Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
теория на русском.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
828.93 Кб
Скачать

§ 4. Основные изменения в структуре предложения в средневерхненемецкий период

Средневерхненемецкий период и, в частности, первая его половина, связанная с расцветом рыцарской литературы (12 –13 вв.) не внесли в структуру предложения больших изменений, хотя некоторые тенденции развития, обнаружившиеся в древневерхненемецком, получили в этот период дальнейшее развитие.

Так, например, ещё больше усилилась тенденция к обязательному двусоставному оформлению предложения. Укрепилась также тенденция развития особого порядка слов в простом и сложном предложениях. Так, если место сказуемого в простом предложении не было ещё твёрдо фиксированным в древненемецком (а отчасти и в средненемецком), то уже намечалась дифференциация между порядком слов повествовательного предложения, с одной стороны, и вопросительного и побудительного предложений, с другой стороны. Уже в древневерхненемецкий период появилась тенденция к формальному замещению первого места в предложении при инверсии подлежащего посредством наречий: thô «тогда» и thar «там» (например: Thô nam her skild indi sper). Таким образом сказуемое отодвигалось на второе место в предложении и создавались предпосылки для закрепления начального положения сказуемого за определёнными типами предложений: за вопросительными предложениями без вопросительного слова и повелительными.

В средневерхненемецком формальное замещение первого места в повествовательном предложении при инверсии подлежащего является уже нормой. В качестве средства формального замещения первого места наряду с наречием dô (тогда) и наречием nu (в это время) используется частица еz, например:

«Ez was ein küneginne gesezzen über sê»=“Жила за морем королева“. Усиливается в средневерхненемецком и другая тенденция развития порядка слов: ещё чаще, чем в древневерхненемецком, встречается конечное положение сказуемого в придаточном предложении, хотя оно ещё не является нормой.

Несмотря на усиление ряда тенденций, связанных с формированием современной структуры предложения, средневерхненемецкий сохраняет некоторые особенности структуры древневерхненемецкого предложения, такие как:

1) В оформлении атрибутивных словосочетаний царит та же свобода расположения определения и определяемого, что и в древневерхненемецком, наряду с согласуемой формой прилагательного в качестве определения употребляется несклоняемая форма прилагательного (например: ein edel ritter guot «благородный славный рыцарь»).

2) Сфера употребления различных косвенных падежей также, в основном, совпадает с древневерхненемецким. Так, широко употребляется родительный разделительный, родительный при отрицании, имеется большое количество глаголов, управляющих родительным падежом.

3) Порядок слов в простом и в сложном предложении, несмотря на отмеченные выше процессы, также остаётся относительно свободным, особенно в поэзии.

§ 5. Развитие артикля

Артикль представляет собой особый вид служебного слова, который постоянно сопровождает существительное и образует с ним аналитическую форму. Он имеет главным образом чисто грамматическое значение. Он служит для выражения грамматических категорий существительного:1) соотносительные виды артикля der и ein выражают категорию определённости и неопределённости; 2) флексия артикля является одним из важнейших средств выражения категорий рода, числа и падежа существительного; само наличие артикля является признаком существительного как части речи (сравните: leben – das Leben, laut – der Laut, morgen – der Morgen).

Артикли, определённый и неопределённый, развились в немецком языке из знаменательных слов, определённый артикль образовался из указательного местоимения der, неопределённый - из числительного ein.

Постепенное развитие указательного местоимения der, die, das в артикль наблюдается уже в первых письменных памятниках древневерхненемецкого периода. Так, древневерхненемецкий ther, thiu, thaz систематически употребляются как указатели определённости существительного, если в тексте говорится о предметах или лицах, уже упоминавшихся (это так называемое анафорическое употребление), например:

«Sum man habêta zuuêne suni. Quad thô der iungôro fon then themo fater» = «Один человек имел двух сынов. Сказал младший из них отцу….»

Если речь идёт о лице или предмете неизвестном, неопределённом, то существительное употребляется без артикля, например: Furfarenti gisah man blintan = Проходя мимо, увидел слепого.

Вместе с тем в этот период определённый артикль находится ещё в самой начальной стадии развития. Он употребляется ещё не со всеми именами существительными, а только с существительными конкретного значения, когда речь идёт об отдельном предмете. Артикль не употребляется ещё с существительными отвлечённого значения, как, например: forhta – страх, maht – власть; с именами вещественными: uuazzar, uuîn; он не употребляется также с названиями предметов, единственных в своём роде, напр.: erda, himil и др.

В этот период отсутствует система соотносительных форм для выражения определённости и неопределенности существительного, сравните: der man – ein man.

С конца древневерхненемецкого периода происходит постепенное расширение сферы употребления определённого артикля. Он начинает употребляться с абстрактными существительными, названиями веществ, названиями предметов, единственных в своём роде, а также при генерализированном употреблении существительных, так у Ноткера: «Uuir uuizzen, daz tia erda daz uuazzar um begât…» = «Мы знаем, что землю окружает вода…»

К средневерхненемецкому периоду развивается также неопределённый артикль. Единичные случаи использования его встречаются уже в древневерхненемецком, например:

»Einan kuning uueiz ih» = «Знаю я одного короля».

Однако систематическое употребление определённого артикля наблюдается только, начиная со средневерхненемецкого периода, ср.:

«Ez wuohs in Burgonden ein vil edel magedin, si wart ein schoene wîp» = «Росла в Бургундии очень благородная девушка, она стала красивой женщиной».

В результате выработки двух соотносительных форм артикля, противопоставляемых по значению определенности и неопределенности существительного, постепенно завершается отрыв артикля от указательного местоимения и числительного и превращения в особый вид служебных слов с чисто грамматическим значением.

Постепенное расширение употребления артикля связанно: 1) с развитием его основного грамматического значения как показателя определенности и неопределенности существительного и 2) с тем, что артикль как служебное слово все больше входит в структурную ткань языка, приобретая в структуре языка новые функции.