Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
uchebnik_Nazarenko(1).doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.31 Mб
Скачать

§7. Мотив, цель и эмоциональное состояние субъекта преступления

Мотив, цель и эмоциональное состояние субъекта являются фа­культативными признаками общего состава преступления и обяза­тельными признаками видовых составов, в которых они указаны.

Мотив преступления представляет собой осознанное побужде­ние, которым руководствуется субъект преступления.

При описании уголовно-правовых мотивов законодатель ис­пользует такие термины, как "заинтересованность", "побуждение" и "мотив". Причем в одних нормах мотивы указываются конкрет­но: корыстное побуждение- п. "з" ч. 2 ст. 105 УК; мотив кровной мести- п. "л" ч. 2 ст. 105 УК; в других- сформулирован обобщен­но: иные низменные побуждения — ст. 155 УК РФ, либо иная личная 78

заинтересованность - ст. 285 УК РФ. В таких случаях содержание мотива подлежит обязательному установлению и конкретизации.

Цель преступления — это представление о желаемом преступ­ном результате, к которому стремится субъект.

В уголовно-правовых нормах цель преступления в отличие от мотива всегда указывается конкретно. При этом в одних составах законодатель указывает наличие определенной цели, например, цель сокрытия другого преступления или облегчение его совершения при убийстве (п. "к" ч. 2 ст. 105 УК), в других- отсутствие определен­ной цели, например, в случае неправомерного завладения автомоби­лем без цели хищения (ст. 166 УК).

При описании неосторожных преступлений законодатель не указывает уголовно-правовых мотивов и целей, т.к. субъект, совер­шающий неосторожное преступление, таковых не имеет, хотя и со­вершает мотивированные и целенаправленные поступки.

Наряду с мотивами и целями в отдельных составах преступле­ний законодатель указывает эмоциональное состояние субъекта в форме аффекта (внезапно возникшее сильное душевное волнение) и эмоциональные переживания в форме аффективных состояний, не достигших остроты аффекта (стресс, фрустрация).

В действующем УК РФ эмоциональное состояние субъекта пре­ступления учитывается в трех составах. Такими составами являют­ся: убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК); убийст­во, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК), и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. ИЗ УК).

В рамках состава преступления мотив и цель имеют троякое значение:

  1. в основном составе эти признаки являются конструктив­ ными;

  2. в квалифицированных составах они играют роль отягчающих признаков;

  3. их наличие или отсутствие влияет на квалификацию преступ­ ления.

За рамками состава преступления мотив и цель выступают в роли обстоятельств, смягчающих либо отягчающих наказание.

Эмоциональное состояние субъекта во время совершения пре­ступления в рамках состава играет роль смягчающего признака, а за

79

его пределами выступает в качестве обстоятельства, которое учиты­вается при индивидуализации наказания.

§8. Уголовно-правовые ошибки

Под ошибкой в уголовном праве понимается заблуждение лица относительно фактических обстоятельств либо юридической оценки своего деяния.

В зависимости от характера заблуждения принято различать фактические и юридические ошибки.

Фактические ошибки заключаются в заблуждении субъекта от­носительно обстоятельств, отнесенных законодателем к объектив­ным признакам состава преступления.

Существует несколько видов фактических ошибок:

1. Ошибка в объекте преступления - это заблуждение субъекта в отношении качества объекта, в результате чего совершается пося­гательство на негодный объект.

Например, субъект бьет ножом мертвого человека, считая его живым. В таких случаях содеянное квалифицируется по направлен­ности умысла как покушение на убийство (ч. 3 ст. 30 и ст. 105 УК).

2. Ошибка в предмете преступления - это заблуждение субъек­ та относительно социально значимых свойств предмета. Ошибка в свойствах предмета меняет квалификацию содеянного, так как в та­ ких случаях посягательство осуществляется на другой объект.

Например, в случае хищения обычных лекарств вместо наркоти­ков объектом преступления выступает здоровье населения (Гл. 25), а не собственность (Гл.21). Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 30 и ст. 229 УК как покушение на хищение наркотиков.

3. Ошибка в личности потерпевшего заключается в посягатель­ стве на жизнь одного человека вместо другого. Обычно ошибка в личности не меняет квалификацию. Исключение составляют те слу­ чаи, когда ошибка в личности связана с посягательством на другой объект.

Например, субъект полагает, что совершает посягательство на сотрудника правоохранительного органа, а в действительности при­чиняет вред обычному гражданину. В таких случаях содеянное ква­лифицируется по ч. 3 ст. 30 и ст. 317 УК.

80

4. Ошибка в средствах преступления — это заблуждение отно­ сительно орудий совершения преступления. При посягательстве годными орудиями квалификация не меняется, например, в случае убийства кухонным ножом вместо финского.

Посягательство негодными средствами образует состав покуше­ния, например, в случае использования безвредного препарата вмес­то яда. Такое деяние квалифицируется по ч. 3 ст. 30 и ст. 105 УК.

5. Ошибка в последствиях- это заблуждение субъекта относи­ тельно достигнутого им преступного результата.

Например, субъект поджигает дом и считает его уничтоженным. В действительности дом может полностью уцелеть либо получить повреждения. В таких случаях содеянное квалифицируется как при­готовление к преступлению либо покушение на преступление (ч. 1 или ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 167 УК РФ).

6. Ошибка в причинной связи — это неправильное представ­ ление субъекта о развитии причинной связи между деянием и по­ следствиями.

Например, субъект наносит удар потерпевшему по голове и, считая его мертвым, сбрасывает в воду. В действительности смерть наступает не от удара, а в результате утопления. В таких случаях имеет место покушение на убийство (ч. 3 ст. 30 и 105 УК) и неосто­рожное причинение смерти (ст. 109 УК).

Юридические ошибки заключаются в заблуждении субъекта относительно уголовно-правовой оценки содеянного. В результате юридической ошибки субъект может:

  1. оценивать правомерное деяние в качестве преступления, на­ пример, считать хранение холодного оружия преступлением. В та­ ком случае имеет место мнимое преступление;

  2. оценивать преступление как правомерное деяние, например, в случае совершения самоуправства (ст. 330 УК);

  3. неправильно квалифицировать преступление либо заблуж­ даться в отношении вида и размера наказания за содеянное.

.Юридические ошибки в отличие от фактических не влияют на уголовную ответственность, квалификацию содеянного и меру на­казания.

81

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]