Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ставрополя- Тольятти.doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
27.11.2018
Размер:
1.45 Mб
Скачать

§ 24. Развитие народного образования и культурная жизнь

1. Развитие народного образования

Культурное строительство 20 - 30-х годов в Ставрополе происходило в тяжелых условиях. Стартовые условия представлялись не лучшими. Самарская губерния в дореволюционной России по уровню грамотности находилась на 33-м месте. В Ставрополе, по данным переписи 1920 г., грамотным было 55,5 % населения.

Ужасы гражданской войны, чапанного восстания и коллективизации привели к массовому закрытию школ. К примеру, в Кунеевке школьное здание было передано лесхозу. Редкие уцелевшие школы находились в плачевном состоянии, нуждаясь в ремонте, переоборудовании, новой мебели и учебных пособиях. Очень большой проблемой было снабжение школ дровами. Нередки были случаи, когда школы закрывались в холодное время года из-за их отсутствия.

Поэтому динамика роста числа школ в обозначенный период не может не радовать. Если в 1925 г. на территории Ставропольской волости насчитывалось около 10 школ, то в 1926 г. количество школ увеличилось до 16. В 1928 г. их число составило уже 46, а в январе 1933-го - 58. В основном открывались школы I ступени, обучение в которых длилось 3-4 года. Только в Ставрополе была одна школа II ступени.

В сентябре 1930 г. облисполком принял постановление о введении всеобщего начального обучения в Куйбышевской области.

Учебный год начинался 10 сентября, а заканчивался 15 мая, что было связно с полевыми работами. Продолжительность урока составляла 45 минут, перемены длились 10 минут. Была одна большая перемена 20 минут после 3-го урока.

Учителя постоянно жаловались на плохое посещение школ учащимися. Причин этому было много. У детей не было теплой одежды. Для таких ребятишек старались купить одежду за счет пожертвований или денег, вырученных от посевов на школьных участках. Часть ребят вместе с родителями занимались сельскохозяйственными работами и не могли регулярно посещать школу. Иногда детей просто оставляли дома сидеть с младшими братьями и сестрами. В селах, где преобладало нерусское население, были случаи, когда матери прятали своих детей, чтобы не пустить в школу, так как считали, что обучение к добру не приведет.

Большой проблемой для школ и властей было обеспечение учащихся учебниками и письменными принадлежностями: родители не всегда имели возможность купить их для своих детей. В 1926 - 1927 учебном году горячие завтраки получали дети только двух школ – Ставропольской школы № 1 (для всех детей) и в Ягодном (для 100 детей бедняков и батраков). В 1932 г. горячим кормили учеников в 30 школах района, что составляло 55,3%.

В связи с острой нехваткой педагогических кадров в 1930 г. было принято решение о создании на базе Ставропольской школы II ступени педагогического техникума, преобразованного в 1932 г. в агропедтехникум. Первых студентов набирали из числа выпускников школы крестьянской молодежи. Материальная база нового учебного заведения была плохой. В классах не было мебели, и студенты выпрашивали ее по ставропольским организациям. Учащиеся были плохо одеты, очень скудно питались. По существовавшей тогда карточной системе студенту полагалось всего 250 г хлеба в день. В студенческой столовой по талонам выдавали чашку супа, приправленного подсолнечным маслом, или чечевичную похлебку. При техникуме существовали курсы по подготовке учителей для сельских школ.

Оставалась актуальной и проблема ликвидации неграмотности среди взрослого населения. На II сессии губисполкома, состоявшейся в марте 1923 г., было принято решение обратить особое внимание на эту проблему. Однако, несмотря на все усилия властей, число неграмотных уменьшалось очень медленно. Так, в селе Тимофеевка в 1926 г. было 174 неграмотных старше 12 лет, а на курсах ликвидации безграмотности (ликбез) обучались только 30 человек. В селе Никольское из 388 неграмотных старше 14 лет желание обучаться изъявили только 76 человек.

В 1932 г. в Ставропольском районе было еще 4 тысячи неграмотных и 10 тысяч малограмотных взрослых, из которых учились только 65%. На столь неблагоприятное состояние дел обратили внимание краевые власти. По результатам II краевого слета культармейцев было отмечено отставание Ставропольского района и принято решение предложить Ставропольскому райкому ВКП(б) добиться «решительного перелома ликбезработы (работы по ликвидации безграмотности)».

В 1937 году неграмотность среди взрослого населения Куйбышевской области составляла 5 – 6 %. Является ли эта цифра результатом интенсивной работы или плодом приписок, сказать сегодня сложно.