Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика .doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Раздел II. Общие моральные понятия

та же проблема, которую мы затрагивали, рассматривая моральное учение Милля (тема 11): общие нравственные положения не выво­дятся из частных ситуаций, отдельные примеры не обусловливают критериев оденки. Ведь всякий частный случай или пример, чтобы быть соотнесенным с моралью, сам должен быть оценен по ее принципам. Так что для того чтобы выделить некоторый частный случай в качестве морального примера, необходимо иметь крите­рий, по которому мы оцениваем что-то как хорошее или дурное. А это значит, что само положительное или отрицательное значение примера зависит от принятых общих положений. В ценностном плане общее приоритетно по отношению к частному. Высшие ценности воспринимаются как закон, которому должен соответст­вовать эмпирический мир, как должное, которое вменяется сущему.

Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть...

(И. Бродский)

Как элемент нравственного сознания идеал является одновре­менно ценноапным представлением, поскольку им утверждается определенное, безусловное, положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание оп­ределено в отношении воли человека и вменяется ему в обязатель­ное исполнение. Как мы увидим (в следующих двух темах), в структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом определяется содержание добра и зла, должною, правильного и неправильного и т.д.

Впрочем, роль идеала оценивается по-разному. По тому, призна­ется ли существование универсального и абсолютного идеала в качестве критерия выбора ценностей и оценки, моральные филосо­фы и вообще все те, кто рассуждает о морали, делятся на абсолютис­тов и релятивистов. Релятивизм выражается в следующей позиции: нет такой ценности или такого правила в данной культуре, относи­тельно которого в другой культуре не существовало бы прямо противоположного. Или в более сильной версии: нет такого норма­тивного и ценностного положения даже в одной культуре, относи­тельно которого трезвый ум, в ней же сопребываюший, не мог бы высказать иного, существенно отличного и не менее убедительного. Релятивисты считают, что нормы и ценности не являются сами по себе истинными и значимыми; они — адекватны тем задачам, которые стоят перед людьми в данных обстоятельствах. Проблема

Темя 15. ИДЕАЛ

237

релятивизма особенно остро встала в эпоху, провозгласившую себя словами Ф. Ницше: «Богумер». Массовая секуляризация сознания, плюрализация социокультурных стандартов и поведенческих сте­реотипов — благодатная почва для релятивизма. Разумеется, в со­временном обществе, в ставшем таким тесным и прозрачным мире многие ценности небезусловны и ситуативно изменчивы. И вообще, если правомерно говорить о моральном творчестве, то не должно ли оно предполагать приоритетность самой личности как субъекта лорали, личности, принимающей решения, действующей и выска­зывающей суждения, над предъявляемыми ей обществом нормами ценностями? (Оставляя пока вопрос открытым, мы продолжим ассуждение о релятивизме в следующих темах.)

1деал единства

Европейская культура начинается с идеала единства. В своих ранних формах он выражен в натурфилософском учении о беско­нечном едином начале Космоса, в гармонии с которым обретается подлинность существования. Древнегреческий философ Гераклит видел причину порока и духовной смерти в отпадении людей от космического закона — Логоса. Античное представление о всемир-юсти наиболее полно воплотилось в философии стоиков. Оно было эспринято христианством. Стоики (с индивидуалистических) и эаннехристианские мыслители (с соборных позиций) первыми показали, что в условиях индивидуализированного, автономного и взаимно обособленного существования человека реализация идеала возможна лишь как индивидуальное самосовершенствование, как преодоление собственных пороков — в нравственном возвышении каждого человека и духовном единении людей. Вознося молитву за оставляемых учеников, Христос уповает на единение всего человечества в Боге:

«Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин., 17:21, 23).

Идеалом единства обусловлено содержание нравственного дол­женствования: любить ближнего, как самого себя.

1 Секуляризация (от ср.-лат. secularis — светский) — освобождение от церковного и, шире — религиозного, влияния.

238