Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия (конспект лекций).doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
807.94 Кб
Скачать

Лекция 17. Техника как объект философского анализа

Из истории изобретения техники. Сущность техники как предмет познания

1. Из истории изобретения техники. Достаточно традиционным является утверждение, что техника появляется с возникновением человека и, наоборот, человек появляется только в процессе использования орудий труда, точнее говоря, в процессе их использования и совершенствования.

В этом случае техника есть нечто сугубо социальное. В природе техники нет, в обществе она есть. Техника возникает только в границах социального бытия и нигде более существовать не может. В связи с этим возникает вопрос: как законы техники и законы природы должны сочетаться в законах социокультурного развития человека? Развитие технореальности есть процесс создания искусственной реальности. И техника и культура искусственны по своему происхождению и сущности. Техника предполагает культуру, а культура с необходимостью предполагает технику. Всякая культура должна обладать определённой техникой, чтобы быть эффективной. Всякая техника предполагает некоторую необходимую технологию производства культуры, в рамках которой она существует.

Древнегреческое слово «тэхнэ» означает искусство, искусность. Закон Искусства (Искусства именно с большой буквы) является абсолютным и универсальным законом творчества Вселенной. В этом законе сочетаются творчество, прогресс и реальность, возможность и действительность. Участие в таком вселенско-творческом процессе Н. Бердяев называл божественным сотворчеством или теургией.

Искусственность технического мира есть способ существования «второй природы», второй реальности, которая строится отчасти по законам технического конструирования и отчасти по законам Вселенной. Вместе с тем, являясь мощным средством изменения и создания новой природы, техника одновременно выступает как средство эксплуатации и разрушения природы. Здесь первичным оказывается её неустранимое негативное свойство – уничтожать природу. Это её фундаментальная черта.

По мнению М. Хайдеггера, уже в трудах античного философа Парменида был осуществлён выбор пути развития человечества через беспощадную и уничтожительную эксплуатацию природы, через бесконечное ускорение технического прогресса, не контролируемого никакими моральными нормами. Сам же технический прогресс как явление характеризует не столько саму технику, сколько сущность человека, исторические перспективы и границы человеческой цивилизации. Человек как Homo sapiens появляется на исторической арене именно в качестве «человека технического» – Homo tehnicus, который создает технику, техническую цивилизацию. В результате он вынужден подчиняться законам существования этой техногенной цивилизации. Возникает новое техническое бытие человека, сущность которого ещё предстоит определить.

Технический прогресс в наши дни начинает перерастать в новое, качественно иное состояние, окончательные характеристики которого ещё не совсем ясны. Максимально настораживают возможные негативные следствия неуправляемого технического процесса, всё более неожиданным образом набирающего темпы. Это требует философского осмысления, способного отразить фундаментальные основания этого процесса, понять его ожидаемые следствия. Именно в связи с этим во второй половине ХХ века в различных философских системах появляется термин «философия техники». Он служит для обозначения особой области исследования, связанной с социальной ролью техники в историческом развитии человечества. Философия техники сегодня, в эпоху информационных технологий, приобретает новый уровень исследования природы социального развития.

2. Сущность техники как предмет познания. Техника как исходное понятие требует достаточно чёткого определения его содержательного значения. При этом возможны следующие варианты:

  1. техника как система искусственных средств, органов деятельности общества;

  2. техника как опредмечивание в материале новых человеческих возможностей;

  3. техника как составная часть производительных сил общества.

Таким образом, техника изначально двойственна по своей природе. С одной стороны, она является веществом природы, с другой – она есть продолжение естественных работающих органов человека. Древнегреческое слово «органон» означает инструмент, орудие, средство.

Техника есть создание целостной многослойной системы инструментального воздействия на природу. Человек познаёт мир только посредством технического воздействия на него. Техника создаёт пространство всеобщего инструментализма человеческой практики. Но признавая этот факт, необходимо на каждом новом уровне исторического развития общества находить разумное соотношение техногенности и гуманитарности. Это даст возможность понять логику (технологию) развития современного общества, которая может быть представлена следующим образом:

а) способ организации и воспроизводства жизни общества;

в) единство социальных и технологических основ бытия человека;

в) единство социогуманитарных и техногенных проблем развития;

г) возможное единство техногенности социума и принципов организации вселенной.

Техника из средства воздействия на окружающий мир сама становится миром техники, то есть техносферой. И уже не природа, а техносфера становится сферой непосредственной средой обитания человека, следовательно, она нуждается в новых инструментах воздействия и регулирования. Это приводит к тому, что должна появиться техника как орудие воздействия на технику. Её появление открывает начало процесса умножения и усложнения структуры техносферы. Существует взаимозависимость между темпами развития техносферы и изменением адаптационных возможностей человека. Следовательно, должен существовать закон гармонического соответствия темпов развития техносферы и темпов адаптации человека к новым техногенным условиям. Именно в этом должна проявляться техническая мудрость, состоящая в запрещении изобретать и производить технические орудия и средства убийства. Как и политика, техника должна быть подчинена этике.

Исходя из этого можно сделать следующие выводы:

1. Техничность есть не только проявление искусственно созданных машин и механизмов, но и проявление интеллектуальности, философичности, мудрости.

2. Техника не надчеловечна и не надморальна, техника в своей сущности есть проявление внутренних философско-нравственных начал человека. Техника есть античеловеческий мир, есть реализация разрушительных начал человеческой души.

3. Технотронный мир по своей структуре субъективен. Субъективная структура есть способ его организации и функционирования.

Гармония или антагонизм мира человека и мира техники зависят от их внутренней совместимости. Появление новых видов техники вызывает к жизни появление новых видов психологической совместимости человека и техники. Возникает очень важный вопрос: может ли возникнуть такой вид техники, который принципиально несовместим с человеком? Если да, то, очевидно, можно полагать, что именно психологическая несовместимость человека и техники является основой для социальной дисгармонии. Усложнение мира техники неизбежно ведёт к нарастанию психологической несовместимости человека и техносферы, а тем самым к неминуемой психотехнической катастрофе.

Техника есть потенциальная и реальная власть над окружающим миром, выраженная формулой: кто владеет техникой, тот владеет властью. Техника даёт двойную власть и над природой, и над самим обществом. Поэтому вопрос осуществления власти над техникой есть принципиальный вопрос всякой политической организации.

Сегодня, как и во все времена, техника является своеобразным концентратом объективной силы Вселенной, которую общество способно реализовать. В зависимости от выявления и оценки технической потенциальности определяется историческая сила общества, уровень его развития. Эта мысль К. Маркса находит своё подтверждение в процессах становления современной ноотехносферы в развитых странах, живущих в эпоху индустриально-, техно-, авто-, роботокомпьютерного способа воспроизводства своего социального бытия.

Философия ноотехники есть современное глобальное научное направление, объективно определяемое длительным многотысячелетним осмыслением сущности феномена техники. Особый вопрос в данном отношении заключается в определении отношений философии ноотехники и гуманитарной философии. Если рассматривать законы развития техники только как чисто техногенное явление, то и логика развития техники становится надчеловеческой, понять которую не под силу человеческому рассудку. Более плодотворно в плане познания – это признание многомерности и неоднозначности соотношения между философией ноотехники и гуманитарной философией. Философия ноотехники – есть по существу философия человека, исторически ориентированного на создание оптимальной, искусственной, рациональной среды. Следовательно, будет более правильным постановка вопроса не о технике вообще, а о «человеческой ноотехнике». Гуманитарная философия есть высший синтез всех возможных точек зрения на человека, в том числе и в философско-техническом аспекте. Но проблема состоит в том, как этот синтез осуществить, каким может или должен быть философско-научный синтез современного технического знания? Философия техники рассматривает сложный комплекс социогуманитарных вопросов, связанных одним общим источником техногенного происхождении, пытаясь выделить взаимоопределяющие линии воздействия человека на технику и техногенных факторов на человека и общество.

Таким образом, философия ноотехники есть новая область философско-научного знания, где техника является предметом систематического и системно-целостного исследования.