Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6. Социол. поэтика.doc
Скачиваний:
80
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
929.28 Кб
Скачать

§ 3. Структура и основные аспекты марксистской теории искусства

Марксистское учение о литературе (искусстве) достаточно легко отграничить от немарксистских – современных ему – направлений. Например, от интуитивистского, фрейдистского, юнгианского, или формалистического литературоведения и их позднейших продолжателей и наследников. Но гораздо труднее – от домарксистскихэстетических учений. Потому, что марксизм в значительной степени имнаследует, вбирает в себя их существенные элементы. По этой причине в структуре самой марксистской теории искусства есть разные пласты, слои, аспекты.

а) Она включает в себя, к примеру, многие основополагающие идеи классическойэстетики, которые являются органической составной частью также и марксистской теории искусства.

Например, «теория отражения» – в марксизме – результат наследования и развития, трансформации (через многие стадии) еще античной, аристотелевской идеи мимезиса (подражания природе). Или теория художественности, теория формы и содержания, их единства – также унаследована марксизмом от классической эстетики, особенно гегелевской, и тоже является органической составной частью марксистской теории искусства. И т. д.

б) Есть в марксизме также пласт идей, комплекс научных положений и понятий, связанных с переосмыслениемсистем, понятий и категорий предшествовавшей марксизму эстетики, литературной критики и теории литературы в духе историко-материалистической марксистской методологии. Так, многие гегелевские положения переосмыслены марксизмом на основе материалистической философии. То же самое можно сказать, допустим, об идеях культурно-исторического искусствознания, возникших на базе философии позитивизма.

в) И, наконец, есть также новыеидеи, понятия, категории с особым, специфическим содержанием,введенныев теорию искусства именно марксистским направлением. Иногда терминологически они могут повторять уже ранее известные понятия, но трактуют их по-своему. Это касается в первую очередь той сферы искусствознания, которая связана с проблематикой искусства и истории, сферой взаимосвязи развития искусства, его особенностей и форм с жизнью общества. Например, в этой области марксизм развиваетсвоипонятия классовости, партийности искусства, систему понятий, выражающих связи искусства и политики, искусства и идеологии, искусства и других форм общественного сознания.

Марксистская теория не эклектична, а системна. Этоцельноеи органически связанное во всех своих частях (включая эстетику) учение. Это особаяметодология. И это один из элементовмировоззрения, имеющего всеобъемлющий характер. Когда из него выхватываются отдельные мысли и положения, при этом без представления о том, какое место они занимают в системе целого, впечатление такого единства пропадает, и марксистская теория выглядит как набор слабо связанных друг с другом догматических, нормативных положений.

Марксизм – не простоеучение, если под ним иметь в виду первоисточники в их полноте исистемуразвитых в них идей и положений, а не "цитатники" и учебники политграмоты. Освоение его требует очень серьезных интеллектуальных усилий. И даже при Советской власти, когда «марксизм-ленинизм» «изучали» во всех звеньях образования – от политкружков до университетов и академий, – по-настоящемузналиего очень немногие, в том числе это касается и профессиональных исследователей и преподавателей «марксизма-ленинизма», – тех, которые в годы «перестройки» в мгновение ока превратились из марксистов в антимарксистов, из «научных коммунистов» переквалифицировались в либеральных «политологов». Всех этих «перевертышей» (яковлевых, бурбулисов, гайдаров, чубайсов, лацисов, афанасьевых и прочих – им «несть числа»), украинский писатель Борис Олейник однажды удачно и метко назвал придуманным им неологизмом «коммутанты».