этой теории;

  • директивное (или дедуктивное) кодирование – присвоение фрагментам текста заранее выделенных категорий – наиболее жесткий вариант кодирования. Его применение возможно лишь в исключительных случаях при тщательном обосновании необходимости использования столь «сильной» процедуры.

Надо сказать, что любое кодирование – даже самое мягкое – деформирует исходный текст, вносит в него новые смыслы и структурные отношения. Это обстоятельство позволяет говорить Губрину и Гольдштейну о том, что в ситуации кодирования фактически создается другой текст или, по крайней мере, то, что они называют «внешней нарративной структурой» текста. А Роббер Мелло и вовсе выражается жестко и афористично – «кодирование – это не нарратив».