Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШПОРЫ 2012.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
183.97 Кб
Скачать

27. Реклама в зарубежных сми: специфика воздействия

Реклама - 1. Оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей.

Современные СМИ – газеты, журналы, телевидение, радио – предлагают разнообразные возможности для рекламы. Мощным средством рекламы является газетная или журнальная публикация. Ее преимущества заключаются в своевременности, широком охвате рынка. Однако газетная реклама отличается от журнальной более высокой оперативностью. Газетной рекламе, кроме того, присущи большие, по сравнению с журнальной, возможности проникновения во все социальные группы населения. Журнальной рекламе свойственно относительно большая продолжительность функционирования, более высокие технические возможности репродуцирования и использования цветной печати. Но журнальная реклама отличается от газетной более высокими затратами труда и времени на подготовку.

Отличительной особенностью радиорекламы является использование речи. При подготовке рекламы по радио стремятся к тому, чтобы текст был сжатым и обоснованным, составленным в остроумной форме. Фразы должны быть короткими и содержать не более одной мысли. Важно завладеть вниманием слушателей уже в начале обращения. Большое значение в радиорекламе имеет музыка. Хорошо подобранная, она помогает восприятию текста. Но, в то же время, нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение, акустические эффекты отвлекали радио- или телезрителя от сути объявления.

Важным видом рекламных средств является кино- и видеореклама (телереклама), которая имеет огромное психологическое воздействие: изображение, звук, цвет, театральное действие и условия, когда зритель ничем не отвлекается от экрана. Однако недостатками телерекламы является относительно низкая оперативность при высокой стоимости изготовления и демонстрации, поэтому телерекламу целесообразно использовать в крупных рекламных кампаниях продолжительного действия.

28. Содержательно-композиционная структура информационного текста в зарубежных сми

29. Жанровое своеобразие зарубежных сми на примере Америки)

Трактовка новости – новость это то, что я считаю новостью. Нечно новое новинка, недавно полученное известие, непривычность. Своевременность, близость события аудитории, конфликтность, человеческий интерес, масштабность события, эмоциональный толчок (ураган катрина в новом орлеане). Жесткая и мягкая новость.

Основные жанры: новости (ж и м), ньюсбриф (соответствует нашей хронике или короткой информационно заметке), general news accaunt (расширенна инф.заметка). ред. Материалы и комментарии, авторские колонки, политические юмористические авторские колонки + сопутствующая инфо (гороскоп, кроссворд, комиксы, юмор, погода). Комментарий мнений и обзор новостей (ньюс анализ). Обзор или обозрение (ревью). Деление на аналитику и инф жанры. Хроника путешествия.

Расследование (вотергейт спровоцировал резонанс).

32. Возникновение периодической печати в Европе

С появлением языка, появилась возможность устно фиксировать, с письменностью — письменно. Появление печатной машины (станок Гуттенберга 1455) — возможность тиражирования текста. ХХ век дал телефон, телеграф — связь. Появление ТВ (картинка), РВ (звук) создало виртуальную информационную деревню. Итог — этапы развития коммуникации связаны с техническим развитием.

Маршал Маклюэн «Понимание медиа», «Война и мир: глобальная деревня»: с развитием СМИ меняется и общество (от письменности к инету). Кастельс»Инф. эпоха и галактика Интернет»: электр. СМИ меняют образ жизни

Коммуникацию делят на два вида: межличностная (предмет изучения социальной психологии) и массовая (стала возможной с появлением технических средств). Массовая коммуникация, этапы: сбор информации, обработка ее, каналы информации (п. п., ТВ, РВ, виртуальное пространство).

Венеция, 16 век, рукописные, непериодичные издания «Авизи», продавалаись за мелкую монету – газету. Цензура изначально как церковная, 1772 год – две папских буллы, которые запрещают распространение газет. Но потребность об-ва в инф. осталась.

16в. – распространение рукописных листков в Германии, информативные, без оценок и комментариев. Исключение – крестьянская война в германии, 1524-26г, всю германию заполонили летучие листки, где были призывы, анализ, публицистика. М. Лютер, Мюнтер.

Торговый дом Фуггера. Выпуск корпоративной газеты, потом подписка – родоночальник, подписчики – богатые люди, король, папа римский. Фуггерцайтунген – 1568-1604.

Переход к пп – издание Михаэля фон Айнцига, 1583г – «Ярмарочные известия», ежегодник, снакчала единичный номер (спор, кто имеет право избирать императора), продавался на ярмарке, через год спор продолжился, выпустил второе издание, с 85г – 2 раза в год, весной и осенью, + инф о др. событиях. Издавал до 1591 г, потом ушел в чиновники. Редкая периодичность, содержание бралось из рукописных газет.

Появление печатной прессы чаще связывают с появлением первой еженедельной печатной газеты.

Германия, н 17в, первая еженедельная печатная газета, 1609г, 2 шт в крупных торговых центрах – Страсбурге (Иоганн Карлюс), Аугсбурге (Лука Шульте) – «Ведомости всех выдающихся и примечательных событий...» . Точный год неизвестен, содержание первых номеров свидетельствует, что выходили и раньше. Как таковых названий не было, постоянно менялись. Швейцария, Бельгия. К концу 1630г в 30 европейских городах сущ еженедельные газеты. Германия – родина печети, но печать находится долгое время в младенческом состоянии. Принцип – хронологический, свежие новости – на последней странице, новости не обработаны, в том виде, в котором доставлены (раздробленность, таможни, пошлины, слабое эконом развитие, низкая грамотность).

В Англии пресса родилась позднее, но быстро повзрослела. 1620 – первое еженедельное издание, сначала завозились из Голландии и бельгии. 1622г – «Куранты и еженедельные новости из Италии, Франции и тд» - первая газета, перепечатки. Жесткая цензура – нельзя писать о внутренних политических делах, о внешних – осторожно. Главы из библии, про домовых всяких, хронологический порядок. Английская революция 1640-50х. Упразднение «Звездной палаты», свобода печати. Появление редакции. Не просто сообщение, а интерпретация событий, чтобы влиять на умы. Развитие памфлетов. Английская печать добилась существенных успехов – вышла на общественное мнение, стала важным участником политической борьбы.

Франция, 1631г, Ла газет, еженедельник, покровительство кардинала Ришелье . Ренодо – издатель, монополист.

Интересно о законах:

Законы о СМИ и реализация правовых норм на практике в отдельных странах

Группы: 1.где существуют прямые законы, касающиеся СМИ – это Швеция и Австрия. 2.соответствующие нормы «раскиданы» по разным законодательным актам. Такова ситуация в США, Великобритании, Австралии, Канаде, Испании, Нидерландах и многих других государствах. 3. Германия, в которой на федеральном уровне свободу слова защищает Конституция федеративного государства, а законы о средствах массовой информации принимаются в отдельных землях.

Среди стран, где приняты прямые законодательные акты о СМИ -Швеция. Сегодня это – конституционная монархия с унитарной формой государственного устройства. И все вопросы, касающиеся прессы, решает центральное правительство.

Шведская Конституция включает в себя Положение о Правительстве 1947 года, Закон о свободе печати 1949 года и Закон о свободе слова 1991 года. Уже в Положении о Правительстве оговаривается право защиты граждан от любого принуждения к высказыванию своего мнения по вопросам политики, религии, культуры и иным вопросам. Иностранцам, находящимся на территории Швеции, предоставляется такое же право на свободу самовыражения в полном объеме, как и гражданам Швеции. Эта свобода самовыражения и информации может быть ограничена лишь в целях защиты национальной безопасности и прав личности, обеспечения общественной безопасности, спокойствия и порядка.

Конституция Швеции гарантирует всем гражданам в их отношениях с государственной службой свободное получение любой информации или возможность ознакомиться с другими мнениями. К. включает в себя специальный Закон о свободе прессы. Принятый позже Закон о свободе слова как бы дополняет его, регулируя вопросы, относящиеся к радио-, теле-, кино- и видео-продукции. Но, в отличие от Закона о свободе прессы, гарантирующего право каждого шведа без помех с чьей-либо стороны публиковать письменные документы и полностью нести за них ответственность в судебном порядке, Закон о свободе слова разрешает предварительную цензуру кинофильмов. Избиратели имеют возможность влиять на принятие предложенных в Закон изменений.

Страны где нет отдельного закона о средствах массовой информации, и нормы, регулирующие деятельность СМИ, разбросаны по разным законодательным актам,

США. Законы, регулирующие деятельность СМИ, влияют на социально-политическую сферу отношений средств массовой информации с государственными и общественными институтами, а также на экономическую сферу функционирования СМИ. Современное законодательство обеспечивает прессе большие возможности в процессе получения и распространения информации.

Положение первой поправки к Конституции США, защищающей свободу СМИ, и в настоящее время дополняется нормативными актами, принятыми в последние десятилетия. Что характерно, государство предприняло плодотворные попытки законодательно обеспечить СМИ доступ к информации. А именно от этого, как свидетельствует история мировой журналистики, зависит успешная работа СМИ. В Законе о свободе информации (1967 г.) и Законе об открытости правительства (1976 г.) нашли толкование вопросы, связанные с регулированием доступа к источникам информации. Так, Закон о свободе информации устанавливал, что каждое правительственное агентство в случае запроса того или иного документа должно немедленно предоставить его любому человеку, и любой гражданин должен иметь возможность ознакомиться с архивами любого правительственного учреждения. Закон об открытости правительства был призван расширить доступ к заседаниям органов исполнительной власти, он позволял гражданам получать информацию не об уже принятых и отправленных в архив решениях, а о причинах и порядке действий властей.

Решения судебных органов Соединенных Штатов, как правило, также защищают права и свободы работников СМИ. Как известно, Соединенные Штаты унаследовали юридическую систему Англии и причисляются к так называемым странам «общего права». Это означает, что традиционно значительную часть законов, применяемых американскими судами, составляет прецедентное право. Данная практика подразумевает составление свода юридических принципов и правил на основании письменных заключений промежуточных апелляционных судов последней инстанции для разъяснений своих решений.

В Германии, -особая ситуация. На федеральном уровне право свободы слова закреплено в Конституции. Конституционной основой свободы печати, информации и мнений являются первые два параграфа статьи 5 Основного закона Германии: «1) Каждый человек имеет право на выражение и распространение собственного мнения в устной, письменной и наглядной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируются свобода печати, а также радио- и телевизионных сообщений. Цензура отсутствует. 2) Эти права ограничиваются общими положениями, законоположениями о защите молодежи и личного достоинства граждан».

Общего же закона, который бы регулировал функционирование СМИ во всей Германии, не существует. В общем виде деятельность СМИ регулируется нормами гражданского и уголовного права. При этом каждая федеральная земля обзавелась своим собственным законом о печати. Все они появились после Второй мировой войны. Они устанавливают правовой фундамент работы средств массовой информации по следующим пунктам:- свобода прессы;- публичная задача прессы;- информационное право прессы, информационная обязанность властей;- сведения о печатном издании;- указание имени ответственного редактора;- право на возражение;- уголовно-правовая ответственность;

- нарушения правового положения прессы;- срок давности.;

Во всех земельных законах о печати в качестве центрального положения закрепляется основное право на свободу печати. К общественным задачам прессы относятся, в частности, сбор и распространение новостей, осуществление критики и вообще участие в формировании общественного мнения. Сотрудники СМИ пресса имеют право получать сведения у представителей власти. Следует соблюдать следующий принцип: если какое-либо официальное учреждение делает по своей инициативе заявление, то оно должно быть направлено всем представителям прессы одновременно. Если, однако, какой-либо журналист эксклюзивно собрал материал для своей публикации и просит официальное учреждение подтвердить какие-то факты и предоставить ему дополнительную информацию, то оно вовсе не обязано сообщить эту информацию всем остальным потенциально заинтересованным журналистам. На этот случай принцип равенства не распространяется.

В немецкой правовой системе оговаривается и ответственность журналистов. Так, журналист, совершивший уголовно наказуемое деяние, несет такую же ответственность по уголовному праву как и любой другой гражданин. Редакции и издательства могут своими публикациями породить массу гражданско-правовых претензий: претензии на опровержение, требования возмещения ущерба – как материального, так и нематериального характера. Гражданско-правовые притязания реализуются с помощью гражданских судов. Как правило, подобные споры рассматриваются земельными судами по гражданским делам, зачастую в так называемых «палатах по делам прессы» – это палаты по гражданским делам, которые созданы специально для рассмотрения споров, связанных с правовым положением прессы и существуют в крупных земельных судах, например, в Гамбурге, Берлине, Ганновере, Франкфурте, Дюссельдорфе, Кельне и Мюнхене.

Интересно:

СМИ Франции:

Журналистика Франции сыграла важную роль в развитии ми¬ровой журналистики. Именно ей принадлежит заслуга формирова¬ния так называемой революционной прессы, вольнолюбивые прин¬ципы деятельности которой оказали существенное влияние на общий процесс демократизации общества и, в частности, журналистики.

Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. – “Газетт франсуаз” (“Французс¬кая газета”), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник “Меркюр франсуа” (“Французский вестник”). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету “Газетт”, и ее считают лучшим изданием того времени, благодаря разнообразию тематики, литературному уровню, регулярности и длительности издания. “Журналь де саван” (“Журнал ученых”, 1665) – первое в мире издание журнального типа. Основные его черты – энциклопедичность содержания, многообразие форм и жанров уже обнаружились в появившемся в 1672 г. журнале “Меркюр галан” (“Галантный вестник”). Первым периодическим частным изданием стал ежемесячный журнал “Спектатэр франсэ” (“Французский зритель”, 1722). Когда появилась первая ежедневная газета “Журналь де Пари” (“Парижс-кая газета”, 1777) в Париже уже издавалось 27 газет. Газеты подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в 1629 г. Людовиком ХIII. В соответствии с ее требо¬ваниями, ничто не могло быть напечатано без санкции полиции и цензора, а также запрещалось распространять издания, враж¬дебные религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц. За совершение “преступлений печати” в 1660-1765 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типог¬рафов, книготорговцев и газетчиков.

Однако “подлинная” история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), кото¬рая стала колыбелью политической и революционно-демократи¬ческой журналистики. В 1789 г. была принята “Декларация прав человека и гражданина”, в 1791 г. – первая французская конс-титуция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1789 г. их стало 250, в 1790 – 350. Причем за каждым издани¬ем стояли видные политические деятели: Мирабо – “Эта женеро” (“Генеральные штаты”), “Курьер де прованс” (“Почта Прован¬са”), Бриссо – “Патриот франсе”, Демулен – “Революсьон де Франсе” и “Вьен Корделье” (“Старый Кордельер”). Газета Жана Поля Марата “Ами дю пепль” (“Друг народа”, выходила 4 года) была боевым органом революционной демократии, в ней отстаи¬вались интересы революции, необходимость консолидации всех революционных сил для ее победы над интервентами. В 1790 г. он издавал газету подпольно. Позднее переименовал ее в “Га¬зету Французской республики” и направлял ее усилия на пропа¬ганду объединения всех революционных сил для спасения рес¬публики. Робеспьер издавал с 1792 г. еженедельник “Defenseur de la constitution”, в котором высказывался за всеобщее из¬бирательное право, роспуск Законодательного собрания и созыв Конвента.

С падением республики в 1794 г. фактически ликвидирова¬лись гражданские свободы. В 1796 г. была введена смертная казнь за выступления против режима Директории, против част¬ной собственности, за высказывания за восстановление старого режима или якобинской конституции.

Во времена Консульства и Первой империи не допускалось существование газет, не соответствующих добрым нравам и принципам правительства, не проявлявшим уважение к дружест¬венным Франции странам, а также к народному суверенитету, славе французского оружия. Несколько свободней стала печать при Реставрации (1815-1848) – было разрешено высказывать мнения в рамках существовавшего закона. В 1831-32 гг. было возбуждено более 400 судебных дел против прессы. За всякие провинности ж-тов и редакторов сажали в тюрьму, под-вергали штрафам и прочее. Так, газета “Трибюн” была по сово¬купности приговорена к 49 годам тюрьмы и 160 тыс.франков штрафа).

В 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет, разре¬шенных властями, их разовый тираж составлял 54 тыс.экз. Крупнейшие из них – “Конститюсьонель” (“Конституционалист”) и “Журналь де деба” (“Газета дебатов”), которые имели тираж 16 и 13 тыс.экз.

Печать сыграла важную роль в подготовке революций 1830 и 1848 г. Широко развивалась демократическая пресса. Наиболее заметными изданиями были газеты “Реформ”, “Ревю репюбликен” (“Республиканское обозрение”), “Трибюн”, “Насьональ”, “Тан” (“Время”); выделялись еженедельник “Карикатюр” и ежедневная газета “Шаривари” (“Кавардак”), “Ювенала карикатуры”, “Напо¬леона сатиры”. В 1848 г. журналистика Франции пользовалась почти полной свободой – за несколько недель в Париже появи¬лось около 200 газет.

В 1835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мире информационное агентство “Гавас”. Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в га¬зеты. В газете “Пресс” в середине 19 в. впервые была примене¬на и сформулирована концепция массовой, “информационной” прессы – сращение собственно журналистики и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы, первая рекламная ил-люстрация вышла в газете “Конститюсьонель” в 1851 г. В это же время возник жанр газетного “романа-фельетона”. В 1850 г. Луи Ашетт соз¬дал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1856 г. агентство “Га¬вас” стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля. Важный след в истории журналистики Франции оставила Парижская Коммуна (1870-1871). В этот период издавалось нес¬колько сот газет, листовок, политических афиш. Они носили ярко выраженные агитационно-пропагандистский характер, писа¬лись и издавались преимущественно деятельными участниками революционных событий. В это время появилась традиция публи¬ковать целые полосы читательских писем, как отражения связи издания с читателями, как способ привлечения их к взаимному общению.

“Золотой век” французской журналистики – 1870-1914 гг. – вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой га¬зеты, где на первой полосе всегда должна быть “кровь”. В 1903 г. газета “Пти паризьен” (“Маленький парижанин”) дости¬гает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком – “самая крупная газета мира”. В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.

Важной вехой развития печати Франции стал закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпель¬ные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в пе¬чати существующих законов в области распространения информа¬ции передавались судам присяжных.

Революционные тенденции, характерные для Франции, вызва¬ли к жизни ряд газет социалистического и коммунистического блока. Одна из них “Юманите” (“Человечество”, издается с 1904 г.) сыграла важную роль в антивоенном движении, затем стала главным печатным органом французской компартии (1921). Авто¬ритет газеты был значителен в период действия во Франции ан-тифашистского Народного фронта (1934-1938), объединения ле¬вых партий. Он издавал большое количество разнообразных га¬зет и журналов (еженедельники “Вандреди”, “Регар”, ежемесяч¬ники “Коммюн”, “Эзоп” и др.).

Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечер¬ней газеты “Пари суар” (“Парижский вечер”) – крупной иллюст¬рированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные “Тан”, “Экю де Пари”, “Пети паризьен”, “Матен”) пошло на сотрудничество с захват¬чиками (“оккупационная пресса”); другая возникла в ходе ан¬тифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегаль¬но. Среди них газета коммунистов “Юманите” (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало полити¬ке левого коалиционного правительства, состоящего из предс¬тавителей коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.

Однако с началом “холодной войны” (1946) роль прессы ле¬вого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информацион¬ном рынке. Монополизация охватила не только систему информа¬ции, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет (“Франс либр”, “Резистанс” и “Пэи-Матен”), упали тиражи сто¬личных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени выжила лишь одна – созданная в 1960 г. “Котидьен де Пари” (“Парижская ежедневная газета”). В эти годы главных духовно-идеологических и политических изданий было нес-колько: “Фигаро”, “Франс суар” (“Вечерняя Франция”), “Паризьен либере” (“Освобожденный парижанин”), “Орор” (“Утренняя заря”), “Пари жур” (“Парижский день”) – правые газеты, право- и левоцентристские “Монд” (“Мир”), “Комба” (“Бой), “Круа” (“Крест”); левые – “Юманите”, “Попилер” (“На¬родная”), “Либерасьон” (“Освобождение”, выходила до 1964 г.). До 1953 г. коммунисты издавали даже свою вечернюю па¬рижскую газету “Се суар” (“Сегодня вечером”) и ряд ежене-дельников.

Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов: правые еженедельники “Аспэ де ля Франс” (“Аспекты Франции”, “Ривароль”, “Каррефур” (“Перекресток”); левые издания: “Тан модерн” (“Нынешние времена”), “Франс об¬серватэр” (“Французский обозреватель”), еженедельник “Экс¬пресс”.

Возникла так называемая “пресса сердца”. Были популярны литературные периодические издания “Эспри” (“Дух”), “Летр франсез” (“Французская литература”), “Ревю де Пари” (“Фран¬цузское обозрение”) и другие.

В 1970-е гг. возникли несколько новых газет – новая “Либерасьон”, “Матен де Пари” (1977-1988). В 1976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет. Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появив¬шиеся в последние десятилетия бесплатные га¬зеты, содержащие как ж-тские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Ныне парижские газеты издаются и распространяются преи¬мущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс кон¬центрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское прави-тельство оказывает помощь газетам общей и политической ин¬формации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение – 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории перио¬дической печати во Франции:

- пресса общей или политической направленности (82 наи¬менования, включая 11 пари-жских газет);

- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 – молодежной; 7889 – технической и профессио¬нальной периодики; спортивная, научная, “эротическая” и прочая периодика;

- экономическая пресса;

- пресса злобы дня и бегства от действительности (ил¬люстрированные еженедельники, например, “Пари матч”);

- печать документа и статистики.

Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).

Французская печать находится под контролем монополистических групп.

Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книг, имеет связи с кор¬порациями Великобритании, Испании, США.

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет (“Франс суар”, “Фигаро”) и другой периодики – 30% ежедневно¬го национального тиража газет и 20% – провинциального. Это противо¬речит французскому законодательству (один человек может контролировать не более 30% распространяемых на территории Франции ежедневных газет общей и политической направленнос¬ти). Издает три газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием.

СЭП-Коммюникасьон выпускает 60 периодических изданий, в том числе экономического и профессионального направления, а также прессу по информатике и для досуга.

Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического про¬филя. Имеет связи с американским капиталом.

БАЙАР-ПРЕСС (основана в 1873 г.) занимается выпуском католической прессы.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН – общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы – парижской и про¬винциальной, в частности столичной “Монд”.

СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ДЕ ЛА ПРЕСС занимается изданием эконо¬мической документации.

Есть и другие – ПРУВО, АМОРИ, ФИЛИППАЧИ, ДЮПЭЙ.

Над частью прессы держит контроль крупнейшее агентство рекламы ГАВАС.

Распространением парижской прессы во Франции ведает НУ¬ВЕЛЬ МЕССАЖЕРИ ДЕ ЛА ПРЕСС ПАРИЗЬЕН. Провинциальную прессу распространяют небольшие кооперативы.

Французская пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в области СМИ. Это и совместные издание, и вза¬имопроникновение капиталов в информационные компании.

Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его рабо¬ту, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законо¬дательством. Будучи государственной собственностью, фран¬цузское телевидение и радио до 1974 г. было подчинено Управ¬лению по радиовещанию и телевидению Франции , находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. В 1974 г. бы¬ла проведена реформа в сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации – три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, го¬сударственное предприятие по распространению телепродукции и Институт аудиовизуальных средств.

В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и телевидении, который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается ус¬ловиями функционирования радиовещания и телевидения как об¬щественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации.

Законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ 1986 г. ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабель¬ным ТВ более 30 млн. человек или эфирным 4 млн. человек Одному че¬ловеку запрещалось контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного теле¬видения. Вводил и другие ограничения прав собственности в этой сфере.

Французское радиовещание имеет государственные програм¬мы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е г. систему частных местных радиостанций. Есть государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 язы¬ках.

Помимо государственного ТВ создаются частные телестан¬ции. В 1983 г. в стране было выдано 1268 разрешений на соз¬дание частных радиостанций, с 1984 г. им было разрешено пе¬редавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты име¬ют свои радиостанции.

Регулярное телевещание было начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 – третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.

В 1986 г. были созданы две бесплатные частные националь¬ные программы французского телевидения – “5” (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватиза¬ция третьей программы, затем разгосударствление первой прог¬раммы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы об¬щественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).

СМИ Франции.

“Экспресс” - популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером.

Журнал ориентируется на аудиторию образованных читателей, состоящую из инженерно-технической и научной интеллигенции, врачей, деятелей культуры, руководителей предприятий, высокооплачиваемых служащих. Еженедельник отличается разнообразием содержания, четким разделением материалов по тематическим рубрикам, привлекательным оформлением. Еженедельники типа “Экспресса” стремятся дать наиболее полный отчет о событиях прошедшей недели и перспективный прогноз надвигающихся событий. Комментарий к ним занимает более скромное место. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д. “Это еженедельник, - утверждал Брюно Монье, когда был директором “Экспресса”, - который освобождает по необходимости от чтения ежедневных газет.” Помимо информационных материалов, в еженедельнике довольно много аналитических статей по различным вопросам политической и общественной жизни.

“Elle” (“Она”-франц.)- популярный журнал для женщин, принадлежащий издательской группе Ашетт. В настоящее время выходит в 22-х странах, в том числе в России (с 1995-го г.)

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ ФРАНЦИИ

Аудиувизуальные СМИ Франции развивались в почти непрекращающихся кризисных условиях. Стремление государства контролировать СМИ, использовать их политическое влияние просматривается в большей степени, чем в других странах Европы.

Французское телевидение.

1974 г. - система француских аудиовизуальных средств была реформирована, созданы 7 компаний, четыре из них - общества, занимающиеся распространением передач: Телевизьон Франсез-1 (ТФ-1), Антенн-2 (А-2), Франс-Режьон-3 (ФР-3) и Радио-Франс (РФ).

Национальная государственная компания Радио-Франс (РФ) передавала следующие программы: Франс-Антер, Франс-кюльтюр, Франс-мюзик и Радио-Франс-Энтернасьональ (РФЭ) - служба иновещания.

Франс-Антер - программа общей информации. Она содержала выпуски новостей, политические, разнообразные тематические, мцзыкальные и развлекательные передачи. В период президенства В.Ж.д’Эстена эта программа стала рупором правительства. Она финансировалась за счет абонентной платы и не передавала рекламы.

Радио-Франс-Энтеранасьональ к 1981 году по объему вещания занимало только 28 место среди стран, ведущих передачи на коротких волнах на заграницу, ведя передачи в течение 125 часов в неделю на пяти языках. К 1985 году иновещание Франции вышло на 12 место в мире. Объем передач - 628 часов в неделю, вещание ведется на 17 языках.

1982 г. - создан высший орган аудиовизуальной коммуникации. Задача - следить за соблюдением плюрализма и равновесия в программах, назначать президентов обществ и служб аудиовизуальных средств.

Июль 1982 года - даны первые разрешения частным радиостанциям. В 1984 г. они получили право распространять рекламу. Сегодня почти все крупные региональные газеты имеют теперь свои радиостанции (“Ла депеш лю миди” в Монпелье, “Ле прогре” - в Лионе и др.). Крупнейший владалец ежедневных газет во Франции Эрсан каждой своей газете в провинции предписал иметь радиостанцию.

1984 г. Первый факт отступления от государственной монополии - платный канал через декодер - Каналь +. Должен был стать в основном кинопрограммой, так как основным козырем абонирования является кино. В перерывах между фильмами - спортивные и музыкальные передачи. Основной акционер программы -Гавас. Доходы - абонентная плата, спонсоринг. Хотя программа имела статут частного предприятия, государство через национализированные банки и агентство Гавас держало его под контролем.

1984 г. - появилось 27 региональных станций. Они распространяют местные передачи. С целью создания таких программ организовано агентство Ажанс де программасьон энтеррежьональ.(ТВ)

В середине 80-х началось расширение объема вещания как за счет введения утренних передач на первой и второй программе государственного ТВ, так и за счет появления новых каналов: Канал +, Франс-5 ( 1985 -Берлускони+Жером Сейду) и музыкального канала (6-я программа). Бурные дебаты шли вокруг проекта передачи частному капиталу первой программы телевидения ТФ-1.

По закону 1986 г. одному владельцу не может принадлежать прямо или опосредованно более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного ТВ. (в 1992 г. участие частных акционеров увеличено до 50%) Концессии, предоставленные 5-му и 6-му каналу, были

аннулированы и их акции должны были поступить в продажу. Кроме прежних владельцев Сейду, Берлускони, аненства Пюблисис, о намерении их приобрести заявили Голдсмит, Эрсан, Ашетт, Гавас, КЛТ.

Право покупки Пятой программы было предоставлено альянсу Эрсан-Берлускони, ТФ-1 купил Буиг (его компаньоном стал Максвелл).

Все три программы брали обязательство передавать из художественных и документальных программ 50% оригинальных французских.

С сентября 1992 года государственный сектор французского ТВ получил название Франс Телевизьон: Антенн-2 (или А2 ) было переименовано в Франс-2 и ФР-3 во Франс-3. У них один генеральный директор - Эрве Бурж.

На сегодняшний день французское правительство отдало на откуп частным инвесторам развитие кабельно-спутникового ТВ не отказываясь, однако, от привычной роли всерегулирующей инстанции. Французское правительство неприменно хочет иметь какой нибудь централизованный орган, осуществляющий распределение и управление теле- и радиочастотами (“Ажанс де жестьон дю спектр.

1994 г. - переломный с точки зрения соотношения государственных и частных каналов в пользу первых. Отныне государственный сектор французского телевидения включает 3 канала (Франс Телевизьон: Франс-2 и Франс-3, 5-й канал - Ла сэнкьем - новый образовательный канал, вещающий с 7.00 до 19.00 и АРТЕ), а частный - два (ТФ 1 - (Буиг) и М 6). Еще Канал +, но он доступен лишь своим подписчикам и имеет специфический статус (концессию общественной службы).

ТФ 1, Франс-2 и Франс-3 покрывают 80% рынка и распространяют более 60% европейских программ.

1) ТФ -1 (Буиг)

2) Антенн-2 (с 1983 г.), Франс-2 (1992).

3) ФР 3 (1990), Франс-3 (1992).

4) Каналь + (1984)

5) Канал Сэнк (1986 г. - Сэйду, 1987 - Эрсан, 1990 - Ашетт, 1992 - не было вещания, 1993 - АРТЕ.

6) ТВ-6, Метропроль 6 (М6) - с 1987 г.

ТФ-1 Коммерческий канал. 37,5% акций принадлежит Франсису Буигу, миллиардеру, монополисту в области строительства общественных зданий. (Компаньон Максвелл) В1994 г. ТФ 1 отказалась от кричащих развлекательных шоу-передач (игр) в пользу так называемых “фиксьон”, музыкальных и авторских передач с участием звезд кино и эстрады и т.п.) Это изменение явилось следствием негативной оценки телезрителями программного наполнения ТФ 1, выявленной в ходе социологического опроса. В 1995 г. канал переориентировал программную политику на домохозяек моложе 50 лет. Между ТФ-1 и Франс Телевизьон идет “великая битва” за рейтинг. ТФ-1 - стратегия завоевать более молодую аудиторию. Ее сегодняшний рейтинг -40 %

Каналь +. Платный закодированный канал, создан в 1984 г. Он транслирует 364 фильма в год с повторами в течение 3-х недель. 40% составляет французская продукция.

АРТЕ. Государственный культурный канал. В 1992 году 5-й канал передан ассоциации Европейского ТВ (АРТЕ) Франко-немецкая программа транслируется из Страсбурга. Производство программ обеспечивает Общество по созданию телевизионных программ (SEPT) в Париже (50%) и Дойчен Гмбх в Баден-Бадене. Информационные программы составляют 300 часов в год, кроме того транслируются: документальные ленты, посвященные науке, культуре, искусству, молодежные программы, музыка, классика кино, спектакли, игры. Информационная программа идет без ведущих, видеоряд сопровождается комментарием на немецком и французском языках. АРТЕ принимают 1 млн. домов во Франции и 10 млн. в Германии.

В 1995 г. правительство Франции стало проводить политику превращения этого канала в европейский. Ее цель: увеличение аудитории, упрочение положения АРТЕ в мировом аудиовизуальном “пейзаже”, предложение разнообразного ТВ общественной службы Европе, “оккупированной” частными каналами.

Эта политика выражается в заключении различных соглашений с различных соглашений с государственными европейскими каналами, а также договоров об обмене программами и совместном производстве. Программы канала собираются распространять через спутник.

К 1996 г. канал разработал новую программную сетку: не изменяя своей культурной направленности, АРТЕ намерен привлечь аудиторию передачами о социальных проблемах, прямыми информационными репортажами, а также предлагая короткие передачи энциклопедического типа, посвященные природе, искусству и науке.

Эта инициатива сближает его издательскую линию с линией пятого образовательного канала

Канал Ла Сэнкьем. С декабря 1994 года вещает по утрам на той же частоте, что и АРТЕ (до него) Генеральный директор Жан-Мари Кавада. Акционеры: государство (51%), Национальное агентство занятости и Ассоциация профессионального образования (15%), Национальный центр педагогической документации (ЦНДП), Национальный центр заочного обучения (ЦНЕД) и ОНИСЕП(7%), Франс Телевизьон (5%), Ла Сет (5%), Национальный институт аудиовизуальных средств (ИНА) (5%), Депозитная касса (5%), Французская библиотека и Собрание национальных музеев (5%), Остальные 5% распределены между частными инвесторами.

Глобальное 13-часовое предложение программ, объединенных вокруг двух основных тем: научно-популярного образования и новых открытий. Привлекает к сотрудничеству актеров, людей искусства, очень популярны программы изучения иностранных языков. Совместное производство документалистики с английскими, американскими, немецкими и японскими операторами сетей.

Его передачи можно увидеть и в вечернем эфире на кабельном канале ТВ кабль, в Европе и северной Африке при помощи спутника “Етелсат”.

По мнению Ж.-М Кавада, из-за недостатка государственных средств соединение АРТЕ и Ла Сэнкьем неизбежно.

М 6. (Шестой канал, ТВ-6) Первого марта 1987 г. начала вещание новая Шестая программа, получившая название Метрополь 6 (М6). Информация занимает 1 ч. 20 мин. в сутки (краткие тематические тележурналы), 30% времени отводится музыкальным программам, играм, детским передачам и кино - М6 инвестирует в производство кинофильмов 3% своих доходов. В 1992 году эта сумма составила 200 млн. франков.

Во Франции существуют квоты на показ и производство национальной телепродукции (благодаря им рынок Франции является наиболее защищенным извне), специальный протекционизм в области культуры. Все каналы обязаны показывать 50% французских программ. В 1991 году ТФ -1 в 1991 г. Высший совет по аудиовизуальным СМИ приговорили к штрафу в 30 млн. фр. за несоблюдение квоты показа оригинальных французских программ ( это решение оспаривалось). Правительство по-прежнему защищает режим квот, хотя эта система задерживает развитие кабельного и спутникового ТВ: национальная продукция часто намного дороже импорта. Новые каналы с их нестабильными ресурсами не могут сразу позволить себе распространение и производство национальных программ.

В последние годы термины “инфомагистрали”, “киберпространство”, “виртуальное общество” - обогатили лексикон французских СМИ. “Первой ласточкой можно назвать создание службы “Радиофиль” (платное радио по телефону). Теперь в Нью-Йорке или Брюсселе каждый желающий, заплатив 2 400 фран. (абонентская плата за 30 часов) может слушать передачи Франс-инфо по телефону. Эта новая услуга предлагается недавно созданным обществом распространения информации по телефону (СЕДИТ). Чтобы получить доступ к “Радиофиль”, необходимо набрать номер из 5 цифр, получаемый вместе с абонементом. Абонент может слушать передачи либо напрямую, либо по записи, выбрав время передачи, ограниченное, однако, 24 часами. Принцип действия такой же, как у магнитофона: чтобы прекратить прием, нужно набрать “5”, чтобы перемотать назад - “4”, вперед - “6”. Передачи французского радио таким образом можно слушать из любой телефонной кабины.

В 1995 году в гонку за лидерство в области цифрового ТВ, начатую крупнейшими компаниями по информатике и бытовой электронике, включилась и французская группа “Томсон Кансуме Электроникс”. Вместе с американской компанией “Сан Микросистемс” она представила свой проект интерактивного ТВ - комплексную систему, названную “Опен ТВ”. Находясь у себя дома, зрители с помощью единого телеуправления смогут выбрать любую программу из библиотеки цифровых программ и определять час ее трансляции. Они также смогут заказать билет на поезд или авиабилет, приобрести одежду. К преимуществам системы относится ее совместимость с нынешними ТВ-приемниками, а в дальнейшем она будет распространяться по кабельным и спутниковым сетям.

В области кабельного ТВ Франция занимает едва ли не последнее место в Европе. В 1993 г. шесть обществ кабельного ТВ, охватывающие маленькие и средние города, объединились в ассоциацию новых кабельных сетей (АНКС). В общем они представляют около 100 сетей (из 251 разрешенных во Франции), и имеют около 100 тыс. подписчиков. Цель ассоциации - преодолеть отставание страны в оснащении кабелем маленьких и средних городов.

Кабельные каналы, имеющие от 993 до 915 тыс. домов-подписчиков во Франции: Евроспорт Франс, ТВ-5 Ероп, РТЛ ТВ, Каналь Ж, МТВ Ероп. Меньшей популярностью пользуются: РАИ, МКМ, Евромьюзик, ТВЕ Интернациональ, Планет, Всемирная служба ББС.

В 1994 г. начал вещание новый информационный кабельный канал “Ла шен инфо”. (100% филиал ТФ 1). Модель - Франс-инфо и Си-эн-эн. 80 ж-тов. Программы состоят из 7 минутных выпусков новостей, коротких информационных включений каждые четверть часа, ток-шоу и т.д. Приоритет отдается прямым репортажам. Для распространения используется спутник Телеком 2Б.

У Канала + целый “букет” своих кабельно-спутниковых каналов. У ТФ 1 пока 2 (Евроспор” и “Ла шен инфо”).

Наступает эра тематических каналов. С сентября 1994 года начал свое вещание канал ТВ- метео - первый из подобных каналов во Франции. Его передачи транслируются по кабелю с 7.00 до 21.00 и посвящены сводкам погоды на территории Франции и Европы, практическим советам садоводам, автомобилистам и всему, что связано с погодой. Подписная цена - чуть больше 1 фр. в месяц.

Вещание на заграницу. Международное сотрудничество.

Франция довольно успешно распространяет свои программы по всему миру. АРТЕ - французский канал европейской направленности - группирует программы государственных каналов Франции и Европы, Каналь Франс Антер покрывает Африку, Азию, Центральную и Восточную Европу, Радио Франс антер работает 24 часа в сутки на разных языках по всей планете.

Каналь + в 1994 г. подписал соглашение с Бертельсманном о технологическом и финансовом сотрудничестве в области платного, в перспективе цифрового, ТВ в Европе, с 1995 г. в Польше (Варшава) транслируется кодированный телеканал специализирующийся на спорте и кино; по кабельному ТВ США - передачи канала “Вуаля”, посвященные “искусству жить по-европейски” - кухня, мода, музыка, путешествиям, подписан договор о сотрудничестве с испанской Телефонной сетью Телефоника - испанцы смогут увидеть передачи кабельного ТВ, заключил договор с Европейским спутниковым обществом (СЕС) о размещении своих цифровых каналов на спутниковой системе “Астр”. В конце 1996 года Каналь + предлагал во Франции около 40 каналов различных цифровых программ.

. Франс Телевизьон заключил соглашение с корпорацией Тайм Уорнер о сотрудничестве, включая совместное производство, покупку прав, развитие ТВ. Соглашение включает: 1) совместную музыкальную программу, в которой 80% должна составлять французская музыка. Уорнер Броз будет участвовать в совместном производстве ТВ-фильмов, сериалов, мультфильмов и т.д. с Французским телевидением на взаимовыгодной основе. Большинство из них будут французские и/или европейские произведения. Французское телевидение будет закупать кино-, теле- и видеопродукцию, отдавая приоритет распространяемой Тайм Уорнер. Планируются общие тематические каналы (кабельные и спутниковые) и т.д. Также заключен договор с ТВ Китая.

Что касается международных обменов аудиовизуальными программам, то с этим во Франции серьезные и давние проблемы: объем продажи американских программ во Франции равен 1 млрд. франков, в то время как совокупный экспорт в США и Канаду где-то 14 млн. фр. Совместные франко-американские постановки очень проблематичны из-за разницы в стандарте. Серия -60 мин, показ - 90 мин (Франция), 26 и 52 (США).

Радиовещание Франции.

Экономический и юридический статут французского радиовещания и телевидения, сложившийся после войны, обусловливался запрещением частного радиовещания и провозглашением государственной монополии на передачу сигнала.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или телепередачи, но право распространять их было предоставлено только госуд. Службам. Выход: частные периферические радиостанции, передатчики которых расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Сеть частных коммерческих радио- и телестанций: Радио-Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.

К марту 1985 г. Высший совет по аудиовизуальным средствам (КСА) выдал 1268 разрешений на частное радиовещание.

Крупнейшие радиовещательные корпорации (4) -

РТЛ Ероп 1 НРЖ РМС

34% М 40 100% Прогр. 98% Прогр. Шери ФМ 51% Ностальжи

100% Фан Ероп 2 99% Рир э шансон

Распределение аудитории - Общественная служба - 22,2%, НРЖ, Шери ФМ, Рир э шансон - 9,2%, Ероп-1, Ероп-2 - 3,6, РФМ -1,1, РМС - 2,4, Ностальжи - 3,9, другие - 6%.

В последние годы происходит быстрая концентрация радиовещания на основе рекламных предприятий, которые близки к монополизации рынка. Их 4.

1). Режи 1 (группа Матра-Ашетт) - Ероп 1, Ероп 2, Скайрок, РФМ, Объединение по экономическим интересам “Ле Зендепандан” и Оторут ФМ.

2). ИП (информасьон и публисите) (Гавас -КЛТ) и ИП ФМ (филиал Гавас) - РТЛ, Фан Радьо, Вит ФМ, М 40 и Сюд радьо. (2\3 рекламных инвестиций).

3). 15/34 (включена в группу НРЖ) входят Шери ФМ, Рир э Шансон.

4) ЖЕМ (предприятие ла Софирад, созданное в 1991 г.) - РМС и Ностальжи.

Эти четыре группы контролируют 4 предприятия, дающие рекламу 11 основным частным национальным радиостанциям.

В противовес действующему законодательству группы утверждают реальное влияние на независимые радиостанции, т.е. не имея возможности установить прямой контроль, прибегают к косвенному.

Печать Франции.

В ноябре 84 г четвертая программа ТВ Канал+ начала работу. Это первый факт отступления от госмонополии на ТВ. Хотя через нац.банки и агенство Гавас гос-во держало К+ под контролем. По соглашению м-у гос-м и Гавасом, К+ сдавался обществу сроком на 12 лет. Финансироваться К+ должен абонентской платой и спонсорством, но К+ не будет включать в свои программы рекламу. К+ демонстрирует политику социалистов. План развития фр.ТВ от 85г. Предусматривал создание 2 нац.коммерческих каналов: общий, информационный, на широкую аудиторию и музыкальный - на молодежь. + создание 40 местных телестанций. Первый нац.частный канал принадлежал Сейду и итальянцу Берлускони. Все боялись монополизации и исчезновения общественного ТВ вообще. К 86 аудитория была 28 млн., программы прерывались рекламой товаров и услуг, до этого рекламируемых только в прессе. Фр.программ 25% , общ. И К+ - 60%. Меры прав-ва в области ТВ и РВ стремились усилить позиции социалистов перед выборами -86. Правительство стало правым. Оно отменило концессии Канал-5 и ТВ-6 и разрешение на вещание частных компаний. Право распределения частот передано Комиссии по коммуникациям и свободам, кот. организует процедуры приватизации. В частное владение срочно передали первую программу ТФ-1. К 85 ТФ-1 довольно стабилен, хотя и с дефицитом 85 млн.франков. В 85г за счет обогащения картинки информация ТФ-1 стала соперничать с К-2. 86г - приняты 3 закона о СМИ, один из них - закон о свободе коммуникации. Акции частных Канал-5 и ТВ-6 поступили в продажу. Право покупки было у альянса Эрсан-Берлускони (Лебедев -Кумач!). 1 марта начал вещать новый 6 канал - Метрополь 6 (М-6) . ТФ-1 купил Бунг в паре с Максвеллом. 2 этап приватизации ТФ-1 шел плохо, оставшиеся 50% на фиг никому не вперлись. В 87 обнаружили, что частные программы не соблюдают своих обязательств. Из 6 программ 4 - частные. «Арте» - канал культуры (франко-нем.).

80-90гг. - рост газетных групп: Ашетт, Гавас, Эрсан. Увеличение концентрации. Слияние инф. И промышленного капитала. «Фигаро» поглотил «Франс суар», который теперь вечерний выпуск Фигаро. Газеты очень подорожали. «Монд» долго была во владении самой редакции, теперь АО. 90гг. - укрепление качественной прессы. «Информатен» - попытка создать альтернативную прессу А4. Через 2 года вымерла. Монд на 1 месте по распространению в других странах. Фигаро- у Эрсана, у него еще и фигаро ТВ, мадам франс, франс магазен, экономические приложения. «Ф суар» раньше была у Ашетт, потом загнулась и слили с фигаро. Есть классная фишка «Эко» -ежедневная, качественная, сама себе издательский дом. Региональная пресса увеличивает тиражи. Тенденция к еженедельникам. Бульварных (в полном смысле слова) осталось мало. Монд на интеллигентную публику. Либерасьон - левая, близко к монду. Фигаро - центристская, на бизнесменов. Из наших к монду ближе независимая газета. Публицистика уходит в еженедельники: Экспресс, Пуэн, Обсерватер нувелль. Развивается провинциальная пресса - ДНА (новости Эльзаса), «Уэст франс» (Руан).по тиражу превосходят парижские.

Интересно:

СМИ Великобритании:

Символом современной британской печати до последнего времени была Флит-стрит – улица лондонского Сити, где распо¬лагались газетные издательства и выпускались основные нацио¬нальные газеты. Теперь же они переместились в район одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснили требования сов-ременной технологии газетного производства и борьба за выжи¬вание в условиях ожесточившейся конкуренции “электронных” СМИ и газетно-журнальной печати. В этой борьбе с начала 60-х гг. были потеряны три ежедневные и четыре воскресные газеты. Их место заняли четыре новых ежедневных газеты (“Сан”, 1964; “Тудей”, 1986; “Дейли стар”, 1978; “Индепендент”, 1986), а также три воскресных (“Санди миррор”, 1963; “Санди телеграф”, 1961 и “Индепендент он санди”, 1990). Были еще три новых издания, но они не выдержали конкуренции, так как не смогли получить достаточное количество рекламы.

Для второй половины ХХ в. характерно неуклонное сокраще¬ние тиражей ежедневных и воскресных газет, прекращение выхо¬да иллюстрированных журналов общего типа (“Пикчер пост”, “Джон Булль” и др.), уменьшение числа полос центральных (национальных) газет (с 16-24 до 4-8), а также рост попу¬лярности женской периодики и журнальных вкладок-приложений к воскресным газетам. Одна из причин – перестройка рек¬ламного бизнеса и его переориентация на телевидение.

Но это не говорит о падении влияния газет как источников информации и рупоров общественного мнения, их роли как “чет¬вертой власти”. Осталось неизменным количество (85 из 100) британцев, прочитывающих ежедневно не менее одной газеты. В информационном пространстве осталось, как и прежде, 11 ежед¬невных и 9 воскресных газет. В 2002 г. британцы отметят 300-летие со дня выхода в Лондоне первой ежедневной газеты “Дейли курант”.

Британия – страна классической вертикальной модели прес¬сы: общенацио-нальные газеты – региональные издания – местная пресса. Общенациональная пресса содержит аналитическую ин¬формацию по важнейшим вопросам политики, экономики, культуры страны и мира, а также общенациональную и зарубежную инфор¬мацию. Региональная (провинциальная) – рупор локальных но¬востей и рекламы местных универмагов.

Особенности центральной прессы Великобритании – высокая ее концентрация в руках немногих издателей. До Первой миро¬вой войны господствовал семейный (фамильный) принцип владения: лорд Нортклиф и его племянник С.Кинг (“Дейли мир¬рор”, “Сан” и еще две воскресные газеты); лорд Бивербрук (“Дейли экспресс”, Санди экспресс”); лорд Ротермир (“Дейли мейл” и десятки других изданий, образующих группу “Ассошиэй¬тед ньюспейперс”) и его племянник Д.Астор (“Обсервер”); лорд Кемсли (“Санди таймс” и большая группа провинциальных газет); лорд Кемроуз (“Дейли телеграф”); лорд Саутвуд (“Дейли ге¬ральд”); семейств Скоттов (“Манчестер гардиан”) и Карров (крупнейшая в мире по тиражу воскресная “Ньюс оф уорлд”).

Наступление научно-технической революции в средствах массовой информации нарушили эту традицию, ибо потребовали крупных инвестиций и привлечения иностранного капитала.

Концентрация прессы в немногих руках всегда была предме¬том критики английской общественности, которая опасалась, что это сведет на нет свободу печати. Несколько раз (в 1945, 1961 и 1974) создавалась Королевская комиссия по делам печа¬ти, которая исследовала состояние финансовых рычагов контро¬ля и управления, а также собственности в прессе. И она не обнаружила оснований для тревоги, оправдывала существующий уровень монополизации экономической необходимостью, заявила, что британской прессе нет равных в мире, что она свободна от коррупции и закулисных финансовых влияний. Практическим ре¬зультатом ее работы явилось создание Совета по прессе – об-щественного органа из 27 человек (в основном редакторов и издателей газет). Он должен был способствовать сохранению свободы печати. Было решено, что если владелец газетной группы собирается купить еще одно издание тиражом свыше 500 тыс. экз., то эта сделка предварительно должна рассматри-ваться антимонопольной комиссией. И ни разу с 1949 г. эта комиссия не высказывалась против.

Газетно-издательская продукция Великобритании адресована определенным социальным слоям общества. Британский институт практиков рекламы делит аудиторию на группы: А, В, С-1, С-2, D, Е. А – элита аристократии и биз¬неса, “высший средний класс”; В – средняя буржуазия, чинов¬ники, высококвалифицированные рабочие, “средний класс”; С-1 – “низший средний класс” (мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция, учителя, служащие); С-2 – квалифицированные рабочие. Группа D – малоквалифицированные рабочие, разнора¬бочие, низкооплачиваемые категории трудящихся. Е – учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии и соци¬альные пособия от государства. При определении направленнос¬ти рекламы и рейтинга издания эти шесть категорий делят на две подгруппы: АВС-1 и С-1DЕ. Они определяют социальное по¬ложение людей, уровень их образования и состояния.

В британской печати есть четкое разделение труда – одни издания призваны прежде всего информировать и просвещать, другие – развлекать. Поэтому пресса Англии делится на ка¬чественную (элитарную) (“Таймс”, “Дейли телеграф”, “Файнэншл таймс”, “Гардиан” и “Индепендент” и воскресные “Санди таймс”, “Обсервер”, “Санди телеграф” и “Индепендент он санди”) и популярную (массовую) (“Сан”, “Дейли миррор”, воскресные “Санди миррор”, “Ньюс оф уорлд” и “Пипл”). Они отличаются не только стилем подачи материалов, версткой и оформлением. Массовые газеты издаются “таблоидным” форматом (формат наших суббот¬них газет). Сегодня появляются и газеты промежуточного ха¬рактера (“Дейли мейл”, “Дейли экспресс”, “Тудей” и воскрес¬ные “Мейл он санди” и Манди экспресс”) – они имеют “таблоид¬ный” формат, но адресуются читателям качественной прессы.

Поначалу эти издания были противоположными полюсами журналистики. Главное содержание качественных газет – развер¬нутая информация, редакционные статьи, аналитические коммен¬тарии, письма видных деятелей политики, экономики, культуры, церкви. Язык газеты – университетский, то есть понятный лю¬дям с высшим образованием. Популярная (массовая) пресса – это прежде всего сенсации, скандальные истории и частная жизнь знаменитостей, криминальная хроника, секс, розыгрыши лотерей, призов, спорт и спортивная жизнь во всех проявлени¬ях. Основатель “копеечной” прессы – лорд Нортклиф.

Большинство британских газет, за исключением партийных (“Трибюн” – орган левых лейбористов, “Морнинг стар” – комму¬нистов и разрозненных сторонников марксизма), стараются не подчеркивать свои симпатии к какой-либо партии вне предвы¬борных компаний. Но их позиция может существенно повлиять на исход выборов. Так, “бульварная” – массовая газета “Сан” под руководством Р.Мэрдока в 1992 г. не позволила лейбористам прийти к власти, выступив с мнением о некомпетентности руко¬водства лейбористской партии в сфере экономики.

Реклама в британских газетах занимает значительное мес¬то (от 15 до 50%), но количество ее на страницах прессы оп¬ределяется ее рейтингом и тиражом. В массовых изданиях рек¬ламируются повседневные товары, ширпотреб, а в качественных – предметы роскоши, недвижимость, путешествия. Отличается и стоимость рекламы в разных изданиях. Доходы от рекламы составляют нередко важнейший источник финансирования газет и журналов. Особенно выгодна телевизионная реклама. Важ¬ной статьей дохода газет является публикация объявлений.

В последние десятилетия для СМИ Великобритании характер¬но создание крупных концернов, владеющих акциями многих пе¬риодических изданий, телевизионных и радиокомпаний в стране и за рубежом. Такая перекрестная собственность делает их экономически устойчивыми, ибо позволяет перераспределять ка¬питал, подпитывать прессу за счет доходов от телевидения и т.д. Так, в 60-е гг. образовался крупный концерн “Интернэшнл паблишинг корпорейшн” (ИПК) путем обмена акциями концернов С.Кинга “Миррор-Пикториал” и лорда Саутвуда “Одэмс”. В итоге его контроль распространился на ряд изданий в Африке и стра¬нах Карибского бассейна, он стал владельцем 300 периодичес¬ких изданий, а также массовых ежедневных английских газет “Дейли миррор”, “Дейли геральд” и воскресных “Санди миррор”, “Пипл” и др. Этот концерн провел реорганизацию структуры концерна, “прореживание” издаваемой им периодики, были зак¬рыты дублирующие издания, созданы новые. Но в результате число подписчиков, привыкших к традиционной периодике, сокра¬тилось. Возникли финансовые трудности. Произошло слияние с ведущей бумагоделательной компанией “Рид пейпер груп”, которая стала фактическим владельцем ИПК.

В жесткую конкуренцию на информационном рынке Великобри¬тании в 60-70-х гг. включились и выходцы из других стран – канадец Р. Томсон, взявший под контроль сначала шотландские СМИ, затем и другие печатные издания Англии, в том числе крупнейшие “Санди таймс” и “Таймс”; австралиец Руперт Мэр¬док, основавший популярную “массовую” газету “Сан”, и новые британские дельцы газетного бизнеса, например, Роберт Макс¬велл, создавший транснациональную монополию “Максвелл-хауз”. Нововведения Р.Томсона, приведшие его к успеху, состояли в реорганизации СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую технологию печати, но и в предприятия радио и телевидения, организации газетного дела как поточного производства, стандартизации новостей и ком¬ментариев, издании в разных городах сходных по содержанию, но под разными названиями газет, управляемых из единого центра, создании сети дочерних предприятий.

Во времена “тэтчеровской революции” (1979-1990) на анг¬лийском рынке появилось сразу около десятка новых общенацио¬нальных изданий – “Дейли стар” (1978), “Тудей” (1986), “Ин¬депендент” (1986), спортивные “Дейли спорт” (1986), воскрес¬ные “Санди спорт” (1986), “Мейл он санди” (1982), “Индепен¬дент он санди” (1990), “Корреспондент он санди” (1990), “Лондон дейли ньюс”, “Ньюс он санди” (профсоюзная). Это был своеобразный рекорд. Часть новых газет не выдержала конку¬ренции и быстро сошла со сцены, другие остались.

Экономический спад 90-х гг. отрицательно сказался на прессе: уменьшилось количество рекламы, упали доходы от объ¬явлений, не помогали “ажиотажные” способы привлечения чита¬телей (лотереи, конкурсы). Преимущества получили издания, выходящие в цветном оформлении. Первой это сделала “Сан”, с 1991 г. печатавшая четверть тиража с цветными иллюстрациями. Качественные издания, кроме “Гардиан”, тоже стали выходить в цвете. Шатким стало положение политических еженедельников. В 1991 г. после смерти Р.Максвелла произошел развал его “импе¬рии”. Это привело к перегруппировке сил в британском пресс-бизнесе. Теперь на рынке изданий общенационального ти¬па действует 8 групп:

1. “Ньюс интернейшнл” (Руперт Мэрдок): ежедневные “Сан” (3,5 млн.экз.), “Тудей” (0,5 млн.), “Таймс” (375 тыс.), а также воскресные “Ньюс оф уорлд” (4,6 млн.) и “Санди таймс” (1,2 млн.).

2. “Миррор групп ньюпейперс” (после смерти Р.Максвелла, управляется консорциумом из представителей корпораций Сити, главный менеджер Д.Монтгомери): ежедневная “Дейли миррор” (2,6 млн.), шотландская “Дейли рекорд” (700 тыс.), а также воскресные “Санди миррор” (2,6 млн.) и “Пипл” (2 млн.).

3. “Юнайтед ньюпейперс” (лорд Стивенс): ежедневные “Дейли экспресс” (1,5 млн.), “Дейли стар” 770 тыс.), воск¬ресная “Санди экспресс” (1,7 млн. ).

4. “Телеграф груп” (Конрад Блэк): ежедневная “Дейли те¬леграф” (1,1 млн.), воскресная “Санди телеграф” (565 тыс.).

5. “Ассошиэйтед ньюпейперс” (лорд Ротермир): ежедневная “Дейли мейл” (1,7 млн.) и воскресная “Мейл он санди” (2,7 млн.).

6. “Ньюпейперс паблишинг” (А.Уиттем-Смит и др.): ежед¬невная “Индепендент” (350 тыс.) и воскресная “Индепендент он санди” (400 тыс.).

7. “Пирсон”: ежедневная “Файнэншл таймс” (300 тыс.) и еженедельник “Экономист” (500 тыс.).

8. “Гардиан медиа груп”: ежедневная “Гардиан” (400 тыс.) и воскресная “Обсервер” (530 тыс.).

Сегодня английский рынок характеризуется предельной на¬сыщенностью, возможности увеличения тиражей печатных изданий исчерпаны, возможен только “передел” читательского спроса за счет каких-либо изданий, не выдержавших конкуренции. Больше шансов у финансово устойчивых корпораций, которые для прив¬лечения читателей могут существенно снижать цены на газеты, как сделал Р.Мэрдок в 1993 г. на газету “Таймс”. Это увели¬чило тираж и соответственно прибыли от рекламы. Ситуация ос¬ложняется экспансией мультимедиа (компьютерных информацион¬ных сетей, кабельного и спутникового телевидения, индустрии видеоразвлечений). В перспективе должно произойти превраще¬ние всего мира в единое информационное пространство.

Таким образом, сегодня в Великобритании в сфере СМИ на смену “национальному империализму” пришел наднациональ¬но-корпоративный. Британские газеты издаются и рассылаются во многие ведущие финансовые столицы мира. Например, “Фай¬нэншл таймс” – в пяти (Париж, Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк, Токио) и рассылается во все страны мира. Это касается и дру¬гих британских газет. Зарубежные подписчики составляют 80 процентов читателей еженедельника “Экономист”. Агентство “Рейтер” стало специализироваться на сборе и распространении экономической информации, и это дало результаты 70 процентов доходов. На распространении политических новостей специали¬зируется агентство “Пресс Ассошиэйтед”. “Рейтер”, завладев видеослужбой “Висньюс”, производившей и распространявшей те¬левизионные новости, начало преобразовывать информационные службы коммерческого британского телевидения Ай-ти-эн в не¬зависимое международное агентство теленовостей.

В Великобритании, как и во всем мире, идет процесс слия¬ния (конгломерации) СМИ. Р.Мэрдок одним из первых взял под контроль спутниковое телевидение “Би-скай-би”. Группа “Пир¬сон” (“Файнэншл таймс”, “Экономист”) полностью контролирует компанию “Темз телевижн”, имеет крупные вложения в спутнико¬вые, кабельные телевизионные каналы, является совладельцем 5-го канала коммерческого телевидения (“Ай-ти-ви). То же са¬мое сделали и другие газетные группы.

Великобритания является страной, где реализуется доктри¬на “естественного права”, т.е. права присущи человеку с мо¬мента рождения. В том числе свобода мысли и слова, право на информацию и публичное выражение своего мнения. В Англии нет цензуры, нет специального закона о средствах массовой инфор¬мации. Для того, чтобы печатать какое-либо регулярное издание, не нужно иметь лицензию. Надо лишь отправить в главное почтовое ведомство уведомление с выходными данными издания и получить регистрационный номер. Соблюдение норм свободы пе¬чати и ответственность за злоупотребление ими регулируется общим законодательством страны, прежде всего законы о клеве¬те и диффамации, о государственной тайне, о рекламе, а также о непристойностях. Этику ж-тов и редакторов газет и журналов регулирует “Кодекс практики”. Существуют норматив-ные акты лишь относительно регулирования радиовещания, теле¬видения и рекламного дела, а также размеров собственности в газетном бизнесе. За этикой прессы следит Совет по печати, созданный в 1953 г. В 1965 г. Парламент принял закон о моно¬полиях и слияниях, который позволяет слияние газет, если их общий тираж не превышает 500 тыс.экз., только с санкции ми¬нистерства торговли и промышленности.

СМИ Великобритании.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕЧАТЬ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Последнее десятилетие века в Англии было отмечено сменой эпох в газетном деле, вызванной требованиями новой технологии полиграфического производства и борьбы газетно-журнальной журналистики за выживание в условиях жесткой конкуренции со стороны "электронной" журналистики. Начало 90-х гг характеризовалось неуклонным сокращением тиражей ежедневных и воскресных газет и прекращением выхода журналов общего типа, таких как "Пикчер пост" и "Джон Булль". Их место заняли женская периодика, а также журнальные вкладки-приложения к воскрестным газетам. Одна из причин этого явления - перестройка рекламного бизнеса: большинство рекламных кампаний, расчитанных на массового потребителя, было перенесено на телевизионные каналы.

Англия считается классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельных), жители страны привыкли иметь к завтраку свежую лондонскую газету, ожидая найти в ней сообщения обо всех событиях общенационального и мирового значения. На долю же региональных изданий часто выпадает роль рупора локальных новостей и вестника рекламы местных универмагов.

Из этой особенности центральной печати вытекает и предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. К началу 90-х гг. господствующие позиции в центральной британской прессе захватили 5 групп : 1) "Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока , 2) "Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла, 3) "Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса, 4) "Телеграф" канадского бизнесмена К.Блэка, 5) "Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира. Основные газеты, находящиеся во владении этих групп, делятся на:

а) ежедневные качественные

"Таймс" /"Ньюс интернэшнл" , тираж в 1996 г. - 860 тыс. экз./

"Гардиан" /"Медиа Гардиан груп", 402 тыс. экз./

"Дейли телеграф" /"Телеграф", 1100 тыс. экз./

"Файнэншл таймс" /"Пирсон", тираж в 1995 г. - 286 тыс. экз/

б) ежедневные промежуточные

"Дейли мейл" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 1794 тыс. экз./

"Дэйли экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1292 тыс. экз./

в) ежедневные популярные

"Сан" /"Ньюс интернэшнл", тираж в 1996 г. - 3939 тыс. экз./

"Дейли миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2361 тыс. экз./

г) воскресные качественные

"Санди таймс" /"Ньюс интернэшнл, 1413 тыс. экз./

"Санди телеграф" /"Телеграф", 750 тыс. экз./

"Обсервер" /"Медиа Гардиан груп", 462 тыс. экз./

д) воскресные промежуточные

"Мейл он санди" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 2119 тыс. экз./

"Санди экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1446 тыс. экз./

е) воскресные популярные

"Ньюс оф уорлд" /"Ньюс интернэшнл", 4509 тыс. экз./

"Санди миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2527 тыс. экз./

"Пипл" /"Миррор груп ньюспейперс", 2079 тыс. экз./

Ежедневная газета "Морнинг стар", орган Коммунистической партии Великобритании, проходила в официальных справочниках по разряду "национальных" газет до 1990 г. Но после самороспуска расколотых коммунистических организаций газета потеряла более половины читателей, особенно в провинции.

В Англии широко поставлено и журнальное дело. Среди журнальной периодики можно выделить издания:

1) общественно-политические

а) качественные

"Нью стейтсмен" /еженедельный/

"Спектейтор" /еженедельный/

б) массовые

"Тайм аут" /еженедельник/

2) политические

"Трибьюн" /еженедельник, лейбористский/

3) экономические

"Экономист" /еженедельник/

4) научно-популярные

"Нью сайентист" /еженедельник/

5) сатирико-юмористические

"Панч" /еженедельник/

6) специализированные

а) женские

"Вумэн" /еженедельник/

б) военные

"Дифенс" /ежемесячник/

1994 год был периодом расцвета субботних приложений качественных изданий. Самое объемное приложение - у газеты "Дейли телеграф". Оно включает семь секций и расчитано на довольно широкий круг читателей. Одни из разделов: "Уикенд", "Бизнес ньюс", "Ти-ви энд радио", "Артс энд букс" и "Янг телеграф". Объем продажи субботнего тиража выпуска превысил показатели будничного на 20%. Схожая ситуация и у газеты "Гардиан", субботний выпуск которой включает теперь молодежный журнал.

По контрасту с заметной материальной нестабильностью газет общего типа в Англии продолжают процветать издания и пресс-организации, специализирующиеся на сборе и распространении экономической информации. Причем в течение 80-х - начале 90-х все они стремились расширить базу своей деятельности, прежде всего, за пределами страны. В роли аналитика мировой экономики лидируют деловые периодические издания группы "Пирсон". Газета "Файнэншл таймс", например, издается одновременно в пяти "финансовых" столицах - Лондоне, Париже, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио - и рассылается во все страны мира. А контингент читателей еженедельника "Экономист" этой же группы, анализирующего главные проблемы мирового рыночного хозяйства, на 80% состоит из зарубежных подписчиков.

В течение последних лет многие газетные издательства Англии стремятся вложить свои капиталы в телевизионный бизнес. Так, компания Пирсона в 1993 г. стала собственником крупной телевизионной продюсерской компании "Темз телевижн". Владельцы "Дейли телеграф" купили 15% акций телекомпании "Карлтон". В конце лета 1996 г. английский парламент принял "Акт о вещании ", который разрешает газетным компаниям вкладывать капиталы в неограниченное число коммерческих каналов телевидения, а коммерческим каналам в свою очередь вступать во владение газетными предприятиями. Но в результате таких комбинаций в одних руках не может сосредоточиваться контроль над более чем 15% аудитории коммерческого радиовещания и телевидения, а также 20% общего тиража газет.

18. СМИ Великобритании.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕЧАТЬ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Последнее десятилетие века в Англии было отмечено сменой эпох в газетном деле, вызванной требованиями новой технологии полиграфического производства и борьбы газетно-журнальной журналистики за выживание в условиях жесткой конкуренции со стороны "электронной" журналистики. Начало 90-х гг характеризовалось неуклонным сокращением тиражей ежедневных и воскресных газет и прекращением выхода журналов общего типа, таких как "Пикчер пост" и "Джон Булль". Их место заняли женская периодика, а также журнальные вкладки-приложения к воскрестным газетам. Одна из причин этого явления - перестройка рекламного бизнеса: большинство рекламных кампаний, расчитанных на массового потребителя, было перенесено на телевизионные каналы.

Англия считается классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельных), жители страны привыкли иметь к завтраку свежую лондонскую газету, ожидая найти в ней сообщения обо всех событиях общенационального и мирового значения. На долю же региональных изданий часто выпадает роль рупора локальных новостей и вестника рекламы местных универмагов.

Из этой особенности центральной печати вытекает и предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. К началу 90-х гг. господствующие позиции в центральной британской прессе захватили 5 групп : 1) "Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока , 2) "Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла, 3) "Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса, 4) "Телеграф" канадского бизнесмена К.Блэка, 5) "Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира. Основные газеты, находящиеся во владении этих групп, делятся на:

а) ежедневные качественные

"Таймс" /"Ньюс интернэшнл" , тираж в 1996 г. - 860 тыс. экз./

"Гардиан" /"Медиа Гардиан груп", 402 тыс. экз./

"Дейли телеграф" /"Телеграф", 1100 тыс. экз./

"Файнэншл таймс" /"Пирсон", тираж в 1995 г. - 286 тыс. экз/

б) ежедневные промежуточные

"Дейли мейл" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 1794 тыс. экз./

"Дэйли экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1292 тыс. экз./

в) ежедневные популярные

"Сан" /"Ньюс интернэшнл", тираж в 1996 г. - 3939 тыс. экз./

"Дейли миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2361 тыс. экз./

г) воскресные качественные

"Санди таймс" /"Ньюс интернэшнл, 1413 тыс. экз./

"Санди телеграф" /"Телеграф", 750 тыс. экз./

"Обсервер" /"Медиа Гардиан груп", 462 тыс. экз./

д) воскресные промежуточные

"Мейл он санди" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 2119 тыс. экз./

"Санди экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1446 тыс. экз./

е) воскресные популярные

"Ньюс оф уорлд" /"Ньюс интернэшнл", 4509 тыс. экз./

"Санди миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2527 тыс. экз./

"Пипл" /"Миррор груп ньюспейперс", 2079 тыс. экз./

Ежедневная газета "Морнинг стар", орган Коммунистической партии Великобритании, проходила в официальных справочниках по разряду "национальных" газет до 1990 г. Но после самороспуска расколотых коммунистических организаций газета потеряла более половины читателей, особенно в провинции.

В Англии широко поставлено и журнальное дело. Среди журнальной периодики можно выделить издания:

1) общественно-политические

а) качественные

"Нью стейтсмен" /еженедельный/

"Спектейтор" /еженедельный/

б) массовые

"Тайм аут" /еженедельник/

2) политические

"Трибьюн" /еженедельник, лейбористский/

3) экономические

"Экономист" /еженедельник/

4) научно-популярные

"Нью сайентист" /еженедельник/

5) сатирико-юмористические

"Панч" /еженедельник/

6) специализированные

а) женские

"Вумэн" /еженедельник/

б) военные

"Дифенс" /ежемесячник/

1994 год был периодом расцвета субботних приложений качественных изданий. Самое объемное приложение - у газеты "Дейли телеграф". Оно включает семь секций и расчитано на довольно широкий круг читателей. Одни из разделов: "Уикенд", "Бизнес ньюс", "Ти-ви энд радио", "Артс энд букс" и "Янг телеграф". Объем продажи субботнего тиража выпуска превысил показатели будничного на 20%. Схожая ситуация и у газеты "Гардиан", субботний выпуск которой включает теперь молодежный журнал.

По контрасту с заметной материальной нестабильностью газет общего типа в Англии продолжают процветать издания и пресс-организации, специализирующиеся на сборе и распространении экономической информации. Причем в течение 80-х - начале 90-х все они стремились расширить базу своей деятельности, прежде всего, за пределами страны. В роли аналитика мировой экономики лидируют деловые периодические издания группы "Пирсон". Газета "Файнэншл таймс", например, издается одновременно в пяти "финансовых" столицах - Лондоне, Париже, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио - и рассылается во все страны мира. А контингент читателей еженедельника "Экономист" этой же группы, анализирующего главные проблемы мирового рыночного хозяйства, на 80% состоит из зарубежных подписчиков.

В течение последних лет многие газетные издательства Англии стремятся вложить свои капиталы в телевизионный бизнес. Так, компания Пирсона в 1993 г. стала собственником крупной телевизионной продюсерской компании "Темз телевижн". Владельцы "Дейли телеграф" купили 15% акций телекомпании "Карлтон". В конце лета 1996 г. английский парламент принял "Акт о вещании ", который разрешает газетным компаниям вкладывать капиталы в неограниченное число коммерческих каналов телевидения, а коммерческим каналам в свою очередь вступать во владение газетными предприятиями. Но в результате таких комбинаций в одних руках не может сосредоточиваться контроль над более чем 15% аудитории коммерческого радиовещания и телевидения, а также 20% общего тиража газет.

Печать Великобритании.

В 80гг. В анг.журналистике особенно активны ТНК (Мэрдок, сука, и здесь отличился!). Драматических изменений не происходит. «Тудэй» закрылась, а Индэпендант осталась. Растет кол-во качественных газет. Увеличивается средний класс, особенно во время Тэтчер. «Фин.таймс» - суперкачественная, освещ. И политику, и экономику и прочую хуйню. Такие же качественные Таймс, Гард, Дейли телеграф и Индепендент. Столичная пресса - только одна вечерняя. В провинции наоборот.

ТВ по традиции с большой долей госвмешательства. 5 каналов, пятый - частный. Местное Тв сотрудничает с Лондоном, оставляя время для новостей. Иностранные капиталы - сука Томпсон. Оказывает влияние только на политику программных компаний. Индустрия информирования. В 90-х изменение в доставке ТВ-сигнала: кабель и спутник. Цифровое ТВ - увеличивает пропускную способность спутн..

На радио в к.80-х разрешили местное вещание. Цифровые программы - аналоги специализированных журналов.

Вещание через Интернет.

Интересно:

Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны США и Западной Европы.

Издательско-производственный комплекс - лишь начальная форма объединения нескольких структур - газеты, издательства с типографией, возможно - книжного издательства. Значительно дальше на пути объединения и концентрации СМИ продвинулись организаторы концернов. На Западе концерн - это развитая и сложная форма объединения промышленных предприятий, банков, газет и журналов, производств, обеспечивающих их бумагой и другим сырьем, фирм по их распространению, типографий, торговых и других структур. Газета или журнал - лишь один из элементов такого концерна, их существование поддерживается и обеспечивается за счет общей прибыли, которую получают его владельцы. Стремясь к монополии на рынке периодических изданий, концерн постепенно присоединяет к себе общенациональные и местные газеты и журналы, перекупая их у прежних владельцев. Одно из следствий деятельности газетно-издательских концернов - уменьшение количества периодических изданий, вытеснение с рынка более слабых конкурентов. В конце концов, на рынке остаются лишь несколько концернов, которые договариваются о разделе сфер влияния. Включение в состав концерна означает для СМИ, с одной стороны, ограничение его самостоятельности и независимости. Но с другой стороны, такое СМИ обретает уверенность в своем будущем, возможность проводить свою линию, - соответствующую политике владельцев концерна.

Германия

Бурда-группа;

Бауэр Ферлак (группа журналов “Куик”);

Концерн Бертельсмана “Груммер унд Ярд”: еженед. “Цайт”, ж-л “Гео” во Франции;

Шпрингер-Ферлак (Гамбург): “Биль цайтунг”, “Берлинер морген пост”, “Бит цет”, “Биль Берлин”.

Франция

Концерн Эрсан (группа газет, в том числе “Фигаро”, Франс суар”);

Дель Дуко (группа изданий для женщин и детей);

Ашетт - старейшая издательская группа, сотрудничает с Рупертом Мердоком;

Экспасион - группа изданий с привлечением американского капитала.

США:

Ганнет

Транснациональные корпорации:

Концерн Роя Томпсона: газеты Канады, Великобритании, стран Африки;

Руперт Мердок: австралийские СМИ, Великобритания, США, комп. “ХХ век фокс”

Корпорация Теда Тернера (Великобритания и США)

Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.

Концерны. Серые кардиналы. Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформировалось несколько десятков настоящих медиа-империй. По данным американского ученого Бена Багдикяна, в 1982 году половину мирового рынка СМИ контролировали 50 крупных корпораций. В 1987 году их чисо сократилось до 29, в 1993 - до 20. Сейчас этих корпораций 17, а их обороты достигают поистине астрономических цифр. Все владельцы медиа-империй входят в список самых богатых людей мира, регулярно публикуемый журналом "Форчун". Лихорадка слияний началась в конце 80-х. В рекордном 1995 году было заключено 243 сделки на общую сумму в 93 млрд долларов. Сейчас этот процесс пошел на спад. Скорее всего, потому, что сливаться уже просто нечему. Рынок поделен. Самым богатым медиа-магнатом считается американец австралийского происхождения Руперт Мердок, контролирующий окло 16% всего мирового рынка прессы; общий капитал ео медиа-империи оценивается в 40 млрд долларов. То, что не успел купить австралиец, поделено между немцем Шпрингером, французом Эрасаном, англичанином Максвеллом и итальянцем Берлускони. Каждый из них контролирует примерно четвертую часть пресс-рынка своей страны. Обороты таких концернов достигают нескольких сотен миллионов долларов в год. Каждый из медиа-магнатов при желании мог бы в течение нескольких лет лично выплачивать России сумуу, равную всему бюджету страны на 1999 год. Разумеется, газеты и цензура нужны магнатам не сами по себе. Каждый из них так или иначе стремится влиять на мировую политику. Чаще всего императоры правят исподтишка - как Руперт Мердок, например. Но некоторые из них идет и в открытый бой. Сильвио Берлускони в 1994 году стал премьер-министром Италии. Правда, в 1998 году его приговорили к 6 годам тюрьмы за коррупцию и взяточничество.

Самый известный из медиа-магнатов, австралиец Руперт Мердок, только в США контролирует восемь телеканалов, право на трансляцию НХЛ и НФЛ, многочисленные станции кабельного ТВ, киностудию "20 век -Фокс", газету "Нью-Йорк пост", журнал "ТВ-гайд". Ему принадлежит около десяти английских газет и 21 издание на родине, в Австралии. Недавно Мердок приобрел права на издание электронной версии китайской газеты "Женьминь Жибао". По слухам, собирается купить значительный пакет акций ОРТ.

США

В 92-93 процесс концентрации замедлился из-за спада в экономике 90г. Уменьшалось число городов, где издавались бы конкурирующие газеты. На газетном рынке США доминируют 10-15 крупнейших корпораций. Ганнет компани - Ю-ЭС-Эй Тудэй, Детройт ньюс и др. Найт Риддер инк. - Филадельфия инкуайер, Майами геральд и др. Тайм мирроу компани - Л-А Таймс, Доу Джонс компани - Уолл-стрит, Н-Й Таймс комп. - Н-Й Таймс, Херст корпорейшн - С-Фр хроникс и др.

Ньюс корпорейшн Мэрдока уже не значится среди крупнейших газетных компаний, т.к. Мэрдок еще в нач.80-х сменив приоритеты в отношении СМИ и сделав ставку на ТВ, продал принадлежавшие ему в стране газеты и в 93 вновь приобрел Н-Й пост, кот.продал в 88г. Зато Мэрдок купил единственный спутник, вещающий на всю Азию. Тайм - уорнер - первое место среди крупнейших журнальных корпораций+ кино, телестудии,книги и прочая мура - ТНК (50% акций у Т, 25 - у Тошибы, 25 - у Ито, японцы).

Многоотраслевые концерны и "цепные" монополии

Пример "Таймс" — наглядная иллюстрация того, как трудно даже самой авторитетной газете не быть вовлеченной в "цепную реакцию" слияния капиталов. В Великобритании процесс монополизации прессы в отличие от США определяется той особенностью, что столичные (или, как их называют, национальные) СМИ обслуживают читателей по всей стране. английская печать оказалась практически поделенной между четырьмя монополиями (их продукция включает не только газеты, но и книги). Общая сумма капиталов этих монополий — свыше 200 миллионов фунтов стерлингов — превышают капиталы всех остальных газетных издательств, вместе взятых.

В США репутацию одного из родоначальников семейных монополий имеет концерн Херста, созданный в конце 19 века. До второй мировой войны имя Херста было символом мощи пропагандистских средств, сконцентрированных в одних руках, впоследствии размеры империи Херста несколько поубавились. В собственности Уильяма Рандольфа Херста-младшего сейчас находится 11 ежедневных газет, две воскресные газеты и одна еженедельная газета (совместно со Скриппс-Говардом). Общий разовый тираж газет Херста достигает 6 миллионов экземпляров.

Концерн Скриппс-Говарда в США имеет даже более старинную родословную, чем херстовский. У его истоков стояли Э.Скриппс, основавший в 1878 году "газету-копейку" в Кливленде. После смерти Скриппса в 1983 году руководителем треста стал его партнер Говард. Сыновья обоих миллионеров по-прежнему занимают руководящие посты в этом концерне. В их владении — 18 газет, в том числе "Вашингтон дейли ньюс". Общий разовый тираж газет Скриппс-Говарда превышает 3.5 миллиона экземпляров. Кроме того, концерну принадлежит 3/4 акций одного из крупнейших информационных агентств США — "Юнайтед пресс интернешнл".

В США ежедневно печатается 60 миллионов экземпляров газет. Американская пресса имеет ту особенность, что в разных районах страны массовый читатель обращается не к столичным газетам или к газетам, выпускаемым в каком-нибудь крупном коммерческом центре, а к "своей", местной прессе. Для жителей штатов главным источником новостей служат те 1749 ежедневных газет, которые выходят в разных пунктах страны. Поэтому наряду с концентрацией газет крупных городов в руках магнатов первой величины в штатах наблюдалась следующая картина постепенного перехода большого числа местных газет в руки больших и малых (в том числе семейных) трестов.

В ФРГ наиболее крупным владельцем СМИ является Аксель Шпрингер, начавший свою деятельность на этом поприще в 1946 году с издания небольшой газеты "Нордвестдойче Хефте". В том же году он получил лицензию на издание иллюстрированного еженедельника "Хёр цу". В 1962 году его тираж превысил 4 миллиона экземпляров. Первая ежедневная газета Шпрингера вышла в 1948 году — "Гамбургер Абендблатт". Более широкую известность получила вышедшая в 1952 году ежедневная "популярная" газета "Бильд", созданная по образцу американских и английских "газет-копеек". В 1953 году Аксель Шпрингер купил "на корню" издательство "Вельтферлаг". В результате он стал владельцем "солидной" прессы: ежедневной газеты "Ди Вельт", еженедельника "Ди Вельт ам Зоннтаг", а также дюссельдорфской "Миттаг". В 1954 году Шпрингер стал владельцем еженедельника "Бильд ам Зоннтаг", позднее — субботней газеты "Дас нойе Блатт", журналов "Квик" и "Ревю". Разовый тираж всех изданий Шпрингера равен примерно 15 миллионов экземпляров. Практически 9/10 тиража ежедневных "надрегиональных" газет, а также 4/5 тиража воскресных газет контролируется Шпрингером.

Во Франции одним из примеров "цепного" бизнеса может служить концерн Чино дель Дука, в руках которого находится ежедневная газета "Пари-жур", около десятка еженедельных и ежемесячных журналов для женщин и молодежи, кинокомпания и ряд книжных фирм. Монополия Эмильена Амори контролирует ежедневную газету "Паризьен либере". 4 еженедельника, 2 периодических издания, 2 провинциальных газеты и спортивную газету "Экип".

Особняком среди крупных монополистов стоят концерны, созданные путем совместного вклада капиталов несколькими монополистами. В США к этой категории относятся концерны печати "Макгроу Хилл паблишинг компани" и "Маккол корпорейшн". Во Франции основным примером концерна, созданного путем совместных капиталовложений нескольких крупных монополистов, является трест "Ашетт", который захватил монополию на продажу газет и книг. Часть капиталов этого треста принадлежит "Банку де Пари э де Пэи-Ба", а также инвесторами из группы Ротшильда. После второй мировой войны правительство было вынуждено было реорганизовать трест, с тем чтобы замаскировать факт монополизации распространения печати. Было создано кооперативное общество "Нувель Мессажери де ла пресс паризьен". На долю треста "Ашетт" осталось 49% капитала "Нувель Мессажери де ла пресс паризьен". Всего в руках этого треста находятся акции около 30 французских газет. К этому основному бизнесу треста "Ашетт" следует также прибавить его соучастие в различных предприятиях рекламы, кино, радио, телевидения, книжной торговли, в издательствах, типографиях, на писчебумажных фабриках.

Побочные монополии

Классический пример того, как монополия прессы стала побочной монополией промышленности — американская телерадиокомпания Эн-Би-Си ("Нэшнл бродкастинг корпорейшн"). Еще в тридцатые годы фирма по производству радиооборудования RCA основала на свои капиталы радиовещательную станцию. Впоследствии, начав массовое производство телевизоров, она захватила ведущие позиции также в трансляции телевизионных передач через передатчики NBC. От этой компании зависит свыше 200 местных телекомпаний. В то же время RCA неуклонно расширяла свой основной бизнес, получая огромные доходы от продажи военному ведомству электронного и другого оборудования. Аналогичные примеры врастания финансово-промышленного капитала в сферу СМИ прослеживается и в других странах.

Возникновение и развитие транснациональных корпораций.

Здесь, товарищи, общей информации почти нет, так что будем отвечать на конкретном примере акулы капитализма Мэрдока (даром он, что ли самую крупную ТНК сотворил!?).

Компания Мэрдока — крупнейшая в мире транснациональная корпорация, вторгшаяся на американский рынок. Хотя она остается зарегистрированной в Австралии, хозяин ее принял американское подданство и руководит своим глобальным бизнесом из Нью-Йорка. Владения в США дают Мэрдоку более половины всех доходов, а местное отделение корпорации, "Ньюс Америка", числится среди крупнейших информационно-пропагандистских корпораций страны.

Мэрдок начинал не на пустом месте. Его отец был издателем, но, когда в 1952 г. сэр Кэйт умер, он оставил в наследство сыну, студенту Оксфорда, только две газеты: вечернюю "Ньюс" в Аделаиде и воскресную в том же городе. Спустя несколько лет сын занялся телевидением, в конце 50-х купил еще одну газету "Сидней дейли миррор", а в 1964 г. основал первую общенациональную австралийскую газету "Острэлиэн". В середине 60-х он проник в средства массовой информации соседней Новой Зеландии, а в конце десятилетия - Великобритании.

Его появление на американском континенте в 1973 г. ознаменовалось покупкой двух газет в Техасе, "Сан-Антино экспресс" и "Ньюс", которые он объединил. Годом позже он начал выпускать общенациональную еженедельную газету "Стар",спустя еще два года приобрел одну из старейших и крупнейших американских газет "Нью-Йорк пост", а в 1977 г. присоединил к ним еженедельную газету "Вилледж войс" и журнал "Нью Уэст". 80-е гг. были ознаменованы масштабным проникновением в теле- и кинобизнес, а также в книгоиздательское и журнальное дело. В Соединенных Штатах практически нет такой сферы массовой информации, где бы не присутствовал Мэрдок. В 1985 г. он принял американское гражданство, поскольку по закону США иностранец не может быть владельцем телевизионных станций.

В 80-е гг. он вновь расширяет свои владения в Европе, очень существенно - в Австралии, а также продвигается в Азию, в Гонконг. Он покупает убыточные предприятия и делает их прибыльными.

В Соединенных Штатах Мэрдок играет заметную роль в книгоиздательском и журнальном бизнесе, но особенно в телевидении. Мэрдок поставил перед собой цель создать четвертую общенациональную телесеть, которая бы конкурировала с Эй-би-си, Эн-би-си и Си-би-эс.

В основе плана Мэрдока лежало два главных компонента: покупка кинокомпании "ХХ век - Фокс" и шести телевизионных станций группы "Метромедиа" в крупных городах - Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и т.д. - к которым он присоединил еще одну, в Бостоне.

В 80-е годы позиции трех гигантов несколько колебались в связи с диверсификацией телевизионного вещания: получило широкое развитие множество каналов и программ кабельного телевидения, платное, подписное, новые независимые станции, и в связи с этим возможность выбора для зрителей многократно расширилась. Но увеличение числа каналов и возросший спрос породил и дефицит программ. В то же время на телесетях несколько осложнилось и положение с рекламой. Многие считали, что в этой ситуации, когда три сети испытывают отток и зрителей, и рекламы, затевать создание четвертой - бессмысленно. Но у Мэрдока на этот счет было другое мнение: "Люди все меньше и меньше испытывают привязанность к существующим станциям и сетям. У нас есть возможность утвердиться и завоевать аудиторию".

Главную ставку Мэрдок делал на то, что с увеличением числа независимых станций обострился спрос на телепрограммы. Для независимых станций заполнение эфира - это проблема, особенно если учесть возросшую конкуренцию. Так что в этом плане рассчет Мэрдока был правильным: программная компания "Фокс" нашла своих подписчиков.

Формально станции-филиалы "Фокс" охватывают 80% всей телеаудитории. Но из-за слабого сигнала многих из них эта цифра ниже. В сеть вложили 150 млн. долл. и, по рассчетам, она начнет окупаться через три-пять лет. По оценкам информированных источников в самой индустрии, только за каждый воскресный вечер компания теряет от 1 до 1,5 млн. долл. Но убытки не пугают Мэрдока. Даже если сеть убыточна, то те семь станций, которые принадлежат "Фокс", прибыльны, многие их программы имеют достаточно высокие рейтинги. Перераспределяя стоимость программирования с собственных станций на сеть и одновременно повышая рейтинги передач, компания существенно повышает норму прибыли.

Как бесплатные программы привлекают к "Фокс" независимые станции, так 20%-ая, по сравнению со ставками сетей, скидка влечет рекламодателей, а чтобы компенсировать потери от низких тарифов, компания ежечасно отводит рекламе дополнительную минуту. Формальное отсутствие статуса сети даже удобно, поскольку освобождает от некоторых ограничений, налагаемых на сети.

При всем ее самостоятельном значении четвертая сеть — это только элемент, хотя и весьма важный, транснациональной телевизионной системы Мэрдока. Ведь если программы "Фокса" завоюют популярность, то их смогут увидеть во многих странах мира - во всяком случае, технические возможности для этого существуют. Программы, которые делает "ХХ век - Фокс", могут передаваться прямо из голливудских студий компании станциям "Фокс" в Соединенных Штатах и одновременно через спутники связи на систему "Скай чэннел" для распространения в Европе и в Австралии.

Транснациональная система телевизионной информации Мэрдока дополняется широко развитой сетью газет. Он контролирует 67% процентов разового тиража. В Англии это несколько крупных газет разных типов, как серьезные, так и бульварные: "Таймс", "Санди таймс", "Стар", "Ньюс оф зе уорлд", "Сан", "Тудэй". В Гонконге он издает крупнейшую ежедневную газету региона "Саут Чайна морнинг пост", в США -"Бостон геральд" и "Сан-Антонио экспресс-ньюс".

Обращает на себя внимание многочисленность переплетений капиталов Мэрдока с капиталами предпринимателей из других стран. Иногда покупка небольшого (для начала) пакета акций может означать создание плацдарма для последующего захвата компании целиком, но и в тех случаях, когда собственность остается совместной, это чрезвычайно важная тенденция развития, означающего создание транснациональной системы СМИ стран в ГМК.

Большинство изданий, попадавшие в руки Мэрдока, желтели. Типичной желтой газетой он сделал либеральную, респектабельную "Нью-Йорк пост". Лондонская "Таймс" также потеряла свою репутацию самой уважаемой английской газеты, и тираж ее, который сначала увеличился на половину, затем упал, поскольку серьезных читателей она перестала удовлетворять. То же самое можно сказать и о большинстве австралийских изданий.

Как вообще строится финансовая деятельность корпорации, за счет чего обеспечивается такой быстрый рост?

Хотя Мэрдок управляет своими владениями из Нью-Йорка, "Ньюс корпорейшн" как деловое предприятие остается зарегистрированной в Австралии. Стандарты ведения отчетности, которыми пользуются австралийские компании, гораздо более либеральны, чем те, которым подчиняются фирмы США, и потому первые имеют возможность выше оценивать свои активы. Это позволяет "Ньюс корпорешйшн" получать более крупные займы и легче поглощать новую собственность.

Мэрдок контролирует через частный семейный трест и лично около половины акций компании, что позволяет ему единолично руководить ею, отвечая, главным образом, перед собой и перед своими кредиторами. Небольшое количество акций продается на биржах Сиднея и Лондона, а также на Нью-Йоркской фондовой бирже. Транснациональный характер корпорации отражается не только в ее географии, но и в том, что в годовом финансовом отчете все данные приводятся в трех видах валюты: австралийских и американских долларах и английских фунтах.

Финансовый гений Мэрдока проявляется не только в том, что и как он покупает, но и в его операциях по продаже, когда он разгружает свою империю от того, что ей не очень нужно, и выручает средства для финансирования других сделок. Ради приобретения газетной группы "Геральд энд Уикли тамс" (ГУТ), в результате которого он становился практически монополистом на газетном рынке Австралии, он продал свои две телевизионные станции в этой стране за очень высокую цену (1,4 млрд. долл.).

Мэрдок финансирует свои приобретения путем краткосрочных и среднесрочных кредитов, которые он берет в банках по всему миру. Банки охотно предоставляют Мэрдоку эти кредиты, поскольку обеспечение их более чем солидное - предприятия "Ньюс корпорейшн". В Австралии для финансирования поглощения ГУТ он занял на короткое время у банков 710 млн. долл., а для погашения этого долга продал телестанции.

"Ньюс корпорейшн" принадлежит более 150 предприятий в средствах массовой информации на четырех континентах. Ее интересы простираются практически во все сферы информационнопропагандистской индустрии, но на первом месте по прибылям остаются газеты: 43% в середине 80-х годов, производство и распространение фильмов - 20%, телевидение - 14%, журналы - 12%, коммерческая печать - 2%, другая деятельность - 9%. По географическим регионам прибыли распределяются так: США - 47%, Великобритания - 40%, Австралия и Тихоокеанский регион - 13%.

Мэрдок в той или иной мере вмешивается в политику повсюду, где присутствует его компания, а особенно у себя на родине в Австралии. В свою очередь политики, как правило, идут ему навстречу, не желая ссориться с человеком, который чуть ли не единолично контролирует общественное мнение целой страны (ведь в Австралии предельно концентрирована печать, и компания Мэрдока является там безусловным лидером в этой области).

У Мэрдока немало совместных предприятий во многих странах мира, в том числе и с крупнейшими информационными монополиями. На паях с Си-би-эс он выпускает видеозаписи, с "Доу Джонс энд К" - журнал "Фар истерн экономик ревью", с французским трестом "Ашетт" - молодежный журнал "Скай" и т.д. Выпуски одного и того же журнала в разных странах не аналогичны, потому что простой перевод издающегося за границей журнала обычно не привлекает читателей. Остается, как правило, общая идея издания, его статей, но, в целом, это оригинальная публикация, приспособленная к местному рынку. Точно так же не "идут" в США австралийские телепрограммы: их приходится редактировать в соответствии с местными требованиями.

"Ньюс корпорейшн" заключила соглашения с правительством КНР о строительстве в Пекине делового центра, часть которого будет отдана для международного сотрудничества. Эти контакты Мэрдока с правительством КНР могут быть частью более широкого плана. В Гонконге корпорация уже издает четвертую по тиражу газету "Саут Чайна морнинг пост". Хотя газета англоязычная, 74% ее читателей - китайцы (при тираже 80 тыс. экз. ее читают 300 тыс. чел.). Мэрдок расценивал ее приобретение как долговременное стратегическое капиталовложение. Газета играет ключевую роль в важном финансовом центре, имеет прекрасную репутацию среди читателей и рекламодателей и приносит большие прибыли.

Интересно о законах:

Законы о СМИ и реализация правовых норм на практике в отдельных странах

Группы: 1.где существуют прямые законы, касающиеся СМИ – это Швеция и Австрия. 2.соответствующие нормы «раскиданы» по разным законодательным актам. Такова ситуация в США, Великобритании, Австралии, Канаде, Испании, Нидерландах и многих других государствах. 3. Германия, в которой на федеральном уровне свободу слова защищает Конституция федеративного государства, а законы о средствах массовой информации принимаются в отдельных землях.

Среди стран, где приняты прямые законодательные акты о СМИ -Швеция. Сегодня это – конституционная монархия с унитарной формой государственного устройства. И все вопросы, касающиеся прессы, решает центральное правительство.

Шведская Конституция включает в себя Положение о Правительстве 1947 года, Закон о свободе печати 1949 года и Закон о свободе слова 1991 года. Уже в Положении о Правительстве оговаривается право защиты граждан от любого принуждения к высказыванию своего мнения по вопросам политики, религии, культуры и иным вопросам. Иностранцам, находящимся на территории Швеции, предоставляется такое же право на свободу самовыражения в полном объеме, как и гражданам Швеции. Эта свобода самовыражения и информации может быть ограничена лишь в целях защиты национальной безопасности и прав личности, обеспечения общественной безопасности, спокойствия и порядка.

Конституция Швеции гарантирует всем гражданам в их отношениях с государственной службой свободное получение любой информации или возможность ознакомиться с другими мнениями. К. включает в себя специальный Закон о свободе прессы. Принятый позже Закон о свободе слова как бы дополняет его, регулируя вопросы, относящиеся к радио-, теле-, кино- и видео-продукции. Но, в отличие от Закона о свободе прессы, гарантирующего право каждого шведа без помех с чьей-либо стороны публиковать письменные документы и полностью нести за них ответственность в судебном порядке, Закон о свободе слова разрешает предварительную цензуру кинофильмов. Избиратели имеют возможность влиять на принятие предложенных в Закон изменений.

Страны где нет отдельного закона о средствах массовой информации, и нормы, регулирующие деятельность СМИ, разбросаны по разным законодательным актам,

США. Законы, регулирующие деятельность СМИ, влияют на социально-политическую сферу отношений средств массовой информации с государственными и общественными институтами, а также на экономическую сферу функционирования СМИ. Современное законодательство обеспечивает прессе большие возможности в процессе получения и распространения информации.

Положение первой поправки к Конституции США, защищающей свободу СМИ, и в настоящее время дополняется нормативными актами, принятыми в последние десятилетия. Что характерно, государство предприняло плодотворные попытки законодательно обеспечить СМИ доступ к информации. А именно от этого, как свидетельствует история мировой журналистики, зависит успешная работа СМИ. В Законе о свободе информации (1967 г.) и Законе об открытости правительства (1976 г.) нашли толкование вопросы, связанные с регулированием доступа к источникам информации. Так, Закон о свободе информации устанавливал, что каждое правительственное агентство в случае запроса того или иного документа должно немедленно предоставить его любому человеку, и любой гражданин должен иметь возможность ознакомиться с архивами любого правительственного учреждения. Закон об открытости правительства был призван расширить доступ к заседаниям органов исполнительной власти, он позволял гражданам получать информацию не об уже принятых и отправленных в архив решениях, а о причинах и порядке действий властей.

Решения судебных органов Соединенных Штатов, как правило, также защищают права и свободы работников СМИ. Как известно, Соединенные Штаты унаследовали юридическую систему Англии и причисляются к так называемым странам «общего права». Это означает, что традиционно значительную часть законов, применяемых американскими судами, составляет прецедентное право. Данная практика подразумевает составление свода юридических принципов и правил на основании письменных заключений промежуточных апелляционных судов последней инстанции для разъяснений своих решений.

В Германии, -особая ситуация. На федеральном уровне право свободы слова закреплено в Конституции. Конституционной основой свободы печати, информации и мнений являются первые два параграфа статьи 5 Основного закона Германии: «1) Каждый человек имеет право на выражение и распространение собственного мнения в устной, письменной и наглядной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируются свобода печати, а также радио- и телевизионных сообщений. Цензура отсутствует. 2) Эти права ограничиваются общими положениями, законоположениями о защите молодежи и личного достоинства граждан».

Общего же закона, который бы регулировал функционирование СМИ во всей Германии, не существует. В общем виде деятельность СМИ регулируется нормами гражданского и уголовного права. При этом каждая федеральная земля обзавелась своим собственным законом о печати. Все они появились после Второй мировой войны. Они устанавливают правовой фундамент работы средств массовой информации по следующим пунктам:- свобода прессы;- публичная задача прессы;- информационное право прессы, информационная обязанность властей;- сведения о печатном издании;- указание имени ответственного редактора;- право на возражение;- уголовно-правовая ответственность;

- нарушения правового положения прессы;- срок давности.;

Во всех земельных законах о печати в качестве центрального положения закрепляется основное право на свободу печати. К общественным задачам прессы относятся, в частности, сбор и распространение новостей, осуществление критики и вообще участие в формировании общественного мнения. Сотрудники СМИ пресса имеют право получать сведения у представителей власти. Следует соблюдать следующий принцип: если какое-либо официальное учреждение делает по своей инициативе заявление, то оно должно быть направлено всем представителям прессы одновременно. Если, однако, какой-либо журналист эксклюзивно собрал материал для своей публикации и просит официальное учреждение подтвердить какие-то факты и предоставить ему дополнительную информацию, то оно вовсе не обязано сообщить эту информацию всем остальным потенциально заинтересованным журналистам. На этот случай принцип равенства не распространяется.

В немецкой правовой системе оговаривается и ответственность журналистов. Так, журналист, совершивший уголовно наказуемое деяние, несет такую же ответственность по уголовному праву как и любой другой гражданин. Редакции и издательства могут своими публикациями породить массу гражданско-правовых претензий: претензии на опровержение, требования возмещения ущерба – как материального, так и нематериального характера. Гражданско-правовые притязания реализуются с помощью гражданских судов. Как правило, подобные споры рассматриваются земельными судами по гражданским делам, зачастую в так называемых «палатах по делам прессы» – это палаты по гражданским делам, которые созданы специально для рассмотрения споров, связанных с правовым положением прессы и существуют в крупных земельных судах, например, в Гамбурге, Берлине, Ганновере, Франкфурте, Дюссельдорфе, Кельне и Мюнхене.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Оставленные комментарии видны всем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]