Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Zarubezhka-4_semestr.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
252.93 Кб
Скачать

Фантастика в новеллах э.По.

Творчество По находилось под влиянием романтизма, уже завершавшего свой путь на Западе. «Мрачная фантастика, постепенно исчезавшая из европейской литературы, вспыхнула ещё раз оригинально и ярко в „страшных рассказах“ По — то был эпилог романтизма» (Фриче). На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман - ему родственен зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии, а от души».

Смерть как проявление сверхъестественного (смерть прекрасной женщины в таинственной обстановке) — вот тема рассказа «Лигейя». В нём поставлена проблема преодоления смерти, чудесного, загадочного воскресения Лигейи.

В рассказе «Береника» отшельник-созерцатель Эгей проникся маниакальной идеей, что он должен обладать прекрасными зубами своей умирающей невесты Береники, и выламывает их, совершая это кощунство над мертвым телом. В других рассказах дана тема утраты возлюбленной («Морелла» и др.), возникшая задолго до смерти любимой жены По — Виргинии (ум. в 1847).

Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики, тяги человека к злу поставлена в рассказе о двойнике «Вильям Вильсон». Туда же «Сердце-обличитель», «Черный кот». Метампсихоз, передача мыслей на расстоянии, является темой рассказа «Сказка скалистых гор» и существенным компонентом одного из наиболее впечатляющих рассказов По — «Падение дома Ашеров».

По пытается преодолеть безволие своих героев: наделяя их силой мысли, он прославляет волю. Сверхъестественное у По — это рассудочно избранный путь для достижения эффекта. Эффектами же определено условное изображение героев у По, которое соответствует условному реализму его диких и безлюдных пейзажей («Свидание», «Лигейя», «Падение дома Ашеров»).

Научно-фантастические рассказы По — «Приключение некоего Ганса Пфалля» (нет даты-сказка, все мистификация, везде ирония), «Небывалый аэростат», «Низвержение в Мальстрем», как и единственный его роман (Повесть о приключениях Артура Гордона Пима, 1838) — обнаруживают чрезвычайно большую изобретательность и обычное мастерство стиля; но фантазия По слишком слаба и бледна по сравнению с развитием реальной техники — она иногда сводится просто к логическому развёртыванию уже известных изобретений или перечислению фактов.

Наука для По — лишь средство проявления непостижимого, помогающее придать этому непостижимому большую долю вероятности благодаря использованию точных географических данных, химических рецептов, сведений о морском деле и т. д. Наука здесь играет декоративную роль, поскольку По стремится лишь к наукообразности и мистифицированию читателя, причём в научно-фантастических рассказах развёртывается та же тема неизбежной гибели героев. По, будучи в «страшных рассказах» и поэзии завершителем романтизма, оказал в области фантастики влияние на ряд западноевропейских писателей. От «Золотого жука» с поисками клада и криптограммами литература приходит к «Острову сокровищ» Стивенсона, от «Ганса Пфалля» — к «Путешествию на луну» Ж. Верна, к географической декоративности ряда романов и пр.

Тема богоборчества в «Каин» Байрона.

Мистерию можно отнести к своеобразной разновидности драмы идей – к жанру ром.фил.монодрамы, где почти нет действия – его заменяют идеи и страстные монологи героев. Главная идея – воспевание величия человека-борца, осуждение безвольных рабов бога и земных деспотов.

Богоборчество- одна из начальных форм свободомыслия, приверженцы которой объявили Бога причиной зла в мире и осудили его за это. Античный образ богоборца – Прометей. В искусстве образ богоборца стал символом стремления к свободе и переустройству мира. Именно такие образы созданы Д. Байроном (мистерия «Каин»).

Байрон ввел К. в галерею бунтарей против творца, начало к-рой положил Эсхил своим «Прометеем». Принципиально новым, сравнительно с Эсхилом, было то, что, если он противопоставлял богу бессмертного небожителя, то Байрон противопоставлял ему смертного человека. Байрон дал Люциферу («Ничем, / Помимо правды, я не соблазняю») в лице К. единомышленника и соратника.

Байрон совершенно уничтожает первоначальный библейский мотив зависти и мести. Не вражда к брату приводит к братоубийству, а вражда к богу. Потому, что существуют смерть и страдание, что ограничено человеческое знание, что человек не волен в своих действиях, что человечество — прах ничтожный, что судьба человека — вечная покорность. Его не удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагие веления: «У них на все вопросы / Один ответ: «Его святая воля, / А он есть благ». Всесилен, так и благ?»

Байрон опрокинул традицию, объявил К. праотцем свободного человеческого духа и приковал к нему внимание всех мыслящих современников. Люцифер говорит: Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания - ваш разум.

Убивая брата за его слепую любовь к богу, каин не отступает от своих вопросов. Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает

в его душе: «Каин. О, Авель, Авель! /Ада. Мир ему! /Каин. А мне?».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]