Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6. Социол. поэтика.doc
Скачиваний:
80
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
929.28 Кб
Скачать

Глава III трактовка понятий классовости и партийности в домарксистской и марксистской науке

1. История понятий «класс», «классовая борьба», «классовость». 2. История понятия «партийности». 3. В.И.Ленин о партийности.

В чем новизна марксистского литературоведения, выявившаяся в период его зарождения и формирования?

В целом оно базировалось на многих основополагающих идеях классической эстетики и являлось их развитием.

Новое заключалось прежде всего в анализе структуры факторов, определяющих развитие искусства. И введением на этой основе в теорию искусства, обоснование и применение к объяснению исторического развития литературы таких понятия и категорий, как классовость и партийность искусства. В исследовании классовости и особенно партийности искусства как специальной проблемы его теории марксизм (точнее, даже ленинизм) действительно проявил большую энергию и настойчивость.

1. История понятий «класс», «классовая борьба», «классовость»

Нужно иметь в виду, что и понятие класса, и классовой борьбы как движущей силы общественного развития, и понятие партийности не марксизмом, не Марксом и не Лениным, тем более не Плехановым, его не признававшим в отношении к искусству, были изобретены. Сам Маркс об этом неоднократно говорил, всегда утверждая, что классы и классовую борьбу открыли раньше него буржуазные идеологи, французские историки времен Реставрации: О.Тьерри, Ф.Минье, Ф.Гизо.

А термин «класс» еще раньше был введен Вольтером, который писал: «На нашей несчастной планете невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса: богатых, которые повелевают, и бедных, которые им служат»1.

Между прочим, теорию вечности и естественности деления людей на рабовладельцев и рабов разрабатывали еще в античности крупнейшие умы той эпохи, не исключая Платона и Аристотеля, – они считали рабовладельческую цивилизацию вечной. Аристотель, которого Энгельс однажды назвал «Гегелем древнего мира», в своей «Политике» доказывал, что существуют два вида орудий труда: «одушевленные» и «неодушевленные». Рабство – это почти природная реальность, явление естественное, рабы просто существуют, задумываться и спорить тут не о чем1. «Детское», исторически-наивное, а потому и «недосягаемое» и невозвратимое искусство греков, в частности, выразилось и в его полном отстранении от проблемы рабства. Как остроумно заметил Г.Куницын, «классовость здесь воплощалась наиболее определенно как раз в этом явственном, нонеосознанном игнорировании проблемы классов»2. Поэтому, по словам Лессинга, греческий художник «не изображал ничего, кроме красоты»3. По этой же причине Гомер упоминает о рабах мельком и нейтрально. Раб – не человек. Лишь у Еврипида и более поздних писателей появляется проблеск мысли о том, что раб – существо, способное иметь человеческое достоинство.

Марксизм понимал классовость в применении к искусству прежде всего как объективноекачество художественных произведений, которое проявляется независимо от намерений, желаний, воли художника. Маркс писал об этом так: «Не следует только впадать в ограниченное представление, будто мелкая буржуазия принципиально стремится осуществить свои эгоистические классовые интересы. Она верит, напротив, чтоспециальныеусловия её освобождения суть в то же время теобщиеусловия, при которых только и может быть спасено современное общество и устранена классовая борьба. Равным образом не следует думать, что все представители демократии – лавочники или поклонники лавочников. По своему образованию и индивидуальному положению они могут быть далеки от них как небо от земли. Представителями мелкого буржуа их делает то обстоятельство, что их мысль не в состоянии преступить тех границ, которых не преступает жизнь мелких буржуа, и потому теоретически они приходят к тем же самым задачам и решениям, к которым мелкого буржуа приводит практически его материальный интерес и его общественное положение. Таково и вообще отношение между политическими и литературными представителями класса и тем классом, который они представляют»4.

Субъективноосознаннаяклассовость – лишь разновидность этого общего качества. Причем осознанность может проявляться не только в сознательном выражении интересов именносвоегокласса, но и в таких случаях, когда, убедившись в несправедливости его интересов, художник стремится перейти на «общечеловеческую» или «внеклассовую» позицию. Правда, марксисты утверждали, что это чаще всего иллюзия, и такой бунтарь, подобно Л.Н.Толстому, переходит лишь на позиции другого класса или сословия, как трактовал Ленин переход Толстого на позиции «патриархального крестьянства», благодаря чему и счел возможным назвать его «зеркалом русской революции» в своей знаменитой статье.

Маркс и Энгельс считали, кроме того, что в классовом обществе общественное сознание не просто классово (объективно или субъективно), но и что господствующимимыслями являются в таком обществе в каждый данный момент мыслигосподствующегокласса.