Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия (конспект лекций).doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
807.94 Кб
Скачать

Лекция 9. Современная западная философия

Общая характеристика. Постмодернизм. Философия науки

1. Общая характеристика. В современной западной философии актуальна идея, что есть три основных интереса человека. В начале ХХ века главным был освободительный интерес, когда человек стремился избавиться от давления различного вида: социального, психологического и т. д. В философии он выражался в критике идеологии с позиций марксизма и фрейдизма (освобождение от психологического давления). В середине ХХ века наблюдался большой интерес к техническому переустройству мира как следствие научно-технической революции. В философии он выражался в различных школах сциентизма – позитивизме и прагматизме. В конце ХХ века на поверхность сознания выходит интерес к человеку, его коммуникативной природе. В философии на первое место выдвигается философская герменевтика.

Современная западная философия – это философская мысль Запада начиная с 90-х годов XIX века. Характерными её чертами являются:

1. Плюрализм. Это многочисленные направления, школы, каждая из которых имеет свою проблематику, методы, понятийный аппарат. Все они так или иначе стремятся выразить самосознание своей эпохи, исходя из собственных представлений о ней.

2. Превращение проблемы человека и его отчуждения в центральную проблему философии. Это течения антропологического толка.

3. Выработка новой методологии гуманитарных наук, основанной не на методе описания и объяснения как в естественных науках, а на методе понимания смысла человеческой деятельности.

4. Снятие противоположности материализма и идеализма.

5. Противоречивое отношение к науке: сциентизм и антисциентизм. Сциентисты утверждают, что главное в жизни – это знание, наука. Всё остальное образуется само собой. Следовательно, нужно отказаться от рассмотрения каких-то особых «мировоззренческих» проблем. Антисциентисты рассматривают науку как силу, враждебную человеку и человеческой культуре. Наука ведёт человечество по ложному маршруту, это путь в никуда.

6. «Диалог с Марксом». Появление «неомарксизма» как альтернативы большевизму. Это попытки дополнить идеи Маркса идеями экзистенциализма, фрейдизма и т. д.

2. Постмодернизм. Собственно философии постмодернизма не существует главным образом по той причине, что постмодернизм в философии – это результат дискуссии о возможностях её существования как единой теории и мировоззрения. Радикальное сомнение по этому поводу в культурном самосознании современной Европы сформировало само понятие «постмодернизм», благодаря работам Ж. Ф. Лиотара.

В связи с этим уместно вести речь не о «философии постмодернизма», а о «ситуации постмодернизма» в философии, что сопоставимо с «ситуацией постмодернизма» в культуре вообще. Эта ситуация имеет онтологические (бытийные), гносеологические (познавательные), историко-культурные и эстетические параметры, которые характеризуют разнообразные свойства постмодернизма.

В онтологическом плане феномен постмодернизма связан с осмыслением того обстоятельства, что предмет противится человеческому воздействию, отвечая на него противодействием. Другими словами, порядок вещей в мире «мстит» нашим попыткам его переделать, обрекая на неизбежный крах любые преобразовательные проекты. Постмодернизм возникает как осознание краха философской онтологии и философии вообще, в рамках которой реальность могла подвергаться насильственному преображению, переводу из «неразумного» состояния в «разумное». Рациональная философия исчерпала себя, ей на смену должна прийти совершенно новое чувствование мира – постмодернизм. Отказ от установки на преобразование мира в философии влечёт за собой отказ от попытки его систематизации в форме различного рода иерархий (систем) – природных и социальных. Мир не только не поддаётся человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию (Ж. Бодрийар).

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности. Философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как «справедливость» или «правота» утрачивают свое значение…». В общем картина может быть охарактеризована как хаотичная. Т.о. постмодернизм определяется как философия маргинальных общественных групп, противостоящих традиционным ценностям с их характерной антирациональностью.

Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» – это тоталитарные и параноидальные идефиксы (навязчивые идеи), которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов – это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствуют два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом.

Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции – освобождении смысла путем инверсии (переворачивания) базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждая концепция имеет имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любой идеи. Таким образом, осуществляется переход постмодернизма к новым идеологиям на современном этапе, и будущее мировой философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.

Постмодернистская ситуация в культуре сложилась к концу шестидесятых годов и является логическим финалом кризиса гуманистических традиций в философии Нового времени. Европейская философия Нового времени является наследницей ренессансного гуманизма с присущей ему идеей самоценности личности и верой в безграничные возможности человеческого разума, способного проникнуть во все тайны мироздания и построить царство гармонии в мире человека. Глобальный историзм, приведший к появлению универсальных схем социального развития и вытекающими из них утопическими идеалами будущего, является одной из основ новоевропейской культурфилософии.

В культурно-эстетическом плане постмодернизм полностью стирает грани между различными прежде самостоятельными сферами культуры и уровнями сознания – между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и китчем. Постмодернизм окончательно закрепляет переход от произведения к конструкции, от искусства, как «деятельности по созданию произведений», к «деятельности по поводу этой деятельности». Творческий процесс становится самоцелью искусства, объект – его произведением.

Постмодернизм в культуре по сути дела является реакцией на коренное изменение взглядов на место культуры в жизни современного общества. В современном постиндустриальном (или информационном) обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения, тиражирования любых произведений искусства невольно встает вопрос о существовании искусства как уникального, неповторимого творения человеческого гения. Другой стороной изменения статуса культуры является то, что современный художник фактически не имеет дела с чистым материалом, последний всегда более или менее культурно освоен. Его произведение, в силу накопленного человечеством культурного опыта, никогда не будет первичным, существуя лишь как сеть аллюзий (намёков) на другие произведения, а значит как совокупность цитат. Признавая эту конечность, освоенность культурного пространства, постмодернизм сознательно переориентирует современного художника с творчества, как создания оригинального произведения, на компиляцию и цитирование.

Постмодернизм не противопоставляет деструкцию творчеству, цитирование – созиданию. Он как бы дистанцируется от самих оппозиций «разрушение – созидание», «серьезность – игра», признавая их равнозначность. Отличительной приметой искусства нашего времени становятся кавычки. Эта ситуация особенно характерна для таких классических форм искусства, как театр и музыка. В двадцатом веке театр из авторского превращается в режиссерский. Пьесы, классический репертуар обретают новый смысл в каждой новой режиссерской трактовке.

Завершением дегуманизации современного общества является марксистская философия диалектического и исторического материализма, политическая экономия Маркса. Как ответ на социальную утопичность мироощущения нововременного человека, порожденную марксизмом, ХХ век породил особый литературно-философский жанр – антиутопию. Начиная от Замятина и Оруэлла и заканчивая современным «киберпанком», писатели-антиутописты отражают настроения «конца света», характерные для сознания современного человека. Это человек, прошедший через две мировые войны, познавший на себе утопический «рай» тоталитарных режимов и ужас близости ядерной катастрофы. То ли еще будет... По сути дела постмодернизм – это время изживания модерна, чувство вселенского сиротства на фоне безудержного веселья и крушения всяческих иерархий. Это гламурная массовая культура, опустошающая душу человека. И вместе с тем, постмодернизм это возвращение к прошлому, к истокам, традициям.

К концу ХХ века как никогда ранее стало очевидно, что для решения проблем планетарного масштаба необходимо вновь обратиться к общечеловеческим ценностям. Только приняв в качестве универсальных ценностей жизни (сохранение человеческого рода и подержания мира, соблюдение прав и свобод личности, демократию и мировую культуру), можно спасти цивилизацию от угрозы ядерной и экологической катастрофы. Для этого необходимо коренным образом изменить не только общественное мнение, но и всю систему мировоззрения современного человека, схему мироустройства. Первыми совершить этот гигантский скачок в сознании попытались хиппи и другие молодежные субкультуры второй половины ХХ века.

3. Философия науки. В современной философии сформировалось течение, поставившее перед собой задачу определить особенности научного познания и его специфику для разных областей действительности, выявить строение и динамику научного знания, закономерности развития науки. Данное течение получило название «философия науки». В её рамках можно выделить ряд крупных школ: неокантианство, позитивизм и неопозитивизм, критический рационализм, «философию и методологию научного познания».

Многолетний спор философии и науки о том, в чём больше нуждается общество – философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения на эту проблему. Каково же соотношение науки и философии?

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Согласно Гегелю, научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума, к пониманию его единства и сущности.

Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т. е. вне человека и независимо от человека и человечества. Такова и природа научного знания. Его содержание тоже объективно, так как независимо от личности учёного, его эмоционального состояния и различного рода предпочтений. Однако, облекая знание в различные словесные формулировки в виде гипотез, теорем, законов, принципов, мы, тем самым, придаём ему субъективную форму выражения.

Принимая во внимание научные данные, философия идёт дальше. Она уходит от вопроса: как устроен мир? к вопросу: какой смысл заложен в его существовании? Мир в глазах философа – не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое, многообразие взаимодействий, в котором переплетены гармония и хаос.

Специалиста-учёного не интересуют в процессе научно-исследовательской деятельности вопросы, связанные с историей возникновения науки, её специфики и отличия от прочих форм познания действительности. Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Предельные и пограничные вопросы бытия, перед которыми останавливаются конкретные науки – излюбленная тема философских рассуждений.

Наука – это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Философия основывается на теоретическом и духовно-практическом отношении человека к миру. Она оказывает активное воздействие на бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нём человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык и др.

В науке на поставленный вопрос существует однозначный ответ, который приемлет всё научное сообщество. В философии подобной однозначности нет. В ней нет таких истин, которые бы не вызывали возражений. Знаменитое изречение: «подвергай всё сомнению!», а также страстная неприязнь философов к различного рода догматам – вот кредо философствующего разума.

Всё сказанное заостряет проблематику философского и научного знания, ставит вопрос о выявлении их изначальных смыслов в истории науки и философии.