Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6. Социол. поэтика.doc
Скачиваний:
80
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
929.28 Кб
Скачать

2. Перспектива развития искусства Плехановская концепция социалистического искусства

Еще Добролюбов в статье «Темное царство» писал о будущем идеальном искусстве: «Свободное претворение самых высших умозрений в живые образы и, вместе с тем, полное сознание высшего, общего смысла во всяком, самом частном и случайном факте жизни – это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый»2.

Этот вывод Добролюбова для марксиста был бы не совсем точен. Идеальное соединение миросозерцания с его образным выражением Маркс находил в классическом искусстве античности. Он называл егонедосягаемымобразцом, который не повторился более в истории искусства. Трудность понимания этого феномена, по Марксу, заключается «только в общей формулировке этих противоречий. Стоит лишь определить их специфику, и они объяснены»3. А теоретическое объяснение такой специфики было дано Марксом на основе трактовки законов развития сознания с историко-материалистической точки зрения. В чем дело? В том, что в классическом античном искусстве произошло полное слияние мифологической формы с мифологическим характером мышления древних греков о мире, и ничего противоестественного здесь нет, ибо древнегреческое искусство могло появиться только «на низкой ступени развития искусств»4Дальнейшее развитие сознания, в том числе художественного, было противоречиво и двойственно, несмотря на все «технические», формальные достижения и ухищрения, которых не было и не могло быть в античном искусстве.

А перспектива (по Марксу и Энгельсу) – «социалистическое искусство», в котором снова, как когда-то в античности, сольются полностью характер мышления о мире и форма искусства.

Теоретически это как будто бы логично. А в реальности – очередная утопия. Тут дело либо в том, что социализм трактуется неверно и сам является очередной утопией, либо в ложности исходного постулата. Но это особый вопрос.

И в теории Плеханова концепция социалистического искусства является столь же слабым местом, как и в марксизме вообще. То, что Добролюбов называл идеалом, пока не достигнуто, – в этом Плеханов был с ним согласен. Основа искусства будущего, социалистического, – в том, что в нем исчезнет противоречие между теоретической и художественной мыслью писателя. Они сольются, как сливались в древнегреческом искусстве образное мышление с мифологическими представлениями о мире. Плеханов в решении этого вопроса самостоятелен, но не оригинален. Произошло совпадениеего выводов с выводами Маркса и Энгельса. Оно вполне объяснимо: это результат применения одного и того же метода исследования.

Поскольку речь идет о плехановской теории искусства, необходимо сделать еще одно-два уточнения.

1) Говоря о классовостилитературы, Плеханов не связывал этого понятия, не сводил его только к политическому и – тем более – к экономическому интересу. Он имел в виду всегда и прежде всегопсихологическуюсторону дела (классовость как выражение определенного типа общественной психологии).

2) Плеханов не принимал и не признавал понятия и термина партийностиискусства и литературы (уточним – именно по отношению к сфере искусства; применительно к искусству о партийности ни в одной своей работе он не написал ни слова). Он в этом не соглашался с Лениным. ВэстетикеПлеханова понятия партийности нет. Есть идейность, тенденциозность, классовость, но не партийность. Это – категория, введенная в арсенал марксистского литературоведения прежде всего Лениным.

В связи с этим возникает вопрос о специфике этих понятий в марксизме.