Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Орбели_Вопросы высшей нервной деятельности.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
1.11 Mб
Скачать

Физиологический институт им. Акад. И. П. Павлова1

К XX годовщине Великой Октябрьской социалистической революции Физиологический институт им. акад. И.П. Павлова подходит с сознанием, что он уже в значительной мере оправдал произведенные на него затраты и стал крупнейшей базой для физиологических исследований во всем Союзе. Ему есть чем гордиться в прошлом, перед ним открываются широчайшие перспективы в будущем. Он внес уже многое в сокровищницу научной мысли; он становится корнем, из которого будет питаться и расти советская физиология, очагом, где не только производятся научные исследования, но еще выковываются кадры новых молодых советских физиологов.

Основание нашего учреждения относится к 1889 г. Оно возникло как маленькая лаборатория для обслуживания личных научных потребностей академика-физиолога. Таковым в то время был акад. И.Ф. Овсянников, который соединял в своем лице и морфолога и физиолога.

Преимущественное внимание он уделял гистологии, и лаборатория была в первую очередь обеспечена всем необходимым для работы в этом направлении. Однако сотрудники акад. Овсянникова, последовательно друг друга сменявшие, Феоктистов, Кулябко и Тур, работали в области экспериментальной физиологии и собрали оборудование для работы в области нервно-мышечной физиологии. В 1907 г., после смерти Овсянникова, в заведывание Физиологической лабораторией вступил новый ее директор, вновь избранный академик Иван Петрович Павлов.

И.П. Павлов принял предложение о вступлении в Академию Наук не без колебаний. Они длились почти целый год. Он чувствовал, что форма, в которой протекала работа большинства старых академиков, в том числе Овсянникова, совершенно не соответствует характеру и размаху его собственной научной работы, что, вступив в ряды академиков на общих основаниях, он заживо похоронит себя и свои научные перспективы. Действительно, это было время, когда он, разработав на протяжении 25 лет учение о работе пищеварительных желез, получив Нобелевскую премию и вместе с ней мировое признание, только что бросил всему миру вызов в форме двух докладов на международных съездах в Мадриде и Лондоне. В этих докладах он сделал заявку на построение «экспериментальной психологии и психопатологии у животных», на «объективное изучение высшей нервной деятельности». Имея в своем распоряжении две больших лаборатории с значительно большей свободой оперативных форм, чем ему могла дать Академия Наук того времени, он уже приступил к реализации своей смелой заявки. Сосредоточив на одном предмете все свое внимание, все материальные ресурсы и весь людской кадр штатных и переменных работников, он принялся за систематическое, организованное, плановое изучение физиологии условных рефлексов в лабораториях Института экспериментальной медицины и Военно-медицинской академии. Уход из этих учреждений, как этого требовал устав Академии Наук того времени, был бы равносилен отказу от научной работы. Он должен был бы запереться в четырех мрачных комнатах с одним научным сотрудником, не связанным с ним ни по школе ни по научным интересам, а вместе с тем и по закону и по традициям неприкосновенным. И.П. Павлов сделал поистине революционный для того времени шаг. Он поставил условием своего вступления в Академию Наук сохранение в порядке совместительства работы в Военно-медицинской академии и в Институте экспериментальной медицины.

Условия И.П. Павлова были приняты Академией, и он, сохранив все прежние возможности, приобрел еще новую небольшую лабораторию, свободную от учебной работы. Двери этой лаборатории он широко открыл (как это было в двух других лабораториях) для всех интересующихся научной работой. Чтобы избежать упрека в корыстолюбии и вместе с тем обеспечить возможность использования Академии Наук как новой базы, он отказался от разницы между ставками академика и профессора и за счет этой разницы создал должность второго научного сотрудника, на которую провел одного из наиболее активных и талантливых молодых пионеров разработки учения об условных рефлексах.

Все комнаты лаборатории были приспособлены для работы по условным рефлексам и пищеварению. Таким образом физиологическая лаборатория была выведена на арену широкой творческой деятельности. По качеству работы она сразу же заняла достойное место среди лабораторий Ивана Петровича Павлова, но теснота помещения и скудный бюджет не позволяли дать делу нужный размах. Положение коренным образом изменилось только после Великой Октябрьской революции, когда В.И. Ленин провел через Совнарком и опубликовал за личной своей подписью декрет о необходимости поддержания исследовательской работы И.П. Павлова, о создании специальной комиссии по обеспечению этой работы и об особых ассигнованиях на эти цели. Было улучшено материальное положение сотрудников, увеличены штаты, и бюджет и размах работ начали расти. В 1925 г. лаборатория переезжает в новое здание, где занимает уже целый этаж, свыше двух десятков комнат.

С этим совпадает уход И.П. Павлова из Военно-медицинской академии и концентрация его внимания на работах в лаборатории Академии Наук.

В лаборатории развертывается большая и оживленная научная работа, бурно развивающаяся с каждым годом. Лаборатория переименовывается в Физиологический институт; быстро растут бюджет и штат; Институт обогащается сложными физиологическими приборами и инструментами, в том числе специальными звуконепроницаемыми камерами для работ по условным рефлексам. В Институте работают не только штатные сотрудники, но и целый ряд внештатных, в том числе приезжие из периферических вузов и лабораторий. Таким образом Институт начинает играть важную роль в под­готовке кадров физиологов в сложной области учения о высшей нервной деятельности.

В связи с тем, что в Институте разрабатывается исключительно проблема условных рефлексов, и в связи с огромными успехами в этой области Институт переименовывается в 1935 г. в Институт высшей нервной деятельности, причем при нем начинают организовываться вспомогательные лаборатории для помощи в деле разработки основной ведущей проблематики.

По принятой у И.П. Павлова системе, работы велись в нескольких лабораториях без строгого разделения тематики. Поэтому невозможно говорить о деятельности и достижениях Института высшей нервной деятельности вне связи с другими Павловскими лабораториями. Но можно смело утверждать, что в общей сумме работ, составивших грандиозное учение Павлова об условных рефлексах, оправдавших его смелые предсказания 1903 г., значительная доля является результатом деятельности физиологической лаборатории Академии Наук. В разгаре напряженной работы в феврале 1936 г. умирает Иван Петрович Павлов.

Кончина величайшего физиолога нашего времени явилась тяжелым ударом для советской науки и в особенности для возглавлявшегося акад. И.П. Павловым Института. Руководство Институтом высшей нервной деятельности и продолжение работ и развитие наследства И.П. Павлова были возложены на акад. Л.А. Орбели. В это время в Москве в системе Академии Наук под руководством акад. Л.А. Орбели работала Лаборатория физиологии человека и животные Президиум Академии Наук постановил слить лабораторий G Институтом высшей нервной деятельности в один Физиологический институт имени акад. И.П. Павлова. К концу 1936 г. в основном были закончены работы по реорганизации Института, и в настоящее время Физиологический институт Академии Наук представляет собой мощное учреждение с квалифицированным штатом сотрудников, оснащенное всем сложным оборудованием, присущим современным физиологическим методам исследования, с большими возможностями и широкими научными перспективами.

По своей структуре Институт слагается из двух секторов – Сектора высшей нервной деятельности и Сектора эволюционной физиологии. Кроме того, в состав Института входят две лаборатории (биохимическая и гистологическая) и ряд вспомогательных учреждений (библиотека, механическая мастерская, фото-кино-лаборатория, виварий для разнообразных животных).

Институт располагается в трех этажах, занимая площадь около 4000 кв. м. Штат Института состоит из 81 чел., из них научных работников 42 чел.; из числа сотрудников 13 чел. имеют степень доктора наук, 17 чел. степень кандидата. Кроме того, в ближайшее время должны получить кандидатскую степень еще 6 чел.

По своему оборудованию Физиологический институт стоит на уровне самых совершенных физиологических учреждений как советских, так и европейских и американских. В Институте культивируется высокая техника хирургического эксперимента, для которого созданы прекрасные операционные и клиники для животных. Электрофизиологические работы по органам чувств, работы по высшей нервной деятельности, вегетативной нервной системе и т.д. обеспечены приборами высокого качества и высокой ценности.

Основные проблемы, которыми занят Институт, слагаются из следующих разделов. В развитие и в продолжение работ, начатых при жизни И.П. Павлова, в плане Института стоят вопросы о соотношении процессов торможения и возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, типы нервной системы, свойства анализаторов, сравнительная физиология условных рефлексов, вопросы о рецепторной функции животного организма, и т.д. В проблематику Сектора эволюционной физиологии включены исследования, касающиеся роли автономной нервной системы в регуляции функционального состояния органов и тканей, темы, анализирующие регенеративную потенцию нервной системы, вопросы о химической природе передачи нервного импульса, вопрос об эволюции локомоторного акта, изучение фило- и онтогенетической эволюции крови, изучение водно-солевого обмена и т.д.

Все эти разделы интенсивно разрабатываются сотрудниками Института. Результаты работ Института были освещены на совещании по биологическим проблемам и по проблемам высшей нервной деятельности в феврале 1937 г. и в ряде докладов сотрудников Института на Всесоюзном съезде физиологов в октябре 1937 г.

Таким образом, возникший в результате слияния двух школ Институт в настоящем своем виде представляет организацию, для которой созданы все необходимые условия, чтобы поддерживать знамя советской физиологии, так высоко поднятое покойным И.П. Павловым.

Основную свою задачу Институт видит в том, чтобы создать не только механическое объединение в одном учреждении работы различных групп Павловской школы, но обеспечить возможный синтез течений, выросших из основных установок Ивана Петровича. Действительно, учение Ивана Петровича о высшей нервной деятельности, по его представлению, должно было явиться той объективной физиологической канвой, на которую когда-то в будущем придется разложить все многообразие сложного субъективного мира человека. Иван Петрович сумел до деталей и во всей широте охватить объективным изучением высшую нервную деятельность собаки. Он сделал первый шаг в деле изучения высшей нервной деятельности обезьяны и человека. Нам он завещал отыскание путей для изучения того специального и более сложного, что отличает деятельность человеческого мозга от мозга лабораторных животных, в первую очередь речевой функции и пользования высшими сигнальными системами. Нам он оставил трудную задачу сопоставления объективного и субъективного материала и создания единого материалистического учения о мозговой деятельности человека, учения, в котором не было бы существующего еще ныне разрыва между физиологией и психологией. Создав учение о типах нервной системы, Иван Петрович оставил нам интереснейшую проблему выяснения интимных причин этого различия типов. Все эти проблемы могут быть разрешены лишь путем объединения работы всех сил и течений, которые влились теперь в Физиологический институт им. И.П. Павлова, чтобы про­должить и развить начатое им великое научное дело.

Рост и развитие Института неразрывно связаны с бурным развитием нашей страны за 20 лет существования Советской власти. Благодаря заботам партии и правительства, Институт обладает огромными материальными возможностями. Дело чести сотрудников – дать социалистической родине высокие по качеству исследования в области физиологии. К этому обязывают высокое звание советского ученого и имя акад. И.П. Павлова, которое украшает фронтон здания Физиологического института Академии Наук СССР.