Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lek_Moda.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
591.87 Кб
Скачать

Свингующий Лондон

Пока Париж разбирался в модных стилях, представленных молодыми кутюрье, в Англии наступила эпоха «свингующего Лондона». Поколение, живущее в ритме джаза, требовало своей моды. Этот новый стиль, родившийся на Карнаби-стрит и Кингс-роуд, отразил перемены, происходящие в облике молодого человека 1960-х гг. Подростки отрастили волосы. Девушки укоротили прически и юбки. Одежда, созданная для своих ровесников Мэри Квант становится самой популярной в Европе. В 1960-е гг. в Англии появилось много молодых модных имен: Зандра Роудс, Оззи Кларк, Теа Портер, Нина Фраттини и др. Их мода активно пропагандируется кумирами молодежи – такими как «Битлз» и «Роллинг Стоунз» и имеет головокружительный успех во всем мире. нгующий Лондон

Империя стиля

Открытие дома Эмануэля Унгаро — независимого, опирающегося на старые традиции — стало последним событием «века высокой моды». Во всяком случае, в том ее понимании, которое заложил Уорт. В 1966-1967 годах список домов, входивших в Парижский синдикат высокой моды, сократился с тридцати девяти до семнадцати имен. Что касается доходов, полученных от создания дорогих моделей, они неуклонно снижались.

Осознав реальное положение дел, Ив Сен-Лоран и Пьер Берже создали схему, которая с тех пор стала примером для всей отрасли. Их изобретение получило название Saint Laurent Rive Gauche и озна­меновалось открытием бутика на левом берегу Сены, который всегда считался антиподом роскошных правобережных кварталов. В этом бутике по вполне доступным ценам предлагалась продукция, сшитая заботливыми руками искусных мастериц фабрик Mendes. Молодой модельер вовсе не относился к такому способу расширения ассортимента, как к чему-то унизительному. Он создавал вещи не второго сорта, а просто сильно отличавшиеся от его собственных роскошных моделей. И когда двери храма новой моды широко раскрылись для людей с улицы, в них устремился весь мир. Повсюду стали появляться десятки похожих бутиков. Все они работали в рамках франчайзинговых контрактов, все подчинялись одним и тем же строгим требованиям. А славное имя их создателя чудесным образом множилось на ярлыках бесчисленных изделий, которые выпускались под его пристальным контролем и создавались командой его сотрудников при непосредственном участии мэтра. Благодаря Пьеру Берже, тщательно подбиравшему компаньонов, дом получил контроль над всей цепочкой производства. Столь значительным успехом он был обязан, помимо таланта Ива Сен-Лорана, проведению последовательной политики. В то время как от-кутюр спускалась со своего пьедестала, массовая швей­ная продукция постепенно начинала понимать, какие перспективы открывает перед ней развитие рынка. Чтобы соответствовать спросу на новое, ей было необходимо обзавестись собственным модельным звеном. В этом звене следует искать истоки известности тех, кого отны­не будут называть «дизайнерами», или по-французски «стилистами». «Стиль: особая манера подхода к материалу и форме с целью создания какого-то произведения» — так объясняет это понятие словарь Petit Robert. Майме Арноден, одна из первых женщин, получившая диплом Центральной школы искусства и промышленности, достойна титула великого первопроходца стиля. Уже в конце 1950-х годов она стала изу­чать систему организации последовательной цепочки — от производст­ва до распространения продукции. Отныне любой продукт массового потребления получил право на собственный дизайн. Майме обладала особым даром — она умела нахо­дить талантливых людей. Возглавив журнал Jardin des Modes, Арноден представляла общественности не только новые марки, но и тех, кто стоял за ними. Тем самым она превращала безымянные серии одежды в линии, созданные новыми, но уже известными дизайнерами, чьи имена были у всех на слуху. Многие из них уже и не имели ничего общего с миром от-кутюр. Например, три прекрас­ные амазонки моды — Эммануэль Кан, Кристиан Байи и Мишель Розье — заставили газеты писать о том, что прет-а-порте находится в женских руках. Во вселенной грандов модельного бизнеса, до сих пор по преимуществу мужской, произошла малень­кая революция.

Многие модельеры, озабоченные поисками перемен, обраща­лись за советами к неизменно привлекательной и обаятельной мадам Арноден. В 1961 году эта ярая сторонница интернационализации французской моды, убежденная в том, что полезное может и должно быть красивым, открыла свое «стилистическое бюро». Еще одна идея, которая способствовала стимуляции тенденций, талантов и уме­ний, необходимых тем, кто принимает важные решения. В 1961 году, когда Даниэль Хетчер, дизайнер-вундеркинд бурных шестидесятых, решил пуститься в самостоятельное плавание, ему было всего двад­цать два года. Примерно в то же время выпускник технического кол­лежа Жан Буске установил несколько швейных машинок в небольшом помещении в квартале Маре. Он закупил со складов целую партию цветного крепона и выбросил на рынок знаменитые блузы-рубашки Cacharel, восторженно принятые целым поколением.

И в эти же годы возникают бутики совершенно нового типа. Пер­вый из них открыл Эли Жакобсон, чтобы продавать там оригинальные модели своей жены Жаклин. В течение десяти лет этот бутик, получив­ший название Dorothee Bis, в котором вещи и продаются, и шьются, привлекал внимание прессы. Супругам удалось создать собственный стиль и добиться огромного признания. По тому же принципу действу­ет и Соня Рикель, завоевавшая популярность благодаря оригинальным свитерам, которые она продавала в крохотном магазинчике на париж­ской окраине. В 1968 году она открывает свой фирменный магазин на улице Гренель. Предложенный ею стиль придется по вкусу клиент­кам американских универмагов и жаждущим свободы молодым пред­ставительницам буржуазных кругов. В 1964 году площадь Виктуар обзаводится собственным бутиком, естественно, под вывеской «Вик­туар». В этом старом, еще пустынном районе Парижа он оказался одним из первых, предлагающих изделия молодых дизайнеров. Тем самым были заложены основы новой системы, которая с тех пор постоянно развивается и совершенствуется, — системы магазинов, в которых продается одежда разных марок.

Круговорот событий приводит к тому, что ре­дакторши журналов мод забывают о Ее Светлости высокой моде. Их интересуют только новые дизай­неры, по которым сходят с ума читатели. Что же касается швейной промышленности, она с нетерпе­нием ждет появления новых имен. И одновременно пытается понять, что же происходит. А если удастся, почерпнуть в происходящем немного вдохновения. В 1966 году Франсуаза Венсан, инженер по образо­ванию, начинает публиковать «списки тенденций», анализируя новшества. Ее компания, Promostyl, подходит к разработке системы с научных позиций. Отныне при подготовке коллекций для каждого сезона каждое предприятие текстильной промышленности, нередко расположенное в провинции и не имеющее воз­можности следить за событиями парижской моды, получает доступ (были бы средства!) к рабочим материалам, учитывающим основные направления текущего момента. Все распределено по темам, по формам, по материалам, по цветам... Посуда, текстиль для дома, мебель - скоро эта формула распространится на все сферы «искусства жить». Масштабные задачи распространения продукции решает и Дениз Файоль, работающая в компании Prisunic. Она поклялась вдохнуть новую жизнь в четыреста шестьдесят торговых точек знаменитой в народе сети магазинов. В качестве кредо она могла бы взять слова великого франко-американского дизайнера Реймонда Лоуи: «Урод­ство продать невозможно». Главная идея Дениз состоит в том, чтобы позволить как можно большему числу людей покупать по минималь­ным ценам красивые и хорошо сделанные вещи. Чтобы воплотить ее в жизнь, в 1960-1961 годах была создана новая марка — Prisu. Многие идеи Дениз заимствовала у американцев, но тем не менее появление новой марки произвело эффект разорвавшейся бомбы. Новые кассы, современные интерьеры магазинов, молодежная уни­форма продавцов — все это способствовало росту продаж одежды для активного отдыха, по которой сходили с ума новые клиенты. Дело стало успешно развиваться. Магазины Prisunic входят в моду, несмотря на низкие цены. А затем опыт Prisu распространяется с одежды и аксессуаров на мебель, на дизайнерские предметы интерьера. В работу активно включается молодой англичанин Теренс Конран. В дальнейшем он начнет собственное дело и откроет сеть магазинов Habitat. Добившись намеченного, в 1967 году Дениз Файоль ушла из Prisunic и решительно направилась на штурм другого бастиона: системы продаж по каталогам. Будучи консультантом по продукции в компании 3 Suisses, она начала потихоньку включать в каталоги модели молодых дизайнеров. Затем она познакомилась с Майме Арноден. Женщины сразу проник­лись симпатией друг к другу и в 1968 году создали компа­нию совершенно нового типа, получившую название Mafia.

Вплоть до 1980-х годов это необычное предприятие, работавшее как дизайнерское бюро и рекламное агентство одновременно, будет счи­таться самым творческим в процветающем «массовом» секторе.

Столько достижений за такое короткое время — вот доказатель­ство того, что обновление в моде идет рука об руку с бурным эконо­мическим ростом. После долгих лет войны и лишений молодеет насе­ление, растет его покупательская способность, к людям возвращается оптимизм. Благодаря этим процессам 1960-е годы становятся одним из самых важных этапов в истории моды XX века.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]