Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История таможенного дела и таможенной политики России 1.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
17.04.2014
Размер:
6.53 Mб
Скачать

Раздел IV. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 75

Упомянутое высказывание А. Шлецера или какое-то другое стало пер­вопричиной того, что отсчет русской истории начали исчислять с 862 г., когда новгородцы призвали на княжение Рюрика.

В 1862 г. отмечалось тысячелетие России, а в Великом Новгороде был установлен памятник по проекту скульптора М. Микешина, ставший сим­волом российской государственности.

Ответ на вопрос о происхождении Руси был дан в 60-х годах XX сто­летия с использованием «Велесовой книги», которая была обнаружена в книгохранилищах. Появились работы, в первую очередь переводы, сде­ланные А. А. Куром, С. Я. Парамоновым, статьи Ю. П. Миролюбова, в которых сделана попытка изложить историю Руси, так как ее представ­лял русич до середины IX в.

Используя летопись, С. Ляшевский подготовил историко-археологиче­ское исследование «Очерки по предыстории России» (Балтимор, 1968). В книге на основе привлечения новооткрытой дохристианской летописи IX в. и использования исторических источников • автор изложил более чем тысячелетнюю историю русов до варяжского периода.

Это историко-археологическое исследование позволило автору назван­ного труда связать сведения из дохристианской летописи IX в. со сведе­ниями античных авторов и изложить свое видение предыстории России и процесса формирования русской нации.

Летописание доисторической Руси открывает перед исследователем бо­лее чем тысячелетний период развития Руси, от языческого периода до христианского, т. е. от II—I в. до н. э, по 878 г. н. Ш

Среди исторических сведений, изложенных в летописи, важными представляются данные о том, что в IV в. русы и приднепровские славя­не слились в один народ. К этому времени славяне, жившие в Придне­провье, уже были земледельцами.

На дощечках описываются события переходного периода от племенно­го строя к княжескому правлению. Многое на этих, табличках переклика­ется со сведениями, содержащимися в трудах Б. А. Рыбакова. В частно­сти, говорится, что в начале V столетия князь Кий основывает «стол ру-сек» '(Киев). В 430 г. Киев был обнесен стенами. С IV по VI в. строились «Змиевы валы» для укрепления города. Это свидетельствовало о начале Киевского государства.

Кий правил 30 лет, Лебедян (Славерь) — 20, Верен с Велеграда — 20, Сережень щ 10 лет.

Затем в Киеве, как следует из летописи, правили Мязеслав, Бору-славль, Комонебранец, Гореслав и другие, вплоть до предшественника Аскольда — Бровлика-младшего.

Как говорится в дохристианской летописи, в Киевском государстве была развита письменность. В начале IX в. Евангелие и Псалтырь были написаны «роуськими» письменами. При Аскольде в 867 г. началось кре­щение Руси.

Начиная с V в. активно развивалась торговля Древнерусского государ­ства с Византией и Хазарским каганатом, а также в южном и западном направлениях. При обмене товарами, а затем и продаже применялась, как правило, десятинная пошлина, а в ряде случаев торговые сборы взима­лись по договоренности.

Торговые отношения были тесно связаны с расширением и укреплени­ем территории Киевской Руси. Кияне осуществляли походы в другие страны, о чем рассказывается в летописи.

Сопоставляя это с данными, изложенными в исследованиях Б. А. Ры­бакова и других историков, которые опирались прежде всего на сведения, почерпнутые из арабских и греческих источников, мы убеждаемся, что описание предыстории Руси до рюриковского периода на дощечках не только во многом совпадает с этими источниками, но даже и изложено бо­лее полно.

Следовательно, в летописи записаны крупнейшие события тысячелетней предыстории Руси: зарождение нового города на р. Волхове, Киевское кня­жество, Сурожская Русь, остатки русов в донских степях и Поволжье, из которых зародились в последующем княжества Рязанское, Муромское и др.

Введение сведений из летописи в научный оборот открывает ранее не­известные страницы зарождения и развития Руси языческой и дает воз­можность проследить генезис Руси изначальной.

Результатом работы над летописями явился коллективный научный труд «Библиография русского летописания» 1. Среди многочисленных ле­тописных источников ведущее место занимают «Повесть временных лет» Нестора и другие летописи. В повести излагаются интересные сведения о славянах V—VII вв., о формировании мощных и устойчивых славянских «княжений», об основании Киева, описываются славянские походы в Ви­зантию в VI в. и многие другие события из жизни восточных славян.

К историческим источникам относятся былины — народная эпичес­кая поэзия Киевской Руси. По образному выражению Б. Д. Грекова, былины — это народный устный учебник истории2. В былинах описаны в основном события периода Киевской Руси. В этой связи небезынтере-

1 Не все исследователи, знакомые с происхождением и содержанием летописи, при­знают ее достоверность. Однако, ознакомившись с трудами С. Ляшевского и других уче­ных, можно прийти к выводу о'достоверности «Велесовой книги».

1 Библиография русского летописания. М.; Л., 1962.

2 См. подробно: О былинах //Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 142—172.

тштшшш

76 История таможенного дела и таможенной политики России

Раздел W. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 77

сен труд И. Я. Фроянова и Ю. И. Юдина', которые не только рассма­тривают исторические реальности на основе былинной фантазии, но и предлагают также новое, отличающееся от взглядов Б. А. Рыбакова и Б. Д. Грекова прочтение истории Киевской Руси с точки зрения оценки ее социально-экономической характеристики и политической истории^.

В «Слове о полку Игореве» повествуется о трагической судьбе славян­ского князя PV в. Буса, попавшего в плен.

Сведения о славянах мы находим также в трудах арабских географов IX—XII вв. Они сообщают интересные данные о торговле русов в столи­це Багдадского халифата. Сборник документов, содержащих сведения о славянах и их торговых отношениях с ними, подготовил Б. Н. ЗаходерЗ.

Общий обзор арабской географической литературы дал в своей книге «Славянский мир в глазах арабских писателей» Тадеуш Левшицкий в 1949 г. Значительный интерес представляет книга о международных свя­зях, подготовленная А. П. Новосельцевым, В. Т. Пашуто, Л. В. Череп-ниным и другими, которые рассказывают о ранее неизвестных событиях Древнерусского государства4.

Поставив вопрос о добросовестности указанных авторов при использо­вании арабских источников, Б. А. Рыбаков обращает внимание на труд Абу-Абдаллаха Мохамеда Ибн Мохамеда ал-Идриси «Услада путешествующих вокруг света» и его карту-*. Он пишет, что при написании своей работы Идриси опирался на многочисленные свидетельства восточных авторов IX—XI вв. К ним обращается и Б. А. Рыбаков. Это Ибн-Хордадбех, Ахмед ал-Якуби (891), Джейхани (ок. 900), Кодами ал-Басрия (ок. 902), Масуди (953), Ибн-Хаукаль (976) и др. Ученый, проанализировав их сочинения, пришел к выводу, что они" описали дорогу до Киева, на которой были обо­рудованы станции и конторы. На пути устраивались дневки, которые ис­пользовались как торговый день. События, описываемые Идриси, относят­ся к IX—X вв. Из его сведений можно сделать вывод, что если существо­вала торговля, то, естественно, существовали и пошлинные обрядности.

Особо выделяется такой важный источник по торговле и мытным сборам в VII—X вв., как сочинение византийского императора Константина Багря­нородного «О фемах» и «О народах»6. Его по праву можно назвать осно-

1 См.: Фроянов И. Я.,Юдин Ю. И. Былинная история. СПб., 1997.

2 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л.,1974; Он же. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

3 См.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1. М., 1962;Т. 2. 1967.

4 См.: Новосельцев А. П.,Пашуто В. Т.,Черепнин Л. В.,Шумарин В. П..Ща­пов В. Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

5 См.: Jaubert Amedee. Georraphie d'Edrisi. T. I—II. Paris, 1836-1840.

6 Багрянородный К. «О фемах» и «О народах». М., 1899.

воположником историографии X в. В сочинении «О руссах, отправляющих­ся на однодревках из Руси в Константинополь» Константин Багрянородный раскрывает перед читателем особенности пути в Византию и обратно.

Важными источниками, полученными из греческих архивов, являются договоры Руси с Византией. Отечественной исторической науке известны четыре договора: устный — 907 г. и письменные — 911, 944 и 971 гг. Их содержание открывает порядок, регламентирующий торговые и пошлинные отношения, и убеждает в том, что договоры Руси с Византи­ей не содержали территориальных притязаний русских к грекам, а толь­ко отражали стремление к мирным торговым отношениям. Это подтверж­дается текстами договоров того времени.

В «Повести временных лет», общерусском летописном своде, состав­ленном в Киеве во втором десятилетии XII в., Нестор рассказывает о по­ходе Олега на Византию. Он пишет, что с Константинополем в 907 г. был заключен устный договор:

ЕРШ!


Князь Олег


«I. Греки дают по 12 гривен на человека, сверх того уклады на горо­да Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любечь и другие, где властвуют князья, Олеговы подданные.

78 История таможенного дела и таможенной политики России

Раздел ГУ. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 79

И. Послы, отправляемые князем русским в Царьград, будут там всем довольствованы из казны императорской. Русским гостям, или торговым людям, которые приедут в Грецию, император обязан на шесть месяцев давать хлеба, вина, мяса, рыбы и плодов; они имеют также свободный вход в народные бани и получают на возвратный путь съестные припасы, якори, снасти, парусы и все нужное.

Греки со своей стороны предложили такие условия:

I. Руссы, которые будут в Константинополе не для торговли, не име­ют права требовать месячного содержания.

П. Да запретит князь послам своим делать жителям обиду в областях и селах греческих.

III. Руссы могут жить только у св. Мамы и должны уведомлять о при­бытии городское начальство, которое запишет их имена и выдаст им месяч­ное содержание; киевским, черниговским, переяславским и другим граж­данам. Они будут входить только в одни ворота городские с император­ским приставом, безоружные и не более пятидесяти человек вдруг; могут торговать свободно в Константинополе и не платя никакой пошлины»1.

Условия мира были скреплены клятвами. Император клялся Еванге­лием, а Олег с воинами — оружием и богами народа славянского Перу­ном и Белесом. В знак победы Олег повесил свой щит на вратах Констан­тинополя.

Историки сообщают, что, желая закрепить договор письменно с Византи­ей, Олег направил в 911 г. в Царьград своих послов, которые заключили письменный договор Руси с Византией. Текст этого договора приведен ниже2.

«Мы от роду русского, Карл Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гу­ды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, по­сланные Олегом, великим князем русским, и всеми сущими под рукою его, светлыми боярами, к вам, Льву, Александру и Константину (брату и сыну первого), великим царям греческим, на удержание и на извещение от многих лет бывшие любви между христианами и Русью, по воле наших князей и всех сущих под рукою Олега, следующими главами уже не сло­весно, как прежде, но письменно утвердили сию любовь, и клялися в том по закону русскому своим оружием.

I. Первым словом да умиримся с вами, греки! Да любим друг друга от всея души, и не дадим никому из сущих под рукою наших светлых кня­зей обижать вас; но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблю­дать сию дружбу! Также и вы, греки, да храните всегда любовь непо-

1 Карамзин Н. М. Предания веков. М., 1989. С. 76. У С. М. Соловьева договор из­ложен на доступном русском языке, без точного воспроизведения (см.: Соловьев С. М.История России с древнейших времен. Кн. 1. Т. II. Гл. V).

2 Учитывая, что договор 911 г. в подлиннике вошел лишь в редкие издания, мы вклю­чили в этот раздел его полный текст.

движную к нашим светлым князьям русским и всем сушим под рукою светлого Олега. В случае же преступления и вины да поступаем тако.

II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то неистец, но ответчик присягает — и каждый да клянется по вере своей.(Взаимные обиды и ссоры греков с россиянами в Константинополе заста­вили, как надобно думать, императоров и князя Олега включить статьиуголовных законов в мирный государственный договор.)

  1. Русин ли убиет христианина или христианин русина, да умрет на месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему родственнику убитого; но жена убийцы не лишается своей за­конной части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то счита­ется под судом, доколе найдут его и казнят смертию.

  2. Кто ударит другого мечом или каким сосудом, да заплатит пять литр серебра по закону русскому; неимовитый же да заплатит, что может; да снимет с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по ве­ре своей, что ни ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тог­да увольняется от дальнейшего взыскания.

  3. Когда русин украдет что-либо у христианина или христианин у ру­сина и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин укра­денной вещи может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое обратно; но должен только связать вора, который без сопротивления отда­ется ему в руки. Если русин или христианин, под видом обыска, войдет в чей дом и силою возьмет там чужое, вместо своего, да заплатит втрое.

VI. Когда ветром выкинет греческую ладию на землю чуждую, гдеслучимся мы, Русь, то будем охранять оную вместе с ее грузом, отправимв землю греческую и проводим сквозь всякое страшное место до бесстраш­ного. Когда же ей нельзя возвратиться в отечество за бурею или другимипрепятствиями, то поможем гребцам и доведем ладию до ближней приста­ни русской. Товары и все, что будет в спасенной нами ладии, да продает­ся свободно: и когда пойдут в Грецию наши послы к царю или гости длякупли, они с честию приведут туда ладию и в целости отдадут, что выру­чено за ее товары. Если же кто из русских убьет человека на сей ладииили что-нибудь украдет, да примет виновный казнь вышеозначенную.

VII. Если найдутся в Греции между купленными невольниками росси­яне или в Руси греки, то их освободить и взять за них, чего они купцамстоили, или настоящую, известную цену невольников; пленные также дабудут возвращены в отечество и за каждого да внесется окупу 20 златых.Но русские воины, которые из чести придут служить царю, могут, будезахотят сами, остаться в земле греческой.

VIII. Ежели невольник русский уйдет, будет украден или отнят подвидом купли, то хозяин может везде искать и взять его; а кто противитсяобыску, считается виновным.

80

История таможенного дела и таможенной политики России