Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
russkaya_pressa_o_tolstom.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
1 Mб
Скачать
                1. В. Дорошевич

              1. 60. «Русское слово», 1903, 28 августа

              1. Великому сеятелю

Помните ли Вы свое раннее детство, то счастливое, радостное детство, когда все так хорошо и в вас, и около вас и во всем мире? <…>

Прочтите своему ребенку «Детство» (если не заплачет он над ним – поплачьте над своим ребенком: он родился у вас слепым и глухим).

Все мы вступили в юность с семенами, посеянными в нашей душе великим яснополянским сеятелем. У иных эти семена разрослись. У других – заглохли, но все мы, все без исключения, лучше, чем были бы без Толстого.

Он проводит нас в юность, он не оставил нас.

Оказалось, что ему известны не только первые самые нежные и таинственные движения нашей младенческой души.., но и когда мы вступили в жизнь.., все, что мучило, волновало, терзало, доводило до отчаяния.., но у нас было спасение. У нас был ясновидец, который, сам страдая всем этим более или менее, чем страдали мы, помогал нам, давал нам ценой своих страданий просветы и облегчение.

На глазах изумленного мира, всего мира, развертывалось громадное, без конца и края, полотно, с которого смотрела вся жизнь: великаны и пигмеи, гении и ничтожества, цари и крестьяне, Божий дух, вложенный во всякое дыхание, в каждый цветок – все встало, такое живое. Такое многогранное, простое и таинственное.

Мы всматривались в это великое полотно, в это чудесное зеркало и видели себя, и понимали себя, и исправляли себя.

Шли годы.

На смертном одре другой великий писатель за один месяц до смерти торопливо написал карандашом, дрожащею обессиленною рукою. Самое важное. Самое нужное и торжественное: завет свой великому писателю Русской земли. Это самая возвышенная, трогательная и трагическая страница из истории русской литературы.

Два великих писателя, отдавшие подвигу писательства свою жизнь, видящие правду с двух сторон, и старший, не сознающий того нового, еще неясного, лишенного гармонической законченности, что пробудилось в душе у другого, спешит удержать его костенеющей умирающей рукой. <…>

Какая героическая, какая великая сила духа у человека, говорящего о себе уже в прошедшем времени! Не могила, не личные дела <…> Он собирает все искры угасающего сердца, чтобы оно вспыхнуло ярким огнем и осветило ту дорогу, которая ему представляется единственно правильной.

Каким героическим, каким великим духом обладал тот, кто не дрогнул, услышав этот голос, в чьей душе звучал другой, еще более громкий, еще более властный, зовущий туда, где человек ходит по стремнинам жизни, между провалами и пропастями. Он цепляется за выступы. Он идет подчас без дороги, но он идет на высоте, на бесконечной высоте, вблизи неба. Он пролагает дорогу.

Счастлива. Трижды счастлива та страна, где рождаются и живут такие гиганты, и если на днях она оплакивала одного, то сегодня она рада и счастлива, что в ней живет и творит другой, единственный…

Пускай же долго продолжается эта великая жизнь исключительного духа…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]