Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
practicum.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
1.07 Mб
Скачать

Вопросы

1. Почему в тексте используется название "Поднебесная"?

2. Почему в тексте "единство и равенство" объявляются естественными состояниями" китайцев?

3. Чем обусловлены идеалы естественности?

Направление выбрано неправильно

Давным-давно жил-был некий Хао в местности Чжун-юань, расположенной близ реки Хуанхэ. Однажды он отправился по делу в Княжество Чу, которое находилось близ реки Янцзы. Княжество было расположено к югу от местности Чжун-юань, но Хао приказал кучеру взять направление к северу.

По дороге ему встретился человек. Между ними завязался разговор. Тот сказал:

— Земляк, вы же взяли неправильный курс. Чтобы попасть в княжество Чу, надо двигаться на юг. А вы почему-то едете на север.

— Это ничего! У меня лихая лошадь, и она бежит очень быстро, — ответил путешественник.

— Мало ли что у вас лошадь лихая и бежит очень быстро, но по этому направлению ни в коем случае нельзя доехать до княжества Чу.

— У меня довольно много денег на эту поездку.

— И большая сумма денег вам тоже не поможет. Я повторяю: по этому направлению вы никак не достигнете нужного места.

— Однако ж, знаете ли вы, что у меня способный кучер? Он мастерски управляет лошадью!

Так и не осознав своей ошибки, Хао поехал дальше.

Мы можем со всей ответственностью заявить: чем лучше у него лошадь, чем больше у него денег и чем ловчее его кучер, тем он будет дальше от княжества Чу.

Вопросы

1. Определите сущностные черты китайского менталитета.

2. Что не понял Хао?

Юй-гун сносит горы

Там, где сейчас равнина, некогда громоздились горы Тайханшань и Ваньушань. Высота их над уровнем моря составлял около 10 тысяч чжанов, и, чтобы обойти эти горы, надо было проделать путь в 700 ли.

На севере от гор Тайханшань и Ваньушань жил старик. Все в деревне звали его Юй-гун — «добродетельный старик». Ему было около девяноста лет, и люди рассказывали о его добрых делах. Дом Юй-гуна находился у самого подножия гор, и всегда надо было делать большой круг, чтобы попасть на дорогу, ведущую к городу Юйчжоу. Редко, очень редко выходили со двора дети и внуки Юй-гуна, да и из деревни люди раз в год с трудом выбирались в город. Очень сердили старика горы, и он ванашивал мысль — убрать горы Тайханшань и Ваньушань, чтобы они не мешали человеку.

Однажды Юй-гун созвал всех домашних и сказал им:

— Эти горы загородили нам выход к людям. Мы должны приложить все усилия и снести, срыть эти горы, дать людям землю и открыть прямой путь к городу. Тогда увидим жизнь.

Домашние согласились с предложением Юй-гуна. Только жена покачала головой и с сомнением сказала:

— С твоими силами, Юй-гун, не справиться и с маленьким холмиком, а ты говоришь о Тайханьшани и Ваньушани. Да и куда денем глыбы камня и земли? Не подумал ты, старик.

Все дружно ответили ей:

— Не беспокойся, бабушка! Найдем место! Камни и землю от гор будем тоносить в залив Бохот.

Юй-гун не любил откладывать дела и назавтра со всей семьей начал срывать горы. Его соседка-вдова прислала на помощь своего единственного сына. Мальчику едва минуло семь лет.

Работали все очень усердно, камни и землю сбрасывали в залив Бохот. Юй-гун так увлек семью, что за год они и трех раз не были дома.

Слух о том, что Юй-гун с домашними сравнивает Тайханшань и Ваньушань, дошел до равнины и берегов Хуанхэ. Здесь жил мудрец по имени Чжи Соу. Он решил проверить слухи о добродетельном старце и его мудром начинании. Долго поднимался Чжи Соу в горы. Наконец на самой верхушке он нашел старого Юй-гуна и его домочадцев. Все они с увлечением отбивали и уносили камни, копали землю. Мудрец втайне улыбнулся. А затем подошел к Юй-гуну.

— Какой же ты глупый, старик! Ты ведь стар и слаб! Ведь твоих сил не хватит даже на то, чтобы выдернуть корни дерева, а ты задумал снести две горы!

Юй-гун не рассердился, а только покачал головой:

— Вот ты действительно глупый. Ты даже глупее вот этого мальчика, сына вдовы! Да, я очень стар, мне осталось недолго жить. Однако после меня останутся сыновья, после сыновей — внуки, после внуков — правнуки. Вот так бесконечной чередой пойдут поколение за поколением, а горы ведь расти не будут… Так почему бы нам не снести эти горы?

Ничего не мог на это сказать мудрец и, не простившись, уехал с гор.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]