Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен ПК.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
572.42 Кб
Скачать

31.Основные уровни ведения беседы.

Д. Бьюдженталь (1987) выделяет важнейшие шаги консультанта по построению полноценной общности и контакта:

Распределение ответственности за ход интервью. Один из способов помочь и поддержать погружение клиента в работу со своими реальными проблемами состоит в передаче ему основной ответственности за развитие беседы. Особенно важно это на начальных этапах консультирования, когда еще не выявлены наиболее существенные проблемы. Именно клиенту предлагается выбирать направление обсуждения и проявлять основную "вербальную активность", самому решая, на каких вопросах и в какой форме стоит сосредоточиться в данный момент.

Обращение к неявному содержанию. Как известно, в обычном общении люди привыкли основное внимание уделять эксплицитным (хорошо явленным), в основном вербальным аспектам. В ситуации психологического интервью этого совершенно недостаточно, т.к. именно скрытые от внимания человека (неявные) составляющие его общения и поведения и становятся, как правило, ценнейшими ресурсами осознания его глубинных проблем. Фактически собеседники в общении проявляют гораздо большее содержание, нежели сами видят и понимают. Поэтому консультант в процессе взаимодействия с клиентом стремится помочь ему осознать больше, точнее и глубже и использует для этого им самим (клиентом) сказанное и выраженное.

Обращение к субъективности. В процессе работы с неявным, скрытым содержанием консультант может затрагивать различные темы и вопросы, однако, очевидно, что наибольшее внимание при этом уделяется проявлениям субъективности клиента, попыткам поднять на поверхность то или иное содержание его внутренней жизни.

К признакам проявления субъективности, на которые при этом можно ориентироваться, относятся следующие характеристики высказываний клиента: первое лицо, настоящее время, проговаривание чувств, переживаний, присутствует интенциональность, направленность, конгруэнтность между содержанием высказывания и непосредственным переживанием, при выражении чувств и ощущений используется меньше вводных слов и определений, меньше абстрактного, больше конкретного.

Поддержание непрерывности процесса общения. Речь идет о целесообразности в каждой беседе (сеансе) выделять одну или несколько основных тем и вопросов, наиболее важных на данном этапе работы, и стараться удерживать их в центре внимания хотя бы некоторое время. Причем, консультанту иногда приходиться прилагать немалые усилия для сохранения такой фокусировки, даже идти на конфронтацию с клиентом, чтобы не позволить ему увести себя в сторону. Суть в том, что сосредоточенность на конкретном вопросе в течение достаточного времени повышает шансы выйти на достаточную глубину обсуждения и осознания. И наоборот – частая смена тематики мешает достижению необходимой концентрации и вовлеченности в беседу и почти неизбежно ведет к переходу на более поверхностные уровни общения.

Все перечисленные направления внимания и действий консультанта, безусловно, очень важны для создания полноценного терапевтического союза (альянса), для обеспечения условий эффективной глубинной работы клиента. Однако решающим "фактором" выступают все же сам консультант, уровень его собственного присутствия и вовлеченности в психологическое интервью.

С одной стороны, во время работы консультанта с клиентом уровень их общности и союза зависит от степени присутствия клиента и его готовности к самораскрытию. Но, с другой стороны во многом судьба альянса зависит от присутствия и уровня общения самого консультанта, от степени его выразительности и доступности. В противном случае, при значительной диспропорции в сторону большей закрытости консультанта, появляется риск манипулирования с его стороны.

Полноценный контакт, достаточно высокий уровень взаимного доверия, искренности и общности позволяют консультанту надеяться, что его активность, иногда довольно настойчивая и даже конфронтационная, его разнообразные "интервенции" будут правильно поняты и приняты клиентом и помогут последнему по-настоящему присутствовать, честно и мужественно взглянуть на свою жизнь и добиваться ее большей аутентичности.

32. Перенос. Когда психотерапевт и пациент впервые встречаются, они взаимно оценивают друг друга. На протяжении большей части сессии они общаются друг с другом как взрослый со взрослым. Пациент изучает личность и профессионализм психотерапевта. Он ищет ключи к характеру аналитика в обстановке комнаты, вещах и книгах. Манера психотерапевта проводить распрос говорит о его профессионализме, намерениях, чувствительности и эмпатии.

Задача психотерапевта - не только войти в глубокий контакт с болью пациента, но и найти сильные стороны и возможности личности пациента, которые могли бы помочь выдержать практические и эмоциональные требования, предъявляемые длительной психотерапией, ориентированной на личностные изменения. К числу сильных сторон и возможностей личности пациента нужно отнести его желание продолжать психотерапию, несмотря на то, что дальнейшее продвижение вперед порой приносит боль, а чувства ненависти, гнева и разочарования иногда заполняют терапевтическое пространство. То же относится и к психотерапевту. Этот аспект их отношений впервые обозначен был представителями психодинамического направления стал известен как "терапевтический (рабочий) альянс", союз, заключаемый между сознательными, взрослыми частями обеих сторон главным образом в интересах развивающегося поля сознания пациента и усиления его сознательного выбора по мере продвижения анализа.

Как уже было отмечено выше, взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом включают реальный контакт, когда клиент обращается с терапевтом как с реальным живым человеком, со всей его уникальностью и неповторимостью. Но также могут иметь символический аспект, основанный на переносе – когда клиент относится к терапевту как к другому человеку, оставаясь в прошлом, а не «здесь и теперь».

Основная работа терапевта психоаналитического направления сосредоточена на символическом полюсе отношений, на анализе переноса. Фокус психотерапии представителей гуманистического направления (разговорной терапии по К. Роджерсу, гештальт-терапии и др.) на создание «Я-Ты» отношений, на основе искренности, безоценочного принятия и эмпатии, когда терапевт присутствует как живой человек в диалоге с клиентом. Тем не менее и одни, и другие «делают общее дело» - способствуют процессу освобождения клиента от навязчивого наследия прошлого, когда старый опыт хронически переносится в новые ситуации и мешает реагировать спонтанно на сегодняшний момент, стремятся восстановить способность включаться в актуальные контакты с окружающим миром.

В терапевтических отношениях, как и в жизни, присутствуют и символические (относящиеся к переносу) и реальные аспекты отношений. Задача терапевта выяснить, что соответствует действительности, а что нет. Осознание переноса дает возможность разделять реальные и символические отношения. Для этого терапевту необходимо постоянно отвечать на вопросы: «Не являются ли его чувства спровоцированными клиентом?», «Как клиент вовлекает терапевта в старый опыт?», «Что за желания у терапевта к клиенту», «Насколько терапевт включает собственные реакции и анализирует их вместе с клиентом?»

Присутствие психотерапевта вместе с конгруэнтностью, безусловно положительным отношением и эмпатией призваны обеспечить необходимую глубину и интенсивность взаимосвязи собеседников, встречу их субъективностей, что составляет основу контакта консультанта и клиента, их общности, "терапевтического союза" (альянса).

Собственно терапевтические отношения, создающие условия для конструктивных изменений и роста клиента, возможны на основе полноценного терапевтического союза – мощного объединения сил консультанта и клиента, которое дает энергию и поддерживает долгую, трудную и часто болезненную работу жизнеизменяющей психотерапии". При этом консультант является для клиента "полноценно живущим человечным соучастником, а не равнодушным наблюдателем-специалистом (Д.Бьюдженталь, 1987).

Перенос является центральным для описания терапевтических отношений в психоанализе. Систематический анализ переноса наиболее важная составляющая психодинамической психотерапии.

Перенос был открыт З.Фрейдом, и вначале он считал перенос препятствием для лечения. Впоследствии он изменил свои взгляды и признал его полезным для интерпретации скрытых мотивов и чувств пациента.

Перенос - универсальным явление в процессе консультирования и представляет собой повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего — родителями). Р. Гринсон Creenson ихотерапии.саописания терапевтических отношений в псианализеммой № 1.и эмпетией 000000000000000000000000000(1994, с.182) предлагает следующее определение: "Перенос является переживанием чувств, влечений, фантазий, установок и психологических защит, по отношению к личности в настоящем, которая не является подходящей для этого, но есть это повторение реакций, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми. Подчеркнем, реакция переноса представляет собой повторение прошлого и неприемлема в настоящем"

Перенос как психологический феномен присутствует в любых межличностных отношениях и является разновидностью проекции, поскольку представляет собой приписывание другому (терапевту) неких особенностей, имеющих происхождение из личного опыта пациента. Перенос особый вид проекции, поскольку в настоящем на терапевта проецируется то, что раньше выступало как проекция на родительскую фигуру.

Особенности переноса

1. Перенос – это некое иллюзорное представление, связанное с бессознательным проецированием на терапевта позитивных и негативных качеств, принадлежащих значимым людям из прошлого пациента. Реакции переноса являются более вероятными в позднейшей жизни по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, первоначально выполнявшиеся родителями. Следовательно, возлюбленные, лидеры, авторитеты, терапевты, учителя, актеры и знаменитости особенно склонны активизировать реакции переноса. Ситуация психологического консультирования способствует развитию и использует их для интерпретации и реконструкции (Фрейд, 1905с, 1912а). Психотерапевт является главной мишенью для реакций переноса, так же и как все важные люди в жизни индивидуума. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т.е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени.

2. Для переноса характерно повторение и неуместность. Неуместность проявляется в интенсивности, противоречивости, непостоянности, стойкости, которые сигнализируют, что в работе имеет место перенос. Это остается верным, не только когда такие ответы имеют место по отношению к терапевту, но также и тогда, когда они возникают по отношению к другим людям. Реакции, которые не соответствуют характеру или месту, есть явления переноса.

3. Реакции переноса бессознательны, хотя некоторые аспекты реакции могут осознаваться. Индивид, переживающий реакцию переноса, может осознавать, что он реагирует чрезмерно или странно, но он не знает истинного значения этого. Он даже может интеллектуально осознавать источник этой реакции, но он не осознает некоторые важные эмоциональные или инстинктивные компоненты этой реакции или ее цели.

4. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта.

5. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.

Типы переноса

1. Позитивный перенос. Позитивный перенос существует, когда пациент испытывает по отношению к терапевту положительные чувства: любовь, нежность, доверие, влюбленность, симпатию, интерес, увлечение, восхищение, безрассудную страсть, сильное душевное волнение, сильное желание или почтение. Несексуальные, неромантические, мягкие формы любви способствуют формированию рабочего альянса. Это чувства, близкие симпатии, доверию, уважению в особенности. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении.

Другая важная форма позитивного переноса имеет место, когда пациент влюбляется в психотерапевта. Это регулярно случается при работе с пациентами противоположного пола. Эта любовь, возникающая в ходе психотерапии, имеет удивительное сходство с любовью в реальной жизни. Это случается так регулярно в психотерапии потому, что пациенты имели болезненные переживания в этом отношении в своей прошлой жизни.

2. Негативный перенос используется для обозначения чувств переноса, которые основаны на ненависти в любой из ее многочисленных форм.. Негативный перенос может быть выражен как ненависть, гнев, враждебность, недоверие, отвращение, антипатия, нелюбовь, негодование, горечь, зависть, неприязнь, презрение, раздражение и т. д. Это всегда присутствует в психотерапии, хотя часто его гораздо труднее раскрыть, чем проявления позитивного переноса. Не только пациент защищает себя, от осознания негативного переноса, но и психотерапевт сам бессознательно "подыгрывает" этому сопротивлению. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности.

Теория переноса оказалась великим открытием, повлиявшим впоследствии на всю психотерапию. Её важность заключается в признании того факта, что терапевтические отношения отражают всю историю проблем пациента и даже всю его жизненную историю. Ценность переноса в психотерапии заключается в том, что его выявление позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями (родители, близкие), модифицирует реакции настоящего.

Таким образом, отношения психотерапевт-клиент включают как реальные отношения, так и иллюзорные (называемые еще символическими), связанные с переносом. Терапевту важно осознавать (и это его ответственность), какие клиента отражают реальность, то есть являются реакцией на то, что реально происходит в отношениях, а какие являются переносом.

Современные психоаналитики считают, что психотерапия должна предоставить возможность и для глубокой проработки проблем, и для анализа переноса. На раннем этапе нужно понять переживания клиента, работать над расширением осознания взаимоотношений. В дальнейшем терапевт помогает клиенту увидеть, что его реакции на терапевта обусловлены позициями и ожиданиями, которые клиент несет повсюду и что его объяснения событий в отношениях не являются единственно возможными.

К. Юнг писал, что проецируются любые высокоэмоциональные содержания человеческой психики, а интенсивность переноса пропорциональна важности субъективного содержания. Осознание проекции приводит к потери его силы, но её содержание не исчезает бесследно, поскольку сила переноса является эмоциональной силой самого пациента. Терапевту следует вернуть пациенту эти ценности, необходимо стимулировать пациента осознать субъективную ценность личностного и безличностного содержания его переноса.