Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты по ИОГП.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.15 Mб
Скачать

82. Система судоустройства по Уставам 1864 года.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые уды и съезды мировых судей.

К общим - окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные палаты (по гражданским и уголовным делам), распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовал юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Обычно судебный орган совпадал с территорией губернии. «Отцы» судебной реформы объясняли такую судебно-территориальную структуру сочетанием мировой и общей юстиции, а также недостатком квалифицированных юристов для создания общих судов в каждом уезде. При такой структуре все уездное начальство было лишено возможности оказывать на судей какое-либо влияние.

Именно в окружных судах рассматривалась основная масса судебных дел как уголовных, так и гражданских. Те уголовные дела, которые подсудимому грозили наказанием, связанным с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей.

Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение состояло из двух частей - коронного суда и суда присяжных заседателей. В заседаниях участвовало не менее трёх коронных судей (председатель и два члена).

Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Судебным заседанием руководил председатель коллегии коронных судей (судебных чиновников). Он же по окончании судоговорения делал заключение и ставил вопрос перед присяжными. Затем коронные судьи уже без участия присяжных определяли меру наказания и выносили приговор. На суд присяжных предлагались дела "о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединённые с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ". Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт ("виновен", "невиновен" или "виновен, но заслуживает снисхождения"). На основании вердикта суд выносил приговор, то есть определял меру наказания или прекращал дело. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенате только в случае нарушения законного порядка судопроизводства или обнаружения новых обстоятельств по делу. Сенат имел право кассации (отмены или пересмотра) судебных решений. Для этого в его составе были учреждены кассационно-уголовный и кассационно-гражданский департаменты. Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение "прямого смысла Законов", просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решённое в низших инстанциях с нарушением установленного порядка. Основное отличие кассационного порядка обжалования судебных решений и приговоров от апелляционного порядка обжалования в России состояло в том, что поводом для кассации являлись процессуальные правонарушения.

Русское общее уголовное законодательство не знало высшей меры наказания. Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смертной казни.

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закреплённых за ними участках. Институт не входил в состав прокуратуры, а был причислен к окружным судам и пользовался правом несменяемости.

Приговоры окружных судов с присяжными заседателями и приговоры судебных палат считались окончательными. Они могли быть обжалованы или опротестованы (прокурором) в кассационном порядке в Сенат. Приговоры Сената и Верховного суда могли отменяться только в порядке помилования императором.

Вступившие в законную силу приговоры исполнялись полицией.

Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке упрощённого судопроизводства. Он включал в себя, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей. Мировой судья избирался земскими собраниями, а в Москве, Петербурге и Одессе - городскими думами сроком на три года. Мировым судьёй мог быть избран или назначен только местный житель, не моложе 25 лет, не состоящий под судом и следствием, имеющий высокий образовательный и имущественный ценз. Достаточно высокий, ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших классов. Имущественный ценз несколько понижался только для отставных офицеров. Кроме того, занимать должность почётного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли себе позволить только состоятельные люди. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда), список кандидатов в мировые судьи предварительно санкционировался губернатором. После выборов мировые судьи утверждались на три года в должности Сенатом. Статья 19 Устава представляла возможность баллотироваться в мировые судьи не только имевшим собственность, но и тем, чьи родители или жена владели "хотя бы и в разных местах землёй вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания…или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тысяч рублей"1. Принцип несменяемости судей обеспечивает независимость суда от администрации и является одним из основных начал правильного судебного устройства.

Мировые судьи разбирали гражданские иски на сумму до 300 рублей, рассматривали дела по личным обязательствам и договорам, дела, связанные с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, иски за оскорбление и обиду, дела об установлении права на владение, и мелкие правонарушения в уездах и городах. Мировой судья мог приговаривать виновных к денежному штрафу не свыше 300 рублей, аресту до 6 месяцев и к заключению в тюрьму на срок до одного года. Споры о праве собственности на недвижимое имущество были у мировых судей изъяты. В мировом суде рассмотрение дел осуществлялось в упрощённом порядке без разделения на стадии, и в нём соединялись следователь, обвинитель и судья. Здесь допускалось примирение сторон, чему должен был способствовать сам судья.

Предварительное расследование проводилось полицией.

В качестве доказательств в мировом суде служили: показания истцов, ответчик, потерпевших, свидетелей, письменные доказательства, присяга, показания окольных людей (соседей, знакомых, односельчан).

Соединённые департаменты решили окончательно вопрос о том, что мировой судья в своей деятельности должен руководствоваться законом, а не обычаем. "Оценка предоставляющихся в деле доказательств производится им по совести и лишь разрешение юридического вопроса в деле не может противоречить закону". Местные обычаи можно применять мировому судье "лишь в тез случаях, когда применение их дозволяется законом, или в случаях, неразрешённым в законе". Используя обычай в решении дела, судья не обязан для его подтверждения приглашать местных жителей (как это предусматривалось проектом устава), поскольку, по мнению

Государственный Совет окончательно постановил, что жалобы на решения мирового суда подаются в адрес мирового съезда.

Чётко были обозначены основания для отмены решений мировых судей. Среди них: а)когда мировой судья решит дело, ему не подсудное, или не удовлетворит ходатайство о справедливом отводе; б)когда судья без вызова обвиняемого в суд; в) когда он определит наказание за такое деяние, которое по закону не признаётся преступным или погашено давностью, примирением или вошедшим в силу судебным решениям; г) когда в приговоре нет оснований и законов, "по которым он постановляется"; д) если судья назначит меру наказания выше означенной в законе.

Решения мирового судьи можно было обжаловать в уездном съезде мировых судей.

На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых мировыми судьями.

Анализируя статус мировой юстиции, нельзя не обратить внимание на то, что мировой суд, с одной стороны, был обособлен от общей судебной системы, а с другой - подчинён высшему судебному органу - Сенату. Такое противоречие объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов судебной системы России. Славянофильские мировоззрения, доминировавшие первоначально, отступили перед традиционным взглядом на суд как на орган, призванный разрешать споры на основании закона.

Система общих судов дополнялась также судебными палатами. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии "сословных представителей", в числе которых были губернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернского города и волостной старшина. Сословные представители заседали в одной коллегии с коронными судьями (чиновниками), что фактически сводило к нулю роль этих представителей.

Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей и могли заново, в полном объёме и по существу, рассматривать уже решённое дело. Также судебные палаты выступали в качестве суда первой инстанции по наиболее важным делам, прежде всего по делам о государственных и должностных преступлениях, некоторых преступлениях против порядка управления. К ведению судебной палаты были отнесены и некоторые преступления против веры. Производство дознания по государственным преступлениям велось, как правило, жандармерией, предварительное следствие - одним из членов судебной палаты. Для рассмотрения указанных дел судебной палатой в качестве первой инстанции к членам уголовного департамента присоединялись губернский предводитель дворянства той губернии, где была учреждена палата, один из уездных предводителей дворянства, один из городских голов и один из волостных старшин, то есть сословные представители.

Председателей и членов судебных палат и окружных судов утверждал император, а мировых судей - Сенат.

Судебные уставы вводили институт присяжных поверенных - адвокатов для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе, и судебных следователей. Впервые в России вводится нотариат, для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг и т.д.

Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов.

Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при которых состояли.

Большое значение для утверждения новых демократических принципов судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзора дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах.

В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся принцип несменяемости.

Таким образом, судебная реформа создала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и представление о законности и правосудии.

Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, ходом следствия и местами лишения свободы. Прокуратура, возглавляемая генерал-прокурором, состояла при общих судебных органах и Сенате. Прокурорские должности замещались из лиц, отвечавших требованиям особой политической благонадёжности.

Таким образом, можно обобщить: Реформой 1864 года была установлена следующая система судов: суды с избираемыми судьями – мировые судьи и съезды мировых судей – и суды с назначаемыми судьями – окружные суды и судебные палаты. Каждый уезд с входившим в него городом, а в ряде случаев и отдельно крупный город составляли мировой округ, делившийся на несколько участков. Каждый из них имел одного участкового, мирового судью и одного почетного. Мировые судьи – участковые и почетные – избирались на три года местными органами городского и земского самоуправления (уездными земскими собраниями и городскими думами) из числа лиц, проживавших в данной местности и имевших определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный ценз (имущественный ценз определялся недвижимой собственностью не менее чем в 15 тысяч рублей или равнялся двойному земскому земельному цензу).

Законы " О внутреннем устройстве судебных мест", "О наказании судебным местам", "О порядке снижения судебных мест и должностных лиц судебного ведомства" регулировали организационно-распорядительную деятельность должностных лиц юстиции. Подробно определялся приём, увольнение и перемещение должностных лиц судебного ведомства. В их чёткой организации усматривали гарантии независимости в деятельности чиновников юстиции, законность выносимых ими решений. Так, констатировалось, что председатели, товарищи председателей, члены судебных мест, включая следователей, назначаются монархом по представлению министра юстиции. Они не могут быть ни увольняемы без прошений, ни переводимы из одной местности в другую без из согласия. Судебные следователи переводились из одного участка в другой по постановлению общего собрания отделений окружного суда с представления прокурора этого суда, утверждённого министром юстиции. Определялись жёсткие условия для замещения судейских должностей. В частности, членами окружного суда могли назначаться лица, прослужившие по судебной части не менее трёх лет в званиях, не ниже секретаря окружного суда, присяжные поверенные со стажем не менее десяти лет, имевшие "свидетельство судебных мест, при которых они состояли, о точном, исправном и безукоризненном отношении к своим обязанностям. В столь жёстких условиях проглядывалось недоверие к адвокатуре.

Судебная реформа 1864 года осталась незавершённой. Не был реформирован Сенат - высшая судебная инстанция. Для разбора мелких уголовных дел и конфликтов в крестьянской среде был сохранён сословный волостной суд. Последнее отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со "Сводом законов" часто был бы бессилен рассудить крестьян. Волостной суд, состоявший из крестьян, судил на основании существующей в данной местности обычаев. Однако он был слишком подвержен воздействию со стороны зажиточных верхов деревни и правительственной администрации. Волостной суд, а также мировой посредник имели право телесных наказаний, которые просуществовали до 1904 года.

В волостных судах ещё более ярко проявился сословный, специальный порядок судопроизводства: кандидатов в волостной суд отбирал земский начальник (с 1889г.), волостные суды должны были в своей деятельности подчиняться правилам, установленных для волостных старшин (то есть администрации), земские начальники могли ревизовать и наказывать волостных судей.