Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культ...rtf
Скачиваний:
60
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
1.94 Mб
Скачать

76 Вводные статьи

дивиду, к отдельному человеку: «В чем твоя религия?» и «В чем твоя вера?». Ответ на них будет различный, и на первый вопрос вряд ли будет дан содержательный ответ вообще: «моя вера» понимается каж­дым человеком; напротив «религия» — это понятие из концепции ис­следователя или богослова.

Удачнее определяется «Вера» в словаре С.И.Ожегова: «1. Убежден­ность, уверенность в ком-н. или в чем-н. Вера в победу; Вера в людей. 2. Убежденность в существовании бога. 3. То же, что религия». Здесь «Вера» не подводится под категорию «Религия» и вообще не подводит­ся под какую-либо категорию, ведь «убежденность» — это не катего­рия, а обозначение внутреннего чувства. Таким и является концепт «Вера»: это есть внутреннее состояние человека, каждого отдельного человека.

Как же описать это состояние? Никак. Здесь — предел научного познания и описания концепта. И эта точка зрения в точности совпада­ет с положением православной теологии об апофатизме, — от­казе от словесных определений. « Апофатизм учит нас видеть в догматах Церкви прежде всего их негативное значение, как запрет нашей мысли следовать своими естественными путями и образо­вывать понятия, которые заменяли бы духовные реальности» (Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Во­сточной церкви. (1944 г.). — В его кн.: Очерк мистического богосло­вия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 35). ( В л а д . Ник. Лосский, 1903-1958, русский богослов и философ в эмиграции, сын знаменитого русского философа Ник. Онуфриев. Лосского, автор лучших трактатов о системе православного богосло­вия, составивших названную книгу.)

Можно подумать, что так обстоит дело только в данном, уникаль­ном случае, т. е. только в концепте «Вера». Но нет, концепт «Вера» лишь наиболее показательный случай, именно потому, что он всесто­ронне обследован в разных системах — логической, теологической, философской (см. далее Вера; Двоеверие в данном Словаре). Точно такой же предел обнаруживаем мы и во всех духовных концептах, — возьмем ли мы Уют; Любовь; Правда и Истина и что бы то ни было еще, всюду мы можем довести свое описание лишь до определенной черты, за которой лежит некая духовная реальность, которая н е описывается, но лишь переживается.

Здесь — предел описания вообще, и этого Словаря в частности.

КОНСТАНТА. — Константа в культуре — это концепт, существующий постоянно или, по крайней мере, очень долгое время. Кроме этого, термину «константа» может быть придано и другое значе­ние — «некий постоянный принцип культуры». Мы начали эту вторую тему в книге: Ю.С.Степанов, С.Г.Проскурин. Кон­станты мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия (М.: Наука, 1993). Принцип создания алфавитов — «алфа­витный принцип», проецирующийся далее в различных культурах на представления об устройстве мира, может быть отнесен как раз к кон-

КОНСТАНТА'№ ·- : f?

)

стантам-принципам (см. здесь отчасти в ст. Число, Счет ή Письмо, Ал­фавит). Но в настоящем Словаре мы рассматриваем константу в пер­вом значении — как постоянно присутствующий концепт.

Концепты — и это одно из существенных разделений — могут быть подразделены на «априорные (доопытные)» и «апостериорные (опыт­ные, эмпирические)». Согласно Лейбницу и Канту, концепты первого типа существуют в силу устройства человеческого ума — это такие кон­цепты как «единичность», «множественность», «число» и т. п. Соглас­но некоторым современным исследователям к априорным концептам должны быть отнесены также «значимости» слов естественного языка (интенсионалы), а также такие концепты, как 'Цивилизация'. Апосте­риорные концепты культуры — это 'Любовь', 'Вера', 'Радость', 'Свои' — 'Чужие', 'Родная земля', 'Действие', 'Ремесло' и мн. др. (см. Концепт, «Ж»).

Можно было бы предположить, что абсолютными константами яв­ляются как раз концепты первого рода — в силу того, что они состав­ляют неотъемлемую принадлежность ума. Но наш материал показыва­ет, что не менее постоянны — в своем ядре — и концепты второго ро­да. В данном Словаре все базовые концепты рас­сматриваются как константы.

А теперь приведем некоторые сведения из истории самого понятия «константа» в гуманитарной сфере. Сразу нужно сказать, что здесь этот термин — редок. И, пожалуй, упомянутая книга и данный Словарь — это первые последовательные попытки утвердить его в этой сфере.

А) Константа как принцип. В этом значении термин «константа» впервые, насколько мне известно, был употреблен фран­цузским исследователем западноевропейской философии (с католичес­ких позиций) Этьеном Жильсоном (Etienne Gilson, 1884-1978), и даже вынесен им в подзаголовок его книги: «Linguistique et philosophie. Essai sur les constantes philosophiques du langage». Paris: Librairie philosophique J. Vrin, 1969. Но фактически Жильсон приме­нял это понятие уже гораздо раньше, и его знаменитая «История фи­лософии в Средние века. От начал патристики до XIV в.» (1922 г.) пронизана понятиями констант, одной из важнейших является там сле­дующая: философия развивается в лоне теологии.

Б) Константа как концепт. В этом значении, но без са­мого термина, понятия «константа» впервые ясно выражено в филосо­фии Нового времени Лейбницем в «Новых опытах о человеческом разумении» (1703-4 гг.). Полемизируя с Локком, Лейбниц уже в Предисловии говорит: «Наши разногласия касаются довольно важных вопросов. Речь идет о том, действительно ли душа сама по себе совер­шенно чиста, подобно доске, на которой еще ничего не написали (tabula rasa), как это думают Аристотель и наш автор, и действительно ли все то, что начертано на ней, происходит из чувств и опыта или же душа содержит изначально принципы различных понятий и теорий, для пробуждения которых внешние предметы являются только пово­дом, как это думаю я вместе с Платоном, а также со схоластиками и со