Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[Rozhdestvensky YU.V.]_Teoriya ritoriki(BookFi.....doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
4.84 Mб
Скачать

4.2.7. Гипотеза о единстве законов развития

речевого этоса

Рассмотренный материал позволяет заключить, что речевой этос, порожденный как всякое соглашение волей конкретных речедеятелей, представляющих классы речедеятелей, все же, по-видимому, имеет какие-то внутренние законы развития.

Гипотеза:

Развитие речевого этоса подчиняется не только субъектив ной воле людей, но и внутренним объективным социальным закономерностям. Может быть прослежена содержательная связь между фольклорным речевым этикетом, правилами судопроизводства, административного управления, литургикой, каноническим правом, авторским, лицензионным, издательским, коммерческим правом, партийной этикой, нормами организации массовой коммуникации.

Эта гипотеза может быть названа гипотезой о единстве законов развити речевого этоса. Установление содержательных связей в их истории должно с изучением риторической истории общественной мысли, дополнено историей общих мест и историей стилей, в которых выражается пафос риторического творчества в его истории и современной структуре.

4.3. Теория речевых коммуникаций. Логос

4.3.1. Логос как система общих мест

В процессах диалога логос устанавливается как соглашение между участниками, фиксирующее общность взглядов и интересов. При изучении логоса в речевых коммуникациях, рассматриваемых по видам словесности, каждый вид словесности рассматривается как неопределенно большое количество диалогов в данном виде словесности и между видами словесности. Это значит, что логос в этом случае есть система общих мест, которые восстанавливают ся по содержанию текстов, представляющих данный вид словесности и в координации с нормами этоса, характерны ми для данного вида словесности.

Общие места относятся к одному виду речи и одновременно охватывают группу видов речи и выявляются благодаря различию видов и разновидностей речи, связанных данной системой общих мест. Общие места соотносят ся не с одной композиционной формой, а с несколькими композиционными формами.

Общие места различаются в истории становления видов словесности как естественные непререкаемые суждения, общепризнанные постулаты, которые кажутся естественными и потому истинными. Истинность общих мест состоит в общепризнанности, носящей эвристический характер для создателя и получател речи. Создание общих мест происходит в диалоге. Каждый, кому случалось аргументировать публично, знает, что каждая аудитория руководствуется чемто общепризнанным и одновременно имеет свои, только данной аудитории присущие, взгляды и интересы. Например, нищелюбие для любой современной аудитории является общим местом (надо помогать нищим), но в конкретной аудитории это общее положение может трактоватьс поразному. В одной аудитории понятен и принят тезис о том, что помогать нищим надо из милосердия как внутреннего чувства каждого гуманного человека. В другой аудитории будет понятен и принят аргумент о том, что нищим надо помогать для того, чтобы не доводить их до отчаяния, сохраняя общее согласие и благолепие, т.е. с целью своеобразной самозащиты.

Таким образом, вокруг единого центрального общего места --- "нищелюбие есть благо" --- развиваются два других общих места: нищелюбие полезно дл своей души и нищелюбие --- средство самозащиты.

Общие места зависят от аудитории, ее широты и узости, от интересов аудитории и от того, какой пафос свойственен речи, которая охватывает аудиторию. Общие места для данного вида словесности не могут складываться стихийно. Они складываются не путем механического соединения смыслов разных речей, выделения в них общего и отбрасывания различного. Общие места есть результат обществен ного договора. Некоторые тексты, как, например, известные тезисы Лютера, выдвигаются когда-то и кем-то, к этим тезисам примыкают люди в своем сознании и объединяются вокруг этих тезисов. Общие места есть тексты, смысл которых служит объединению вокруг этого смысла других текстов с разной композицией.

В книге "Исход" сформулированы десять заповедей. Эти заповеди в своем содержании уточнены и воспроизве дены в книге "Второзаконие". Иисус говорит: "Я пришел не разорить закон, а умножить его". И повторяет десять заповедей теперь уже в аспекте христианского мировоззре ния на сущность человека.

Пример показывает, что десять заповедей, сформулированных в книге "Исход" как Божественное откровение, даются затем как закон мысли и поведения, к которому каждый человек, принимая религию, присоединяется. Таким образом изучение общих мест, есть: 1) нахождение ключевых текстов, выдвигающих общие места, к которым по принципу общественного договора примыкают другие люди и создаваемые ими тексты; 2) усмотрение того, какие тексты в своих композиционных формах к ним примыкают и что значит этот общий массив ключевых и примкнувших текстов с точки зрения охвата ими аудитории, которая всегда, как бы ни была широка, признает общие места исходя из общих интересов этой аудитории.

Этот процесс показан на схеме 4.17.

Схема 4.17

Символ КТ обозначает ключевой текст, ПТ --- примыкающий текст, ИА --- аудиторию и ее интересы, [ ] --- объединение текстов и аудиторий при соединении интересов аудиторий и основного содержания текстов.

4.3.2. Общие места дописьменной устной речи

Представление о том, что общие места складываются стихийно, как выделение общего содержания многих текстов и отбрасывание различного в них, вытекает из фольклористического понимания текстового процесса. В фольклоре одним из общих мест, что вытекает из пафоса фольклора, является анонимность ("стыдливость творчества", по выражению А.А. Потебни). Всякое утверждение, произносимое от одного лица, в фольклоре теряет авторитет, так как авторитетом в фольклоре является народ и его историческая традиция. Анонимность творчества не позволяет указать на автора фольклорного текста, иначе этот текст, авторизованный конкретным человеком, станет просто репликой в диалоге.

Однако это не значит, что в фольклоре нет ключевых текстов. Ключевые тексты фольклора --- пословицы. Содержание норм жизни народа в пословицах как в ключевых текстах соединяет все фольклорные жанры. А.А. Потебня показал в "Теории словесности", что басня возводится к пословице и что остальные более пространные жанры опираются на общие места, данные в пословицах.

Систематизация норм, данных в пословицах, показывает, что они содержат циклы положений, которые впоследствии дают основы морали, гносеологии и философии и подводят к развитию позитивного знания. В первый цикл входят нормы родства и соседства, а именно:

1. Отношения своего и чужого (свое всегда имеет позитивную оценку, чужое --- либо нейтральную, либо осудительную).

2. Отношения мужа и жены (в разных пословичных фондах эти отношени разрабатываются с разной подробностью и формируют семейный обычай данного народа, но в любой системе пословиц утверждается крепость и устои семьи).

3. Отношения детей и родителей (в обязанности родителей входит воспитание детей, а в обязанности детей --- повиновение родителям и забота о них в старости).

4. Отношения старших и младших (долг старших --- наставлять младших, а долг младших --- учиться у старших).

5. Отношения блага и зла (благо понимается как материальное благо семьи и рода, а зло --- как ущерб материальному благу. В косвенном понимании благо есть также следование нормам фольклора и обычаям, так как они позволяют создать материальное благо).

6. Отношения родственников и неродственни ков --- одно из проявлений своего и чужого (с родственни ками можно держать совет и они обязаны советовать ко благу родственников, неродственники не обязаны давать совет обязательно ко благу обратившихся за советом неродственников).

7. Отношения соседей с пришельцами (с соседями надо жить в мире, а с пришельцами лучше поддерживать отношения и не вступать в ссоры).

8. Отношения друзей и врагов (друзья --- это родственники и соседи, с которыми поддерживаются отношения взаимопомощи, враги --- люди, посягающие на имущество и добрые отношени с родственниками и соседями).

9. Отношения хозяев и гостей (гости --- лица родственные, соседи и дальние лица, приходящие в дом; им надо дать кров и пищу, услужить им, хозяева обязаны угощать и ухаживать за гостями; гости повинуются хозяевам и не должны узнавать секреты хозяев).

Этот цикл определяет основы жизни в родственных и общинных коллективах. Поскольку основой этой жизни является создание и воспитание поколений, то формируют ся цели воспитания, его идеал.

Следующий цикл пословиц есть цикл народной педагогики.

1. Трудолюбие противопоставлено лени. Трудолюбие --- высша добродетель, лень --- злейший враг.

2. Честность противопоставлена нечестности . Честность понимается как мера труда и возмещения затрат труда. Нечестность --- противоположное осуждаемое качество.

3. Смелость --- способность разумно рисковать в борьбе со всеми видами зла, особенно во время нападения иноплеменников, качество, противоположное трусости . Качество смелости разрабатывается рядом пословиц, ограничивает разумный риск от неразумного.

4. Гордость --- достоинство, состоящее в поддержании своего доброго имени добродетельными поступками; ей противопоставляется утрата доброго имени вследствие недобродетельных поступков.

5. Терпеливость --- способность терпеть невзгоды и переносить труды для блага своего и ближних --- противопоставлено нетерпеливости.

6. Бескорыстие --- способность легко расставаться с приобретенным трудами благом в пользу родственников и соседей, противоположна корысти - накоплению тем или иным путем благ для своей личной пользы.

7. Скромность --- отсутствие чувства и поступков превозношени над другими в связи с тем, что оказал обществу услуги, в особенности обогатил его; противоположно отсутствию скромности.

8. Правдивость --- поведение (слова и действия), которое позволяет благодаря последовательности и понятности окружающим предвидеть поступки данного лица и строить свое поведение в соответствии с этим прогнозом. Противоположно неправдивости, но соотноситс с честностью, производно от честности.

9. Сила --- способность совершать физические и духовные усили с большей эффективностью, чем это могут делать другие лица. Сила противоположна слабости .

Этот цикл определяет добродетели человека, рожденные его воспитанием и способностями и рассмотренные вне его семейной и родственной принадлежности.

Легко видеть, что эти нормативные идеалы человека и его поведения в кругу отношений соседства и родства обращены на подчинение интересов отдельного человека интересам семьи, рода и племени. Важнейшим критерием добра являетс материальное благополучие этих ячеек общества. Одновременно существует ориентация на отторжение несвоих, т.е. людей, относящихся к неродственным группам. Таковы принципы и направленность морали по данным пословиц.

В графическом виде эти отношения представлены на схеме 4.18.

Схема 4.18

Ряд правил поведения направлен на создание методов познания. Правила познания отмечают способность к познанию:

1. Ум --- врожденное и благоприобретенное качество человека, позволяющее ему задумывать и реализовывать свое поведение с наибольшим эффектом, т. е. умением приобретать материальные блага с наименьшей затратой сил. Противоположное качество --- глупость.

2. Знание --- предпосылка компетентных решений ума, представляющее собой осведомленность в ситуации и знание прошлого. Противоположное качество - незнание.

3. Истина --- соответствие знаемого или предположенного в уме действительному положению дел. Ложь, качество, противоположное истине, - заблуждение. В заблуждение можно впасть по незнанию, по неправильному предположению, изза неверных сведений, сообщаемых другими.

Эти общие места занимают центральное место в правилах поведения. Они управляют поступками как основной их регулятив. От него зависят и получение знаний, и развитие умений. Получение знаний строится по следующим категориям:

1. Явление и его признаки ("по когтям узнают льва, по ушам --- осла").

2. Подобное --- неподобное ("что к чему идет","похож, как свинья на быка, только шерсть не та").

3. Однородное --- различное ("не в моем ли ты хлеву родилась", "в семье не без урода").

4. Единое --- противоположное ("одинцу нет дружка", "с погани не треснешь, с чистоты не воскреснешь").

5. Полное --- неполное ("без пяти просвир обедни нет, а шестая --- в запасе", "тесто --- атаманская булава").

6. Целое --- часть ("полтина без алтына, без сорока семи копеек").

Эти гносеологические правила построены следующим образом: то, что встретилось в потоке времени, есть явление человеку, рассматривающему поток времени. Всякое явление имеет видимые признаки. Много явлений, сходных по признакам; такие явления считаются подобными. Среди подобных явлений многие имеют сходное происхождение; они однородны, другие --- нет, они разнородны. Однородные и подобные явления не встречаютс вместе. Они противоположны и поэтому каждое из противополож ных есть единство в его полноте, единая вещь с разными свойствами. Единая вещь с ее свойствами есть целостность, отнятие одного из свойств разрушит целостность, так как является частью целого, а целое отличается полнотой свойств. Здесь даютс правила дистрибутивного анализа элементов мира с целью установления инвариантов этих элементов.

Развитие умений строится на знаниях и выражено следующими нормами поведения:

1. Умение --- неумение ("этого не уметь, так и на свете не жить").

2. Искусное --- неискусное ("ученого учить --- только портить").

3. В шутку --- всерьез ("за морем по слову шишка").

Развитие знаний и основанных на них умений предполагает психологическую подготовку человека к совершению действий и поступков. В принципе человек должен быть активен. Поэтому он должен:

1. Отказаться от равнодушия и быть любовным (сказки о помощи слабым, которые затем оказали помощь).

2. Не впадать в отчаяние и в любой ситуации надеяться на благополучный исход (притча о лягушке, попавшей в молоко и сбившей масло).

3. Быть осторожным и не быть безрассудным (сказки и притчи о нарушении запретов и тяжелых последстви ях от этого).

4. Устанавливать свои желания в соответствии с возможностями (сказки о глупых девицах с большими претензиями к женихам, "Морозко" и т. п.).

5. Понимание границ возможного и знание невозможного (притчи о доставании луны с неба и т. п.).

Таким образом, формируются правильные идеалы деятельности. В соответствии с этими идеалами возможна успешная реализация данного поступка или действи и определение цели и средств следующего поступка в зависимости от результатов предшествующих. Это зависит от определения ситуации, в которой предстоит реализовать действия в соответствии с потребностями и намерениями. Оценка ситуации, деятельности или конкретного действия зависит от познания, умений и субъективной психологи ческой способности совершить действия и потому говорит об оценке природы вещей, оценке поступков и оценке человека по поступкам.

Оценка природы вещей в ситуации деятельности строится по следующим антонимичным парам свойств ситуаций и вещей в зависимости от их полезности для совершени действия поступка: неизменное --- изменчивое ("один Бог без греха"); свойственное - несвойственное ("плавает как топор"); существующее --- используемое ("за морем телушка-полушка, да рубль перевоз"); большое --- малое ("мал золотник да дорог"); лучшее --- худшее ("лучшее --- враг хорошему"); далекое --- близкое ("близок локоть, да не укусить").

Оценка умений совершить действия строится на оценке предполагаемых и реальных результатов поступка: обратимое --- необратимое ("слово --- не воробей, вылетит --- не поймаешь"); совместимое --- несовместимое ("курицы кричат петухами"); главное --- второстепенное ("были бы кости целы, а мясо нарастет"); уместное - неуместное ("заставь дурака Богу молиться, он лоб разобьет"); своевременное - несвоевременное ("бухнул в колокол, не глядя в святцы"); соразмерное - несоразмерное ("велика Федора, да дура"); целесообразное --- нецелесообразное ("ничего, что изба сгорела, лишь бы клопы подохли"); быстрое --- медленное ("вдвое дает тот, кто дает быстро"). Оценка человека по его способностям совершить действия строится по шкале хороший человек --- плохой человек ("не по хорошему мил, а по милу хорош"); чтобы такая оценка не преграждала человеку путь к стараниям, не вводила в отчаяние, окончательным критерием являетс оценка человека после его смерти ("мнение устанавливается за крышкой гроба"); эта оценка может быть негативной и позитивной ("от хорошего человека остаетс слава, от плохого --- грязь"); смерть, как итог жизни, требует стремлени оставить добрую славу ("от смерти не уйдешь").

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]