Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
pervye_20_biletov.sokr._variant.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
179.62 Кб
Скачать

Баптистерий во Фрежюсе.

Дошедшие до нас памятники Галлии 5-6 вв. – это в основном баптистерии и крипты. Три провансальских баптистерия – в Эксе, Фрежюсе и Риэ – мало чем отличаются от ранних крещален Италии. Здесь также использованы античные колонны. Старейший из них – в Эксе (5 в.). Относящийся к 6-7 вв., хотя и несколько перестроенный баптистерий в Венаске представляет собой, однако, уже любопытное отклонение от общепринятого типа. Возможно, это прямоугольное в плане сооружение, в интерьере снабженное апсидой с каждой стороны, было, по восточной традиции, изначально перекрыто сводом, хотя самое выполнение конструкций и декора (рисунок капителей) свидетельствует о прогрессирующем упадке строительного искусства.

Билет 3.

Монументальная живопись Рима 6-9 вв. Мозаики ц. Козьмы и Домиана, Сан Лоренцо за стенами, Св. Агнессы, оратория св. Венанция при Латеранской базилике, мозаика Христа из крипты собора Св. Петра; фрески ц. Санта Мария Антиква; мозаики капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе; ц. Санта Мария ин Домника.

Фрагментарность дошедших до нас памятников раннехристианской монументальной живописи не позволяет составить полного представления о ее эволюции в 5-6 вв. И все же, сравнивая мозаики ранних и поздних храмов, можно сказать, что в 6 в. наблюдается стремление преодолеть некоторые традиции античной классики.

Церковь Козьмы и Домиана в Риме (526-530 гг.).

логическим и композиционным центром “Вознесения” является расположенная на центральной оси апсиды фигура Христа. значение ее подчеркивается еще и размером, превышающим размеры фигур всех остальных действующих лиц. разномасштабность фигур, - иерархическая лестница. композиция лишается глубины. В ней имеется только 2 плана– узкая полоса земли, на которой выстроились в ряд апостолы Петр и Павел, Козьма и Дамиан и по краям св. Теодор и основатель церкви Папа Феликс IV с моделью базилики в руках; второй – темно-синее небо с фигурой возносящегося Христа. Мало внимания уделено и месту действия. Персонажи “Вознесения Христа” в церкви Козьмы и Домиана не объединены развитием действия. они указывают на Христа. мастера мозаики Косма е Дамиано сохраняют присущую классике объемность форм.

Церковь Св. Агнессы (625-638 гг.)

Преодоление классического наследия еще заметнее сказалось в мозаике апсиды церкви Сант Аньезе фуори ле мура в Риме – небольшой базилике с двухъярусными боковыми нефами, посвященной мученице Агнессе. На золотом фоне, от которого отделена внизу лишь узкая полоска земли, стоят три фронтальные фигуры – святая Агнесса, Папа Гонорий с моделью храма и Папа Симмах с книгой в руках. Фигуры плоски и бестелесны, линия и контур определяют их формы. небо, изображено в виде трех равномерно усеянных звездами полос синего, голубого и белого цвета. Центр белого поля занимает десница Божья.

Церковь Санта Мария Антиква в Риме.

По сути дела, это комплекс вотивных изображений, не связанных между собой. Фрески распадаются на 3 группы: самая ранняя – рубежа 6 и 7 вв., 705 г. и более поздняя – конца 8 в. Византийским мастерам принадлежат две первые группы, именно здесь – греческие надписи, восточная иконография и стиль. К самым древним фрагментам относятся образы св. Анны и Варвары, св. Дмитрия и группы мучеников с характерной надписью: “имена из знает Бог” (по общему мнению это братья Маккавеи и их мать Самона). виртуозный монументализм, связанный со спонтанной, экспрессивной работой кистью. Перед нами – артистичные “скицци”, наброски Раскованная, естественная постановка фигур, незатрудненная пространственность, отсутствие какой бы то ни было застылости в ритмике, в позах, во взаимном соотнесении персонажей обнаруживают свойства словно внезапно возрожденной помпеянской живописи. для характеристики этого искусства - понятие “вечный эллинизм”.

Напоминает и некоторые фрески катакомб образы, исполненные экстатичности и духовного азарта.

Это искусство, абсолютно чуждое Риму 6-8 вв., явно принесено сюда греческими художниками, возможно, благодаря западным заказчикам византийских икон.

Вторая группа фресок Санта Мария Антиква (“Богоматерь с младенцем”, “Даниил во рву львином”, “Апостол Андрей”, “Прекрасный” ангел” и “Благовещение”) характеризуется не менее высоким уровнем исполнения, но строй ее образов иной. эту живопись отличают длинные круглящиеся линии, широкая и мощная интерпретация форм, более нежный и холодный колорит. Эффект эскизности, легкой стремительности здесь гораздо меньше, отсутствует впечатление необыкновенной внутренней энергии и духовного экстаза. Формы - более массивными и крупными, пластически обозначенными. - влияние на греческую систему римского имперского начала.

Крипта собора святого Петра.

Над алтарем подземной церкви изображена мученическая смерть Апостолов Петра и Павла - первый был распят, а второй обезглавлен (римский гражданин, коим был Апостол Павел, не мог быть распят); на самом алтаре стоит их древняя икона в серебряном окладе. Опрокинутый крест и меч знаменуют их страдания.

Капелла Сан-Дзено церкви Санта-Прасседе.

В мозаиках церкви Санта-Прасседе уходящие в глубь фигуры наводят художника на мысль перспективно построить небосвод с облаками. В куполе свода капеллы Сан-Дзено той же церкви изображение Христа, возносимого ангелами к славе, напоминает древнеримские триумфальные композиции «Изображение на щите», но, что самое главное, это изображение умело вписано в архитектурную форму и зрительно воспри­нимается в качестве ее несущей структуры.

Санта Мария ин Домника.

Базилика возведена около 820 года при папе Пасхалии I на фундаменте прежних построек. Со времен этого времени в апсиде сохранилась мозаика с Мадонной с Младенцем (держит в руке платок), , ангелами, которые стоят с двух сторон от нее, от ангелов задних рядов видны только нимбы, и папой Пасхалием I (с квадратным нимбом), преклоняющим колено перед Богородицей. Композиция изображена в символическом природном окружении – нижняя часть – зеленый цвет (как бы трава) и некое подобие цветов, сверху – синее небо.

Билет 4.

Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.

Пентатевх Ашбернхема, Кодекс Эгино, Геласьенский Сакраментарий (Ватикан), Геллонский сакраментарий (Париж), Кодекс Ауреус из Кентербери, Евангелие Дарроу, Келлская книга, Эхтернахское Евангелие.

Со временем зарождения и признания христианства совпал один из великих переломов в истории книги – возникновение формы кодекса, пришедшего на смену древнему папирусному свитку.

К концу 4 в. кодекс вытеснил свиток, встречающийся позднее лишь в виде исключения.

Раннехристианская книга известна по немногим фрагментам и по копиям более позднего времени. Установлено, что с самого начала христиане отдавали предпочтение форме кодекса. С развитием изобразительного христианского искусства появляются иллюстрации в рукописях Священного Писания. Несомненно, на их оформлении сказалось влияние позднеантичных иллюстрированных рукописей эпических поэм и литературных произведений древних авторов – Гомера, Еврипида, Вергилия, а также книг, изготовлявшихся для императорского двора: христианские рукописи, быть может, переписывались и украшались в тех же мастерских. Источником иконографии миниатюр христианских кодексов - иллюстрированные рукописи греческого перевода Ветхого Завета (Септуагинты) и книги Иосифа Флавия “Иудейские древности”, получившие распространение в 3-4 вв. в Александрии и других эллинистических центрах еврейской диаспоры.

Стиль позднеантичной миниатюры сложился под влиянием фрески, от которой она унаследовала пространственность, светотень, свободный живописный мазок. Примером могут служить иллюстрации рукописей Вергилия (конец 4 – начало 5 в., Ватикан, Библиотека) и “Илиады” Гомера (конец 5 – начало 6 в., Милан, Амброзианская библиотека). Близки к ним по характеру исполнения миниатюры так называемой Кведлинбургской Италы, рукописи латинского перевода Ветхого Завета, датируемой концом 4 или началом 5 в. (Берлин, Государственная библиотека).

Как и в большинстве иллюстрированных кодексов того времени, миниатюры располагаются не в тексте, но сконцентрированы на отдельных страницах, специально оставленных переписчиком для иллюминатора.

Испания.

Пятикнижие (Пентатевх) Ашбернхема” (Париж, Национальная библиотека).

Относительно живописи вестготской Испании нет достоверных данных. Не установлена и локализация книжной миниатюры 7 – начала 8 в. – так называемого “Пятикнижия Ашбернхема”. По мнению Курта Вейцмана, эта латинская рукопись происходит из района Средиземноморья, Северная Африка или Испания. Не раз отмечалось, что иллюстрации книги нашли отзвук в миниатюрах более поздних испанских Библий и Апокалипсисов. Если это действительно Испания, то “Пятикнижие Ашбернхема” – ее единственная дошедшая до нас иллюстрированная рукопись 7-8 вв.

Вероятно, рукопись восходит к более древнему образцу, может быть, к оригиналу 6 в., ибо в ней ощутимы традиции раннехристианского искусства с его тягой к повествовательности. В соответствии со старыми приемами, многие сюжеты объединены на картинках, занимающих по целой странице. Всего в книге 19 таких страниц, посвященных истории от сотворения мира и до исхода евреев из Египта. Эпизоды повествования не отделены друг от друга и распределены на листе в нескольких ярусах нерегулярной высоты и с различной окраской фона. Изображения плоскостны, предметы лишены объема, перспектива совершенно отсутствует, однако фигуры даны в живых позах, а действие отличается удивительной выразительностью. Как и враннехристианских книгах, отдельные фигуры и сцены сопровождаются пояснительными надписями, органично включенными в структуру иллюстрации. На фоне европейского книжного искусства 7-8 вв. миниатюры “Пятикнижия Ашбернхема” - редкой для этого времени верностью повествовательной изобразительной традиции.

Меровингская Франция.

Разумеется, книжная миниатюра сохранилась лишь фрагментарно, но все же деятельность монастырских скрипториев была интенсивна.

Если в Италии и Испании в 6-7 вв. еще не были забыты приемы иллюстрирования рукописей, унаследованные от раннехристианской книги, то меровингская рукопись знаменует новый этап книжного искусства. Графическая декорировка книги служит теперь не пояснением текста, не его иллюстрацией. Прежде всего она должна превратить кодекс в священный предмет, элемент культа. В меровингской книге отсутствуют иллюстрации в собственном смысле слова и очень редко встречается изображение человеческой фигуры. Зато большое внимание уделяется красоте шрифта. Богатое декоративное оформление получают заглавные буквы глав и разделов – так называемые инициалы, - украшаются и слова текста, в особенности начальные строчки разделов, появляются специальные значки лигатур и аббревиатур. Элементы украшения меровингских рукописей составляют изображения птиц, рыб, разного рода растительные мотивы, пальметки, розетки. Все это раскрашено яркими, радостными цветами – красным, зеленым, желтым.

Центрами изготовления иллюминованных - монастыри, многие из которых были основаны ирландцами. В некоторых меровингских рукописях можно заметить элементы, заимствованные из англо-ирландской миниатюры, - мотив плетений или окруженные точечками раскрашенные буквы. Однако в целом орнаментика франкских рукописей решительно отличается от англо-ирландской и северогерманской. Медальоны с включенными в них фигурками зверей или птиц, зооморфические инициалы, обилие растительных мотивов - о родстве с восточной традицией, в частности, с искусством коптов и отчасти искусством лангобардской Италии.

Если занимавшиеся широкой миссионерской деятельностью ирландцы переписывали чаще всего текст Евангелия, то во Франции гораздо больше внимания уделяют богослужебной литературе и сочинениям теологов, например св. Августина или св. Георгия, которые давали меньше возможностей для иллюстрирования в собственном смысле слова. Кроме того, на характере меровингской миниатюры, быть может, сказалось проникшее в то время в Европу влияние идей восточного иконоборчества.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]