Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История таможенного дела и таможенной политики России 1.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
6.53 Mб
Скачать

Раздел V

ПОШЛИНЫ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

РУСИ

1. Мытные сборы в новгородской торговле

История Руси неразрывно связана с Великим Новгородом, который занял ведущее положение на торговом пути «из варяг в греки». Располо­женный по берегам Волхова, Новгород находился в выгодных географи­ческих и климатических условиях и к началу IX в. достиг своего расцве­та, но затем уступил первенство Киеву.

Новгородские земли состояли из пятин и волостей. Земли Бежецкой пятины уходили далеко на восток и юго-восток. Между реками Волховом и Лугой простиралась пятина Вотьская, далее — пятина Обонежская. Земли шли к Белому морю по обе стороны Онежского озера. «За пяти­нами Обонежской и Бежецкой простиралась на северо-восток волость За-волочье или Двинская земля. Она называлась Заволочьем потому, что на­ходилась за волоишем, за обширным водоразделом, отделяющим бассей­ны Онеги и Северной Двины от бассейна Волги. Течением реки Вычегды с ее притоками определялось положение Пермской земли. За Двинской землей и Пермью далее к северо-востоку находились волость Печора по реке Печоре и по ту сторону Северного Уральского хребта — волость Юг-ра. На северном берегу Белого моря была волость Тре или Терский бе­рег»^. Между реками Метою и Ловатыо к юго-востоку находилась пяти­на Деревская, между Ловатыо и Лугой по обе стороны реки Шелони — Шелонская пятина.

Торговое значение Новгорода определялось его огромной террито­рией с ее природными богатствами, а также его близостью к главным речным бассейнам Центрально-Европейской равнины и выходом к Бал­тийском)' морю.

В городе, через который проходил основной торговый путь, существо-вали особые порядки — народное самоуправление или «народоправство», как и в Пскове, Вятке и некоторых других городах. Наряду с торговлей в Новгороде шло становление пошлинных отношений. На их развитие в Новгороде оказало большое влияние принятие христианства. Оно способ-

1 Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. М, 1906. С. 72, 73.

84

История таможенного дела и таможенной политики России

Раздел V. Пошлины в период феодальной раздробленности Руси 85

ствовало более тесному сближению с Киевом и использованию киевского опыта торговли.

Вечевое управление Новгорода установило порядок, согласно которо­му приглашало на правление одного из великих князей. Социально-по­литические взаимоотношения, права и льготы между князьями и новго­родцами регулировались договорными грамотами, определявшими су-дебно-административные обязанности князя по отношению к городу и фи­нансовые обязательства города перед князем. Грамоты обязывали князя, чтобы он «держал Новгород в старине по пошлинам, т. е. по старым обы­чаям»1. Н. И. Костомаров пишет, что когда один из великих князей, правивший владимирскими землями, попытался захватить власть в Нов­городе, то новгородцы ответили: «У нас князя нетуть, но Бог и правда, и святая Софья; а тебя не хотим». Вся новгородская волость, псковичи, ла-дожане, корелы, ижора, вожане от мала до велика собрались оборонять права Великого Новгорода» 2. Лишь с помощью архиепископа удалось примирить новгородцев с князем.

Из договорной грамоты Новгорода с Ярославом Ярославичем 1265 г. также следовало, что с новгородских купцов в Суздальской земле брали две веши с воза, ладьи или с короба хмеля. В этих грамотах определя­лись также пошлинные обрядности. По договорным грамотам князь мог участвовать в торговле города с заморскими купцами только через новго­родских посредников. Ему не разрешалось ни открывать своих мытниц, ни закрывать иноземных торговых дворов. Таким образом, новгородская торговля была ограждена от произвола со стороны князя^.

В свою очередь, новгородское вече держало в своих руках городскую торговлю и также устанавливало пошлины.

Торговые отношения Великого Новгорода с Европой с соблюдени­ем сбора пошлин начались в XII в. со связей с Готландом. В Готланде существовала русская церковь, а в Новгороде была варяжская. Готланд-цы имели в Новгороде свою факторию (Готский двор)', который подчи­нялся сейму немецких городов. Сейм разбирал спорные вопросы, регули­ровал торговлю, устанавливал пошлины. Но новгородцы не ограничива­ли свои торговые отношения только Готландом, а наладили торговлю так­же с южнобалтийскими немецкими городами.

С образованием в XIII в. немецкой Ганзы, во главе которой стоял Лю­бек, в Новгороде была поставлена церковь Св. Петра и открыт Немецкий торговый двор. Его значение росло, и он стал играть главную роль в нов­городской внешней торговле, подчинив себе Готский двор.

Как свидетельствуют документы, русские купцы проживали и вели торговлю в Любеке, центре Ганзы, и других немецких городах.

Деятельность иностранных купцов в Новгороде регулировалась дого­ворами. В договоре 1191 — 1192 гг. устанавливалось, что любое спорное дело, возникающее в торговых делах немцев в Новгороде или новгород­цев <<в немцах», не должно быть, поводом для конфискации товаров («ру­бежа не творити») или прекращения торговли. Договор также предписы­вал предъявлять иск только виновному лицу, не наказывая всех немецких или новгородских купцов в случае нарушения одним из них правил тор­говли. Однако на практике эти правила не соблюдались, и поэтому они постоянно повторялись во всех последующих договорах1.

Договоры устанавливали порядок торговли, величину пошлины и взы­скания за нарушение правил торговли, воровство и другие преступления. Если кража происходила в пути следования по Неве, то вора судили в Ладоге, а если в пути по Волхову — то в Новгороде. В наказание за во­ровство предусматривался штраф от 2 гривен до 10, в зависимости от сто­имости украденного. За крупную кражу предавали смерти.

«Достигая Гостинополья, — пишет Костомаров, — гости подвергались осмотру и облагались легкой пошлиной, но без платежа ее. От Гостино­полья плыли в Новгород и приставали к берегу в городе и только здесь платили положенную в Гостинополье пошлину, более как благодарность; за содействие в благополучии прибытию судна. Пошлина эта была по гривне с ладьи; а с судов, нагруженных льном, мукой, пшеницей, плати­ли полгривны; суда, нагруженные одним съестным, ничего не платили».

Согласно договору 1259 — 1263 гг., размер «весчего» с иностранных купцов составлял 2 куны от капи (3 пуда).

В договоре 1269 г. сумма «весчего» не названа, но сказано, что пла­тить нужно, сколько «исстари», но не больше.

В соответствии с этим договором размер пошлинного сбора с иностран­цев, прибывающих в Новгород, устанавливался в одну мерку кун с суд­на, полмерки за груз, состоящий из съестных припасов: мяса, муки, пше­ницы, остальные продовольственные товары ввозились беспошлинно2.

«С берега извозчики брали иноземные товары на возы и провозил*; на немецкий или гостиный двор. Чтобы избегнуть, с одной стороны, кон­куренции рабочих, с другой — недоразумений и жалоб, установлена бы­ла однажды навсегда плата рабочим, необходимым при провозе и выгруз­ке товаров; постановлено было, что лоцманы, проводившие суда по Неве, получали по пяти марок кун или один окорок, а от Ладоги до Новгорода

1 Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. С. 72, 73.

2 Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 73.

3 См.: Таможенное дело России. Т. 1. С. 39.

1 См.: Рыбина Е. А, О торговых пошлинах и санкциях в современном Новгороде //От мытной заставы до современной таможни. Новгород, 1996.

2 См.: Кулишер И. М. Очерк истории русской торговли. СПб., 1923. С. 71.

но да «и

%т %

СМОЛЕНСК*^/ ^

Новгородская земля (по А. Н. Насонову и Б. А. Рыбакову)

88 История таможенного дела и таможенной политики России