Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия (конспект лекций).doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
807.94 Кб
Скачать

Лекция 10. Учение о «бытии». Общая характеристика

Понятие «бытие» в истории философской мысли. Движение как способ существования материи. Пространственно-временной континуум как форма бытия. Проблема единства мира в истории философии

1. Понятие «бытие» в истории философской мысли. Бытие является фундаментальным понятием философии. Его мыслят в двух значениях: во-первых, бытие – это мир в целом, его прошлое, настоящее, будущее, и, во-вторых, бытие как исходное начало, «абсолютное бытие» или просто Абсолют. Понятие «бытие» было введено в философию греческим философом Парменидом, который выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия-первоначала мира. Для учёных древности естественные начала нашего мира выступают в форме отвлечённых, образных конструкций человеческого ума, или стихий, названных «земля», «вода», «огонь», «воздух». Причём одна из стихий могла приниматься за исходную, фундаментальную. Эти стихии пронизываются, связываются и наполняются особой энергией. Греки называли её «пневмой».

Диалектический подход к пониманию бытия впервые применил Гераклит из Эфеса. Он рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении. Ученик Сократа Платон указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделил «истинное бытие» – «мир объективно существующих идей», вечных, неизменных и прекрасных, и «кажущийся», чувственный мир земных вещей и предметов – бледная копия истинного бытия, где властвует рождение и смерть. Помимо этого, по мнению Платона, есть бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании.

В средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие» – бытие Бога, и «неистинное», сотворённый Богом мир. Философы-материалисты XVII–XVIII вв. нередко связывали понимание бытия с физической реальностью (природой), что приводило к «натурализации» бытия. Новое время и классическая немецкая философия развили и углубили понимание бытия, выделив такие философские категории, как «субстанция». Абсолютное «Я», «объективно развивающаяся идея» и т. д. ХХ век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.

В целом же, рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия, существования и не существования, а также выявлением сущности всего того, что обладает этим качеством – качеством быть, существовать, занимается особая дисциплина – «онтология». Это отдельная область философских знаний. Термин «онтология» означает «учение о сущем». В философии оно употребляется с XVIII века.

В философии существует достаточно много концепций бытия. Из них наиболее известны космогоническая, социологическая и экистенцианальная. Если в первой речь идёт об объективном бытии природы, то во втором об общественном бытии, в третьем – о персональном бытии человека. Но все эти деления весьма условны, так как мир есть единое целое, которому принадлежит и человек как космическое существо.

2. Движение как способ существования материи. Для материалистов понятие «бытие» неразрывно связано с понятием «материя» как объективной реальности, данной человеку в ощущениях его. Оно встречается впервые в философии Платона. Термин «материя» имеет немало определений в разных школах материализма. Способом существования материи выступает движение в своих различных проявлениях. Движение – это способ существования материи. Оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Но кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями целого происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объекта. Изменение обозначается в философии понятием движения. В современной философии понятие движения истолковывается в широком смысле как представление о любом изменении.

Движение характеризуется такими признаками, как всеобщность, универсальность, противоречивость, атрибутивность, абсолютность и непрерывность. Одни видят основное противоречие в возникновении и уничтожении, другие – в противоречии пространства и времени, третьи – в противоречии устойчивости и изменчивости. Процессы, связанные с преобразованием качества, с появлением новых качественных состояний, характеризуются как развитие.

Выделяются две разновидности процессов развития. Первая – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определённого вида её организации. Вторая разновидность – это процессы перехода от одного уровня организации материи к другому.

Развитие также подразделяется на прогресс, при котором имеет место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, и регресс, когда движение происходит в обратном направлении, от наиболее совершенных и развитых форм к менее совершенным.

3. Пространственно-временной континуум как форма бытия. Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия материи, её важнейший атрибут, характеризующий протяжённость материи, её структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – это форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время – это формы бытия материи. Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время являются формами, которые его организуют. Материя не существует вне этих форм, но само пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Отделение их от материального мира возможно лишь в процессе абстрагирования.

В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальники субстанциональной концепции – Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) – трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввёл представление о реальном существовании пустоты как вместилища совокупности атомов. Пространство, согласно Демокриту, объективно, однородно, бесконечно.

Что же касается времени, то Платон отождествлял его с вечностью – эта чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему, оно есть вместилище событий.

Противоположное Демокриту понимание пространства было сформулировано Аристотелем. Он отрицает существование пустоты как таковой и утверждает, что пространство неоднородно и конечно, оно есть система естественных мест, занимаемых материальными телами.

Аристотель утверждал, что как в движении, так и во времени всегда есть некоторое «прежде» и некоторое отличное от него «после». Именно в силу движения мы распознаём различные, не совпадающие друг с другом «теперь». Время оказывается ничем иным, как последовательностью этих «теперь», их сменой, перечислением, счётом, числом движения в связи предыдущего и последующего.

На протяжении XVIII – XIX вв. субстанциональная концепция – концепция абсолютного пространства и времени – стала ведущей как в философии, так и в естествознании. По своему существу эта концепция была метафизична, так как разрывала связь движущейся материи, пространства и времени. Получалось, что могло существовать чистое пространство вне материи и времени, абсолютно не связанное с материальными процессами. Пространство и время выступали как пустые вместилища вещей и событий.

Названная концепция была преодолена в ходе развития науки в XIX–XX вв. В специальной теории относительности А. Эйнштейна было установлено, что геометрические свойства пространства и времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжёлых объектов геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Общая теория относительности показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем.

Основными свойствами пространства и времени являются бесконечность и неисчерпаемость пространства и времени, трёхмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени. Однако эти свойства пространства и времени проявляются лишь в условиях привычного для нас макромира. Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума. Выделяются специфические проявления пространства и времени как в микромире, макромире и мегамире, так и в живой и социально организованной материи. Специально анализируются биологическое время, психологическое время, социальное пространство и время. Объективность пространства и времени означает, что они существуют независимо от возможности их восприятия или отсутствия таковой человеком.

Свою специфику имеет социальное время, которое, в отличие от биологического и планетарно-космического, протекает неравномерно. В XX столетии научно-техническая революция «спрессовала» социальное пространство и неимоверно ускорила бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения из одного её конца в другой теперь измеряется часами, что было немыслимо ещё в прошлом столетии.

В сложной структуре социального времени выделяется временная компонента индивидуального бытия конкретных людей, социальных коллективов, отдельных сообществ, наций, государств, всего человечества. Время и темпы жизни каждого из них различны и имеют свою специфику.

4. Проблема единства мира в истории философии. Мир бесконечно разнообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Это удивительное многообразие отдельных вещей, предметов и явлений, казалось бы, ничем не связанных между собой, на самом деле представляет единое целое, пронизанное универсальной взаимосвязью всего со всем.

Проблема единства мира является одной из древнейших проблем в философии. Её решение напрямую зависит от мировоззрения философа. В идеалистической философии возможны различные позиции. С одной стороны, утверждается единство мира на основе вселенской духовности (идеалистический монизм), с другой, – такое единство может отрицаться. Сторонники материализма утверждают, что единство мира заключается в его материальности, порождающей всё многообразие сущего (материалистический монизм). Они признают в качестве доказательства этого положения общественную практику и науку, природа которой предельно рациональна.

Начиная с XVIII века, когда наука окончательно оформилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности, появилась возможность с её помощью отстаивать единство мира, не прибегая к потусторонним силам. Например, теория Канта–Лапласа, объясняющая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной системы. Закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения. Теория клеточного строения живых организмов позволила структурно объединить всё живое, а периодическая система Д. И. Менделеева связала воедино все химические элементы.

Особо надо отметить теорию происхождения видов Ч. Дарвина. Она не только объяснила единство многообразия всего живого, но и приоткрыла возможности для понимания природы человеческого сознания, неразрывно связанного с живым веществом. Данная теория сделала возможным изучение природы как единого целого, в систему которого встроен человек. Создание теории относительности и квантовой механики в XX веке существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един и всё в нём взаимосвязано. С точки зрения современной теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне это ничто иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Однако XX век вошёл в историю человечества не только как век, отмеченный великими научными открытиями и свершениями. Он знаменовал собой некий духовно-психологический разрыв между миром и человеком, начало которому было положено во времена новоевропейской научной и культурной революции XVI – XVII вв. Это было, по выражению известного историка науки А. Койре, «разрушение космоса», т. е. целостного восприятия мира, что способствовало утверждению в сознании европейцев механистических воззрений. Мир стал восприниматься как огромный сложный агрегат, лишённый какой-либо целесообразности. Он перестал существовать как целостная живая система, отмеченная органичным присутствием в ней человека. Возобладало мнение, что человек приходит в этот мир только для того, чтобы преобразовать его на разумных началах и приспособить для своих нужд, а не просто понять и обжить. Разорвав подобным образом свою родовую «пуповину» с матерью-природой, человек «покинул» её, противопоставив себя природному окружению, что обусловило формирование европейской ментальности, которая существует и поныне, – ментальности ненасытных потребителей.

Со времён Рене Декарта и Исаака Ньютона мир рассматривался как объект познания, безразличный по отношению к познающему его субъекту. Считалось, что подобная методологическая установка даёт возможность бесстрастно анализировать объект, т. е. мысленно его расчленять, описывать и классифицировать. Знание о предмете познания, добытое подобным образом, обладало рядом преимуществ, но и таило в себе до поры, до времени свой главный недостаток. Предмет был полностью исключён из многообразных связей мира и переставал восприниматься как его органическая часть. Это «грехопадение» науки означало становление классической рациональности европейского типа, что обусловило не только «изгнание» человека из мира, но и разделило науку и образование на две независимые составляющие – гуманитарную и естественно-научную, ничем между собой не связанные. Каждая из них обладает собственным статусом, языком и средствами воздействия на человека. К исходу второго тысячелетия нашей эры противостояние между ними не только не исчезло, а наоборот, многократно углубилось и расширилось.

Чтобы обрести сегодня утраченную связь с миром, восстановить целостность бытия, которая характеризовала космическое мироощущение наших далёких предков и нашла своё воплощение в тысячелетнем опыте первобытных культур, античности и средневековья, человек должен изменить себя, свое сознание и мироотношение.

Целостность, как внутреннее единство бытия мира – проблема фундаментальная и всеобъемлющая. Это в полной мере отвечает современному целостному восприятию мира и креативным установкам постнеклассической науки конца XX – начала XXI века, которая характеризуется междисциплинарным подходом, объединяющим строгие математические и физические модели постижения действительности с наукой об обществе. В ней мир представлен как неравновесная, динамическая, сложнорегулируемая система, во многом зависимая от деятельности человечества.

Одной из фундаментальных теоретических составляющих постнеклассической науки является идея глобального эволюционизма – универсального процесса – организующего начала мирового порядка. Это понятие современной научной методологии, фиксирующее переход от «плоского» эволюционизма (изучение развития на одном уровне только как процесса) к системному видению, где развитие не просто поток необратимых изменений, а связь уровней и ступеней исторического процесса.

Глобальный эволюционизм стремится преодолеть разрыв между развитием как процессом и как определённой структурой, системой изменений. Он включает в себя четыре типа эволюции: космическую, химическую, биологическую и социальную, объединяя их генетической и структурной преемственностью. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и технике, одной из его целей явилась потребность интегрировать естественно-научное, обществоведческое и гуманитарное знание. В этом своём качестве концепция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего в себе научные, методологические и философские основоположения. Человек в этом процессе выступает как его активный участник, способный, опираясь на мощь своего разума и достижения современной техники, направлять и осознавать универсальную эволюцию, быть ответственным за неё в эпоху Ноосферы.

Под ноосферой понимается такой тип материальной системы, которая охватывает гигантский, всепланетарный процесс. Ноосферность предполагает решение высших организационных задач жизнедеятельности человечества, идею сознательной и разумной регулируемости природно-космического порядка. Гуманистический пафос понятия ноосферы особо значим. Он заставляет задуматься о «всепланетарных последствиях» общественного прогресса, развития науки и техники. Целостность мироздания, космопсихология человека как универсальные характеристики глобального, великого эволюционного процесса дополняются понятием «коэволюции», обозначающим новый этап согласованного существования природы и человека.

Если в классической науке и философии человек и мир противопоставлены друг другу, то сегодня методологическая установка иная – «Человек в мире» и «Мир в человеке» (целостный подход). Можно предположить, что подобная методология способна помочь человеку преодолеть дезинтеграцию с миром, т. е. исцелиться. Неслучайно «исцеление» происходит от слова «целый».

Современный рационально мыслящий человек, окончивший обычную школу, страдает всеобщим недостатком – у него совершенно отсутствует целостное восприятие мира. Его представления о нём фрагментарны и разрозненны, так как почерпнуты из различных областей научного знания и культуры, ничем практически не связанных в силу существующих междисциплинарных перегородок. Подобная ущербность становится особенно опасной сегодня, когда человек вступает в новую фазу своего развития, где наряду со стремлением к коллективной идентичности наблюдается резкое ослабление зависимости человека от традиционных форм господства всеобщего: норм, происхождения, традиций и т. п. Создаются условия для развития совершенно нового типа социальных систем, объединений, культур. Они охватывают все стороны современной жизни общества – от семьи как первичной ячейки общества до отношений между человеком и социумом, человеком и природой. Возникает ощущение, что на наших глазах идёт процесс формирования некоего нового социального множества – совокупности отдельных личностей, объединённых по сетевому принципу, что и порождает принципиально новые формы общей жизни человечества.