Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gurova_2012.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
95.75 Mб
Скачать

3.1. Теории глобализации

Глобализация — это сложный процесс, природа и последствий которого требуют глубокого изучения. Необходимо отметить, что некоторые специалисты скептически относятся к понятию «глобализация» и отрицают объективность этого процесса1. Однако боль­шинство ученых стремятся разработать системное и теоретически обоснованное научное представление о нем. Существуют различ­ные подходы к пониманию природы глобализации и ее сущности; а также разные оценки ее влияния на человеческое общество. В современной научной литературе можно выделить следующие теории глобализации: теория мировых систем, теория всемирной культуры, теория всемирного правления, теория глобального капитализма.

Теория мировых систем. Начало теории мировых систем (world-systems theory) было положено в 1970-е гг. в работах И. Валлерстайна2, посвященных изучению исторически сложившихся общественно-экономических систем. Сторонники этой теории утверждают, что современная мировая система выходит за пределы какого-либо политико-правового образования (государства), она опирается на единое разделение труда, допуская при этом сосуще­ствование многообразных культурных систем. Главные связи между ее частями носят экономический характер. Современная мировая система по своей социально-экономической природе считается ка­питалистической: ее движущей силой выступает накопление частно­го капитала, основанное на эксплуатации; для нее характерна ком­мерциализация (commodification), т.е. тенденция превращать блага и услуги, а также землю и труд в товары для продажи.

Теория мировых систем рассматривает глобализацию как про­цесс распространения капитализма во всем мире, который продол­

жался в течение нескольких столетий и завершился к концу XX. в. Ее сторонники видят содержание современной эпохи в переходе [от существующей системы глобального устройства— капитали­стической мировой экономики — к другой глобальной системе, ха­рактеристики которой пока еще не определились.

Сторонники этой теории считают, что мировая система включает различные государства и культуры, но при этом опирается на единую систему разделения труда в рамках мирового рынка: Труд разделен между функционально и географически определенными частями, которые организованы в иерархию производственных за­дач. В рамках мировой системы выделяются такие подсистемы, как «центр», «периферия», «квазипериферия». Центральные страны специализируются на капиталоемком производстве, требующем высокого уровня квалификации рабочей силы. «Центр» имеет во­енные преимущества, на основании которых присваивает большую часть прибыли, производимой в мировой системе. Периферий­ные территории специализируются на трудоемком производстве, основанном на низко квалифицированной рабочей силе, а также на добыче сырья; они имеют слабую государственную структуру. Квазипериферийные регионы менее зависимы от «центра», чем периферийные; они имеют более диверсифицированные экономи­ки и более сильные государства и служат буфером между «центром» и «периферией».

В процессе глобализации и расширения мировой капиталисти­ческой системы происходили изменения в ее структуре. Вначале «центром» мировой системы была Северо-Западная Европа, Среди­земноморская Европа— «квазипериферией», а Восточная Европа и часть Азии — «периферией». В конце XX в. «центр» состоял из про­цветающих индустриальных стран, включая Японию; бывшие ко­лонии, недавно завоевавшие независимость, составляли «перифе­рию», а остальные независимые государства — «квазипериферию».

Сторонники теории мировых систем видят главную особенность капиталистической мировой экономики в том, что она не имеет единого политического центра, что дало ей возможность постоянной экспансии (расширения). Современная мировая система берет на­чало в XV в. В этот период кризис феодализма в Западной Европе привел к технологическим инновациям и росту рыночных институ­тов. Прогресс производства и рост предпосылок для торговли с от­даленными территориями стимулировали европейцев отправляться в другие части земного шара. Военное превосходство и транспорт­-

ные средства позволили им наладить экономические связи с другими регионами, что способствовало накоплению богатства в«европейском ядре». ВXVI в. европейцы установили функциональное и территориальное разделение труда, при котором капиталоемкое, производство было закреплено за «центром, в то время как «периферия» поставляла сырье и малоквалифицированную рабочую силу) Неравные отношения между европейским «центром» и неевропейской «периферией» привели к неравному развитию.

Определяющую роль в поддержании иерархической структуры мировой системы сыграли правительства, так как они способствовали тому, чтобы прибыли направлялись монополистическим производителям в «центре», и защищали капиталистическую систему,' обеспечивая охрану прав частной собственности, а также безопасность торговых путей. В определенные промежутки времени не­которые государства усиливали свое лидерство в технологическом развитии и военном положении, но ни одно государство не имело постоянного господствующего положения в системе. В мировой капиталистической системе всегда сохранялась их конкуренция. Нидерланды были гегемоном мировой экономики в середине XVII в., Великобритания — в середине XIX в., США — в середине XX в.; пе­риоды явного лидерства сменялись периодами борьбы в централь­ных областях.

. Теория мировых систем подчеркивает, что для капиталистиче­ской мировой системы характерны циклические кризисы. Они происходят в результате того, что после периодов инноваций и расширения объемов производства сокращение прибыли и истощение рынков ведут к спаду и стагнации (отсутствию развития). Затем опять следует новый период накопления капитала. Это находит от­ражение в волнах увеличения или уменьшения темпов экономиче­ского роста. В XX в. мировая система, руководствующаяся целью накопления и стремлением к прибыли, в результате расширения капиталистических рынков на все регионы мира достигла своих географических пределов и тем самым утратила возможность прео­долевать периодически возникающие кризисы посредством освое­ния новых рынков.

Всемирная капиталистическая система носит отнюдь не вечный, а исторический характер и может быть замещена другой мировой си­стемой. В настоящее время она находится в состоянии кризиса, ве­дущего к такому историческому переходу, однако направление пе­рехода пока еще не определено. По мнению И. Валлерстайна,

современное мировое хозяйство переживает переходный период, переход От одного типа системы к другому происходит в силу про­тиворечий, которые невозможно преодолеть внутри системы; это период обострения конфликтов и усиления беспорядков, сопрово­ждающихся разрушением нравственных ценностей.

Теория мировых систем имеет ряд особенностей по сравнению с другими концепциями глобализации. Во-первых, приоритет от­дается исследованию экономических процессов. Во-вторых, эта теория представляет собой сложившуюся научную школу в совре­менных общественных науках1.

Теория всемирной культуры2. В отличие от теории мировых си­стем теория всемирной культуры (world culture theory) пока еще не представляет собой устоявшейся научной школы, хотя с именем ее основателя американского социолога Р. Робертсона связывают появление термина «глобализация». Тем не менее эта теория содер­жит несколько основополагающих принципов, которые объединяют ряд ученых. Во-первых, в исследовании природы глобализации в ней отдается приоритет культуре. Во-вторых, основным в этой теории считается вопрос о том, как индивид и национальная идентичность могут выжить в условиях формирования глобальной культуры.

Теория всемирной культуры дает особое объяснение глобализа­ции, которое сосредоточено на вопросе о том, каким образом уча­стники процесса осознают и какое значение придают жизни в «глобальной деревне» (global village). В этом смысле глобализация рассматривается как «уплотнение» мира, развитие осознания гло­бальной взаимозависимости и понимания мира как единого цело­го. Глобализация охватывает систему динамично развивающихся отношений между четырьмя ключевыми единицами: обществами, международной системой, индивидами, человечеством, что нахо­дит отражение в таких процессах, как социализация, интернацио­нализация, индивидуализация и обобщение представлений о чело­вечестве.

Данная теория изучает, как человечество продвигается к единству, как происходит интеграция национальных культур в условиях глобализирующегося мира, как осуществляется экономическое! политическое и культурное влияние западного общества на другие общества. Авторы этой теории относят начало глобализации к периоду зарождения современной Европы, начавшемуся в XV в. с появления идей о национальных обществах, об индивидуумах и их' суверенитете, о гуманизме. Однако основные черты современного мирового сообщества сформировались в 1870— 1920-е гг. В настоящее время всемирная культура включает глобальные концепции надлежащей организации национального Общества, проблем мы личных прав и личности, вовлечения неевропейских обществ в международные отношения, укрепления идей гуманизма.

В условиях глобализации национальное государство оказывается подчиненным универсальным стандартам, которые берут начало в.! общих понятиях человечества, поэтому нарастает взаимосвязь гражданства различных стран. При этом распространение гуманитарных принципов в области международной политики укрепляет предпосылки для роста взаимосвязи не только гражданства, но и политики! Для всемирной культуры характерны следующие черты: подражание; тлокализм, взаимопроникновение, Оспаривание. Сторонники теории всемирной культуры считают, что глобализация не создает общей культуры, в которой каждый придерживается одних и тех же ценностей и верований, однако она вырабатывает глобальный арсенал идей и общих стандартов, которые могут выборочно использоваться для достижения определенных целей. В качестве ранних примеров подражания приводят Петра I в России и Мэйдзи в Японии.

В рамках теории всемирной культуры развивается глоболокализм — направление, изучающее «территориальные» особенности глобализации культуры, которые находят отражение в глокализации. Глокализация — это процесс, посредством которого транснациональные идеи и институты приобретают особые формы в определенных частях света в связи с тем, что универсальные идеи.; и процессы, составляющие фундамент глобализации, могут осознаваться и усваиваться различными странами и социальными группами по-разному в зависимости от их целей.

Взаимопроникновение проявляется в двойственности взаимодействия таких альтернативных принципов, как партикуляризм и универсализм. Партикуляризм означает, что в каждой социаль-

рой группе формируются свои ценности и обычаи, составляющие основу их идентификации и применимые только в их собственной среде. В противоположность партикуляризму универсализм — это точка зрения, согласно которой существуют общие для всего че­ловечества ценности и принципы, например всеобщие права че­ловека. В рамках всемирной культуры формируется компромисс этих противоположных принципов, универсальное приобретает значение общего, а конкретный опыт — частного; например, такое универсальное понятие, как государственный суверенитет, воплощается в различных частных формах правления.

Для всемирной культуры характерны споры, порождаемые са­пой глобализацией и формированием глобальной культурной по­литики, вызывающей дискуссии между сторонниками сохранения культурно-идеологических и религиозных различий, с одной стороны, и сторонниками глобально ориентированных идеологий — к другой. Теория всемирной культуры описывает глобализацию как бесконечный исторический процесс, в котором черты всемирной культуры изменяются в результате действия различных механиз­мов, наиболее распространен из которых культурный конфликт.

Теория всемирного правления1. Теория всемирного правления (world polity theory) изучает формирование глобального общества, опирающегося на универсальные принципы правления. Правление Понимается как создание систем совместных ценностей, которые формируются всеми участниками «глобального общества» (инди­видами, гражданским обществом, правительствами, международ­ными организациями) и управляют их поведением. Эти системы Находят воплощение в глобальных моделях правления. Глобализа­ция рассматривается как рост и повсеместное введение в законную силу всеобщих ценностей, означающих всемирное правление. В разнообразном, конфликтующем и децентрализованном мире Глобализация обеспечивает общие модели мышления и действия.

Основу всемирного правления составляют рационалистические ценности, сформировавшиеся в Европе в XV—XIX вв.: прогресс, личная независимость и права, государственный суверенитет и др.,

имеющие универсальное (всеобщее) значение. К концу XX в. они стали играть роль структурообразующего элемента в мировом сообществе как набор правил, которым должны следовать все. Ней смотря на «западное» происхождение, эти ценности воспринимаются как общее наследие, институционально воплощающееся многих странах мира.

Однако глобальные модели правления, получившие повсеместное распространение, не ведут к однородному миру: институционализация универсальных принципов в различных условиях приводив к значительным локальным вариациям. Могут возникать специфические конфликты, связанные с тем, что, несмотря на убежденности населения в том, что Правление в стране опирается на общечеловеческие ценности и принципы, действия государства отличаются от глобальных норм, что ведет к критике со стороны населения в адрес государственного управления.

Введение в действие глобальных моделей правления создаем значительное институциональное сходство различных государств. Они принимают схожие конституционные формы, системы общественного образования, политику в области прав женщин и в отношении окружающей среды. Однако иногда возникает разрыв между общими ценностями, к которым стремится государство, в его практическими действиями. Большой вклад в формирование глобальных принципов правления вносят международные неправительственные организации, стремящиеся к таким ценностями как всеобщность, прогресс и всемирное гражданство.

Теория глобального капитализма. Ряд современных ученых1 можно отнести к сторонникам теории глобального капитализма (global capitalism theory). Они указывают на источники глобализации в недрах самой капиталистической системы, которая содержи» транснациональные механизмы в экономической, политической и культурно-идеологической областях. Главным институтом в экономике выступают ТНК, представляющие глобальную деловую элиту; в политической области — капиталистический транснациональный 1 класс (глобальная политическая элита); в культурно-идеологической — идеология консюмеризма и транснациональный неолибе-

рализм пропагандируемые глобальной культурной элитой, представленной средствами массовой информации, а также элитарными общественными движениями.

Сторонники теории глобального капитализма относят к эко­номическим силам глобализации не только глобальные ТНК, об­едающие транснациональным капиталом, но и международные Организации, располагающие международным капиталом (на­пример, Всемирный банк, МВФ), а также государственные ТНК, (стирающиеся на государственный капитал. К глобальной полити­ческой элите они относят ООН, неправительственные организации, глобальные деловые организации, ВТО, политические партии, а также интеграционные группировки (например, ЕС), которые рас­сматриваются как формирующиеся транснациональные государства.

Каждая из перечисленных теорий глобализации имеет свои определенные преимущества и недостатки. Теория мировой систе­мы отдает приоритет экономическому аспекту глобализации, но недооценивает важность политических и культурных факторов. Тео­рия всемирной культуры, наоборот, отдает приоритет культурным факторам глобализации, теория всемирного правления — политико-правовым, недооценивая роль экономических факторов. Тео­рия глобального капитализма, несмотря на то что стремится вклю­чить экономический, политический и культурно-идеологический 'аспекты, тоже носит односторонний характер, так как сосредоточе­на только на одной-единственной политико-экономической систе­ме — капиталистической.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]