Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика .doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Раздел III. Нравственный опыт

ется. Стремление к наслаждению' определяет иерархию ценностей и мотивов гедоника, его образ жизни. Назвав добро наслаждением, гедоник сознательно сообразует свои цели не с добром, а с наслаждением. .,.

Типичное выражение этой нравственной установки мы находим у Б. Спино­зы: «Мы стремимся к чему-либо, — писал он, — желаем чего-нибудь, чувствуем влечение и хотим не вследствие того, что считаем это добром, а наоборот, мы потому считаем что-либо добром, что стремимся к нему, желаем, чувствуем к нему влечение и хотим его... Мы ничего не желаем потому, что оно добро, но, наоборот, называем добром то, что желаем и, следовательно, то, к чему чувствуем отвращение, называем злом» .

Человеку естественно присуще чувство радости от полноты жизни, игры телесных и умственных сил, ему блаженна память пусть даже нечастых мгновений полного отдохновения, веселья, захватывающего развлечения. Однако гедоник не просто ценит все это и стремится к этому. Он видит в наслаждении и личном счастье смысл жизни, свое предназначение.

Собственно говоря, для гедоника «жить значит наслаждаться», как заметил о сладострастном повесе Дон Гуане В. Г. Белинский. Более строго, в форме, нарочито антитетичной заповеди любви, принцип личного счастья сфор­мулировал Кант: «Люби себя больше всего, а Бога и ближнего своего — только ради себя» . Гедоник не задумывается над ответом на вопрос: «Во имя чего мы выбираем: жизнь во имя наслаждения или наслаждение во имя жизни» . Он уже выбрал — наслаждение. Причем наслаждение для гедоника безусловно; ведь «наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами» (Аристипп), и коль скоро высшее благо заключается в удовольствиях, то достигнут его «более всего те, кто не делает разницы между источниками наслаждений» (Гегесий) .

Не в связи с удовольствием, но в связи с отношением человека к удовольствию возникает нравственная проблема: если наслажде­ние оказывается тем, что представляет ценность саму по себе, то все остальное начинает восприниматься лишь как условие или , возможное средство наслаждения. Такая логика не знает ни меры, ни предела. Наслаждение и умеренность несовместимы, ибо всякая мера, всякий масштаб, накладывая ограничение на гедоническое

1 Спином Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв. М., 1955. Т. I. С. 464, 487.

2 Кант И. Критика практического разума, I, III // Соч. в б т. М., 1965. Т.4 (I). С. 409, примеч.

3 Аристотель. Никомахова этика, X, 5, 1175а, 17—18. Указ. изд. С. 275.

4 Ацогсн Ааэртскгш. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, II, 88, 96. М., 1979. С.131, 134. Ср. также Де Сад Д.А.-Ф. Философия в будуаре. М., 1992. С. 74-77, 123.

Тема 21. Удовольствие

317

стремление, обусловливает его, лишает его самоценности, наруша­ет принцип: «Жить, чтобы наслаждаться».

В связи с этим встает этическая проблема, касающаяся основа­ний поступков человека: может ли наслаждение быть фундамен­тальным моральным принципом? В ответах на этот вопрос мы находим в истории философии три подхода. Первый — безусловно положительный; он принадлежит представителям этического гедо­низма, в частности, киренаикам .

Другой подход — безусловно отрицательный; его разделяли не только религиозные мыслители, но философы-универсалисты. Как они (в частности, Кант и B.C. Соловьев) считали, критикуя гедо­низм, разнообразие вкусов, привязанностей и пристрастий не позволяет признать за удовольствием статус фундаментального морального принципа.

Третий подход, развивавшийся эвдемонистами, в частности, Эпикуром (см. тему 9) и классическими утилитаристами, нужда­ется в разъяснении. Эвдемонисты отвергали безусловность чувст­венных наслаждений. Однако эвдемонисты принимали возвышен­ные наслаждения, считали их подлинными и рассматривали их в качестве универсального морального основания поступков.

Как показывает теоретический и нормативный опыт гедонистической этики и полемики вокруг нее, невозможно сформулировать критерий истинных и ложных, подобающих и неподобающих наслаждений. Установление критерия удовольствия означает его ограничение, подчинение внешнему стандарту и, как следствие, отказ от его принципиальной приоритетности. Это относится и к той гуманистической точке зрения, согласно которой любое удовольствие допустимо, если из-за него индивид не нарушает своих обязанностей (в том числе содейст­вовать благу других людей и духовно совершенствоваться) и, значит, не ущемляет прав других людей.

Гедоническое мироотногиение

В гедонизме наслаждение — это высшая ценность; максимализи-рованное, т.е. доведенное до предела, наслаждение — это абсо-

1 Киренаики — античные философы, последователи Аристиппа Киренского.

2 Поскольку словом «гедонизм» в литературе принято обозначать как этику наслаж­дения, т.е. теорию, выводящую мораль из наслаждения, так и мораль наслаждения, т.е. систему взглядов и практических установок, согласно которой человек должен стремиться к наслаждению, — в нашем тексте, где возможно, это различие подчеркивается терми­нологически: определение «гедонистический» относится к теории, определение «гедони­ческий» — к характерам, взглядам и поступкам.

318