Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
теория на русском.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
828.93 Кб
Скачать

§ 13. Система вокализма и консонантизма в древневерхненемецком

Краткие гласные: а, ё, ẹ, і, o, u.

Долгие гласные: â, ê, î, ô, û.

Дифтонги: ei (ai);ia (ea ie); ou; io; iu.

ё является старым германским звуком; напр.: hёrza, berg, eззan, erda. Гласный возник в результате умлаута краткого а, это так называемый первичный умлаут, напр.:gesti (от gast), wenden (от гот. wandjan).

Наличие долгих фонем в древневерхненемецком обнаруживается благодаря ряду обстоятельств. Во многих памятниках можно встретить обозначение долготы, а иногда и краткости. Особенно красноречивым является удвоенное написание гласных букв, напр.: saar (sofort), meer (mehr), huus (Haus). Обозначается долгота и диакритическими знаками, редко акутом ( ´ ), чаще циркумфлексом ( ^ ), напр.: wânen (wähnen), mâri (herrlich).

В древневерхненемецком долгие и краткие гласные фонологически противопоставлялись. Наличие такого противопоставления неопровержимо доказывается тем, что соответствующие пары могли встречаться в одинаковых фонетических положениях, напр.: êr (eher) и er (er). Так противопоставление â и а становится ещё более очевидным, если учесть этимологию этих звуков: долгое â восходит к ê германского языка-основы и в очень редких случаях к комбинации аn (в позиции перед h), когда в результате выпадения n a становилось долгим (это т.н. Ersatzdehnung), например: brâhta<*branhta претерит от bringan. Древневерхненемецкое краткое а всегда восходит к германскому краткому а, например:got. fadar – ahd fater; got. asts – ahd. ast.

Система консонантизма древневерхненемецкого в 9 в.

Диалектные различия в области согласных выступают в древневерхненемецкий период более отчётливо, чем в гласных. Сложным представляется и взаимоотношение согласных фонем с графемами, их обозначающими. Вследствие этого O.И. Москальская приводит состояние древневерхненемецкого консонантизма по восточнофранкскому диалекту, который по консонантизму ближе всех стоит к литературному языку.

Глухие взрывные: p, t, k, kw.

Звонкие взрывные: b, d, g.

Глухие спиранты: f (ff), зз (з), hh (ch) h.

Звонкий спирант: th (dh).

Аффрикаты: pf, z (ts).

Фарингальный: h.

Боковые: l, r.

Носовые: m, n.

Полугласные: j, w.

Полугласные j, w употребляются ограниченно: в конце слов они не встречаются вовсе, в середине относительно редко. В алфавите нет специальных букв для их обозначения: j обозначается как i, редко как е; w пишется большей частью как u (v). Тем не менее они фонологически противопоставляются тем гласным, с которыми они часто смешиваются в буквенном обозначении. Так w обозначается удвоенным uu, или сочетанием vu, например: uuesan (sein); uunna (Wonne), frovun (Frau). J перед гласными e, i передаётся на письме буквой g, чередующейся с i перед задними гласными.

Древненемецкий полугласный w скорее напоминал современное английское w, чем современное немецкое, и был близок к гласному u.

В начале слова германское w остаётся в древневерхненемецком без изменений перед всеми гласными. Однако в германских сочетаниях wr, wl в начале слова w в верхнедревненемецком исчезает, причём ещё до появления древнейших письменных памятников, ср.: ahd rehhan «преследовать» и got. wrikan, ahd antluzzi и got. wlits «лик, лицо». Ср. также нем.: reißen, ritzen с англ. to write.

Германское h, которое первоначально всюду вступало как глухой гуттуральный спирант (ср. современный немецкий ach-Laut), обнаруживает во всех германских языках склонность к превращению в придыхательный звук, либо же к полному исчезновению. Германское h могло выступать в разных позициях. Так, например, в начале слова оно могло стоять не только перед гласными, но и перед согласными h, r, n, w, ср.: as. hlût «громко», hnîgan «склоняться, кланяться», hrêo «чрево», «труп», hwît «белый».

Германское h превратилось в придыхание всюду, где оно стоит в начале слова, например: hano (Hahn) и внутри слова между гласными – sehan (sehen). Это h сохраняется ещё в древневерхненемецком качестве спиранта после слогообразующего гласного в конце слова: sah (sah), zôh (претерит от ziohan).

Сочетания hl, hn, hr, hw в начале слова утрачивают h начиная с IX в. Таким образом, более ранние hlût, hnîgan, hrêo, hwîz и т.д. в IX в. превращаются в lût, nîgan, rêo, wîz и т. д.

Древневерхненемецкий сохраняет древнее общегерманское r (ср. например: ahd reht, got. raihts «правый, справедливый, правильный», ahd beran – got. bairan). В позиции внутри слова количество r сильно возросло, благодаря явлению ротацизма, характерного для западной группы германских языков (ср.: got. maiza- ahd mêro; got. dius, G. Sg. diuzis- ahd. tior).

Противополагались фонологически оба переднеязычных щелевых [s]: старое германское s и древневерхненемецкое перебойное з, которые чётко различались графически и встречались в одинаковых фонетических позициях (в поствокальном положении), ср.: lâsun „lesen“(3.P.Pl.Prät.) и lâззan „lassen“. Отличительным фонетическим признаком германского s являлась его шепелявость.

Долгие согласные. В древневерхненемецких памятниках было широко употребительным удвоенное написание согласных. Удвоенные (долгие) согласные были, во-первых, унаследованы ещё от германского языка–основы, ср.: ahd wessa (wusste), swimman, kunnan, wolla – got. wissa, swimman, kunnun, wulla.

Во-вторых, они явились результатом западногерманского удвоения согласных, по которому сочетания согласных с j и плавными давали удлинённый согласный. При этом j, вызывавший геминацию, исчезал, ср.:

ahd sippa (Sippe), huggen (denken), willo (Wille); akkar – got. sibja, hugjan, wilja; akrs.

В-третьих, по второму передвижению согласных в интервокальном положении после краткой гласной возникли удвоенные спиранты зз, ff, hh, ср.: ahd eззan, gigriffan, brehhan, lâззan – got. itan, gripans, brikan, lētan.

В-четвёртых, удвоенные согласные возникают в результате стяжения при выпадении разделяющего их гласного; это часто имеет место в претерите слабых глаголов 1 класса и в ряде других случаев, напр.: skutita > skutta (schütten), ratita > ratta (rettete), hêriro > hêrro (Herr).

Итак, графическое удвоение не просто случайное написание, а является отражением противопоставления долгих согласных кратким.